(первый выпуск)
24 января 2002 года в столице Казахстана в Верховном суде РК начался судебный процесс над Мухтаром Аблязовым, одним из лидеров оппозиционного движения “Демократический выбор Казахстана”, известным бизнесменом и бывшим членом Правительства Казахстана – министром энергетики, индустрии и торговли. Он обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями и в незаконном участии в предпринимательской деятельности.
Правозащитники и члены демократической общественности считают, что преследование Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова имеет явно выраженную политическую мотивировку, а выдвинутые против них уголовные обвинения связаны с желанием наказать их за участие в оппозиционной деятельности и нелояльность правящему режиму (см. информацию ниже).
В связи с тем, что открывшийся в Астане судебный процесс мы рассматриваем как политически мотивированный, и в связи с тем, что и правоохранительные, и судебные органы в Казахстане находятся под полным контролем правящей элиты, возникают серьезные сомнения в том, что расследование было объективным, а судебный процесс будет справедливым и беспристрастным.
Исходя из этого Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности будет вести пристальное наблюдение за ходом судебного разбирательства и информировать местную и зарубежную общественность о допущенных нарушениях и своих оценках этого процесса.
Судебный процесс начался в 10 часов утра. Несмотря на то, что председатель Верховного суда Казахстана Кайрат Мами заявил за несколько дней до открытия процесса, что процесс будет открытым, вход в здание Верховного суда был перекрыт полицейскими. Перекрыта для движения была также улица возле Верховного суда, а напротив здания и по его углам стояли наряды полиции.
Для участия в процессе в здание пропускали только по спискам, неизвестно кем составленным. Сначала пропустили участников процесса, потом родственников Аблязова и депутатов Парламента, затем – журналистов. При этом полицейские ссылались на какой-то “список аккредитации на процессе”. В этот список, несмотря на имевшиеся документы, не были включены представители независимых СМИ: телекомпаний “ТАН”, “ИРБИС”, “ЭРА”. Ограничения в доступе на процесс полицейские обосновывали тем, что зал судебного заседания рассчитан только на 60-70 человек. При этом в здании имеется другой зал значительно больших размеров
После долгих переговоров адвокатов с руководством Верховного суда в зал было пропущено восемь человек, представителей ДВК и Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, прилетевших из Алматы.
Примечательно, что входящие в здание Верховного суда проходили через металлоискатель и им предлагалось сдать все имеющиеся у них вещи (сумки, диктофоны) специально поставленному для этой цели человеку.
Судья Шаухаров, открыв процесс, сразу отказал в ходатайстве защиты разрешить проведение видеосъемки или хотя бы аудиозаписи в зале суда.
Один из прокуроров, реагируя на ходатайство защиты об изменении меры пресечения (с ареста на залог), нарушив принцип презумпции невиновности сказал, что Аблязов “совершил ряд уголовных преступлений” и поэтому должен находиться под арестом. Аблязов тут же выразил протест: \»Только суд вправе решать, совершил я преступления или нет”. Зал, где присутствует около 50 человек встретил эти слова аплодисментами.
Адвокаты Аблязова в соответствии с действующим в Казахстане уголовно-процессуальным законодательством предъявили ходатайство о допуске защитников от ДВК (шесть человек: депутатов Парламента и лидеров ДВК). Судья принял “соломоново” решение и предложил им выбрать одного защитника. В результате в качестве защитника, помимо адвокатов, был допущен только депутат Парламента Казахстана Толен Тохтасынов.
По делу проходят 47 свидетелей, опросить которых планируется до конца недели.
По словам одного из адвокатов экс-министра, предъявленные ему обвинения грозят восьмилетним сроком лишения свободы с конфискацией имущества.
24 июня в Москве прошел пикет в поддержку Аблязова и Жакиянова, организованный Клубом друзей Демократического Казахстана с участием “Международной Амнистии” и московской правозащитной организации “Мемориал”.
Исходная информация.
Уголовное дело против Аблязова было возбуждено в 1999 году Комитетом национальной безопасности Казахстана, одним из руководителей которого в то время был зять Президента Казахстана Рахат Алиев.
В сентябре 2001 года это уголовное дело было прекращено с формулировкой “за отсутствием состава преступления”, Аблязов получил письмо с извинениями от органов национальной безопасности.
В октябре ряд известных в стране людей, в том числе бизнесмен Аблязов, аким (губернатор) Павлодарской области Галымжан Жакиянов, вице-премьер Ураз Джандосов, министр Алихан Байменов, депутаты Мажилиса (нижней палаты) Парламента Булат Абилов, Толен Тохтасынов и другие объявляют о создании республиканского общественного объединения “Демократический выбор Казахстана” (ДВК) и выступают с заявлением о необходимости коренных политических реформ.
В ноябре практически все подписавшие это заявление либо уходят в отставку, либо их увольняют с государственной службы.
В декабре в отношении М.Аблязова вновь возбуждается то же самое уголовное дело, но теперь уже органами финансовой полиции.
В том же месяце возбуждаются уголовные дела в отношении бывших заместителей бывшего акима (губернатора) Жакиянова.
В январе 2002 г. проводится общее собрание демократической общественности, в котором активное участие принимают Аблязов и Жакиянов. Тогда же обнародуется политическая платформа ДВК.
В феврале проводится первая общая конференция ДВК и в состав Политсовета ДВК входят практически все руководители демократических партий и объединений страны.
В том же месяце в отношении М.Аблязова избрана мера пресечения — подписка о невыезде и начата полномасштабная проверка всеми имеющимися в распоряжении власти фискальными и контрольными органами всех предприятий, к которым имеет какое-либо отношение М.Аблязов. Проверка продолжается и в настоящее время.
В марте в газетах “Время ПО” и “Деловое обозрение. Республика”, имеющих отношение к Аблязову, публикуется текст депутатского запроса относительно пресловутых “швейцарских счетов”, предположительно принадлежащих Президенту Назарбаеву, его родственникам и ближайшему окружению.
27 марта Аблязова арестовывает финансовая полиция.
В тот же день суд в г.Алматы выносит решение о немедленной приостановке деятельности газет “Время ПО” и “Деловое обозрение. Республика” за неуказание выходных данных в нескольких номерах за прошлый год.
В тот же день телекомпания “ТАН”, также имеющая отношение к Аблязову, получает решение суда о приостановке своей деятельности на 2 месяца. Восемь проверок “ТАН” различными госорганами за две последних недели “нашли” несоответствие санитарным нормам.
27 марта ночью на охраняемой полицией крыше Госархива РК “неизвестными злоумышленниками” повреждается радиорелейное оборудование “ТАН”, и с этого момента вещание уже невозможно.
28 марта в Алматы Г.Жакиянов проводит чрезвычайное расширенное заседание Политсовета ДВК, на котором его избирают председателем. Распространяется ряд политических заявлений, создан пресс-центр \»Демвыбора\».
28-29 марта (02 часа ночи) в гостинице “Астана” (именно в этой гостинице остановился Г.Жакиянов) появляются майоры и капитаны Алматинской полиции, которые якобы “проверяют паспортный режим”.
29 марта (около 4 часов утра) “неизвестными лицами” из снайперских винтовок (найдены фрагменты разрывных пуль) расстрелян фидер (передающий кабель) телекомпании “ТАН”, находящийся, опять же, на охраняемой полицией телебашне. Телекомпания больше не имеет возможности вещать.
29 марта (8 часов утра) начальник полиции г. Алматы генерал Касымов и первый заместитель прокурора Алматы Мамытов прибыли в гостиницу “Астана” уже с новой версией происходящего: им, именно в таком высокопоставленном составе и при поддержке ОПОНовцев в бронежилетах и с автоматами Калашникова, необходимо срочно повидаться с Г.Жакияновым, чтобы вручить ему “разъяснение закона” о невозможности проведения 30 марта митинга.
Утром (10 часов утра) Галымжан Жакиянов выехал из гостиницы на дипломатическом автомобиле в посольство Французской Республики.
В тот же день днем сообщается о возбуждении в отношении его уголовного дела, и сразу же, в тот же день, полицейскими получена прокурорская санкция на его арест, так как он “не является на допрос”.
29 марта — 4 апреля полицейские и агенты спецслужб окружают посольство Франции, где находится Жакиянов, полицейские избивают сотрудников телекомпании “Ирбис”, с повреждением видеокамеры и изъятием видеокассеты, сотрудников телекомпании “ТАН”. В г.Астана отключают от эфира телекомпанию “Эра”, передающую новости, подготавливаемые телекомпанией \»ТАН\».
4 — 5 апреля (ночью) Г.Жакиянов под гарантии послов Франции, Великобритании и Германии, с одной стороны, и Министерства иностранных дел РК — с другой, покидает посольство Франции и отбывает под домашний арест, с нахождением в г.Алматы (так записано в специальном меморандуме, подписанном сторонами).
До 9 апреля никаких событий не происходит (7 — 9 апреля в Алматы проводится экономический саммит – “малый Давос”). Возле гостиницы “Анкара”,
10 апреля (8 часов утра) в дом, где находится под домашним арестом Жакиянов, врываются полицейские. Жакиянов на военно-транспортном самолете вывозится в г.Павлодар и помещается в барак на территории частного предприятия “Павлодарсоль”. Об этом ничего не знают послы европейских государств, подписавшие меморандум, и адвокаты Жакиянова.
С 10 апреля до настоящего времени Жакиянов находится в г.Павлодар, несмотря на то, что это является прямым нарушением меморандума, подписанного властями Казахстана и послами Франции, Великобритании и Германии.
Начиная с 12 мая у Жакиянова наблюдается резкое ухудшение здоровья. Несмотря на это, следователь Гусман Кусаинов продолжает многочасовые допросы. В результате этого 18 мая Жакиянов попадает в реанимационное отделение Павлодарской больницы с сердечным приступом.
С этого времени он продолжает находится в больнице, куда периодически приходит и проводит допросы следователь Кусаинов, что привело к том, что одна из лечащих врачей сделала заявление о том, что она снимает с себя всякую ответственность за жизнь и здоровье Жакиянова.
Налицо явная хронологическая взаимосвязь между политическими действиями М.Аблязова и Г.Жакиянова и силовыми \»ответами\» на это власти.
Налицо абсолютное отсутствие уголовной составляющей так называемых \»дел\» лидеров \»Демвыбора\» и явная, поглощающая все происходящее, политическая сущность процесса.
Власть нервничает, спешит и совершает ошибку за ошибкой. Адвокаты пишут горы протестов и жалоб на вопиющее количество процессуальных нарушений — власть молчит.
Власть уже совершенно не заботится о том, как она выглядит, совершая безобразие за безобразием, нагромождая одну ложь на другую, прикрывая беззаконие — произволом.
\»Рупор\» власти, советник президента РК Е.Ертысбаев: \»:на войне, как на войне: когда разгорается борьба, то начинает работать правило: цель оправдывает средства\». Вот так.
Однажды, в каком-то королевстве, такое уже было: король сделал все, чтобы некому было сказать о том, что он голый