В Кыргызстане разгорается скандал вокруг заявления секретаря Совета Безопасности России Владимир Рушайло, который во время своего официального визита в Бишкек 10 июня сказал буквально следующее: “Россия поддерживает политику президента Аскара Акаева по стабилизации внутриполитической ситуации в республике в связи с Аксыйскими событиями”. Местные аналитики (читайте статью Кубата Отарбаева) невольно фиксируют тот факт, что американское присутствие начинает выходить за рамки комплекса мероприятий по поддержке и решению антитеррористической операции в Афганистане, ради чего арендуется главный аэродром республики “Манас”. В этой горной стране полным ходом идет подготовка фундамента для разворачивания американской военной базы. Возможно, не одной… По всей видимости, США взялись напрямую влиять на внутриполитическую обстановку внутри Кыргызстана и отнюдь не демократическим и легитимными инструментами. Демонстранты из марша протеста идут на Бишкек на удивление дисциплинированно, соблюдая порядок и не давая по возможности лишнего повода к возникновения “аксыйского” прецедента, когда милиция открыла огонь на поражение. Впрочем, подоплека и тех кровавых событий тоже покрыта мраком, а резонов, чтобы списывать все на цепь трагических случайностей, остается с каждым витком эскалации напряженности все меньше и меньше. Все указывает на тонко разработанную схему, причем схему, разработанную отнюдь не в голове мятежного депутата Жогорку Кенеша, являющегося глубоким провинциалом даже среди других депутатов от южного Кыргызстана…
За всю свою президентскую жизнь Аскар Акаев не позволял, чтобы подконтрольные ему СМИ вылили столько грязи на международные фонды пропагандирующие демократические принципы общественных отношений, а также построение и идеалы гражданского общества, как это случилось за последние месяц-полтора. Во всех бедах обвиняются эти фонды, включая фонд Сороса, прямо указывается, что на их средства и благодаря финансовой поддержке Запада (читай США) кыргызская оппозиция разжигает пожары неповиновения. Иными словами, бишкекский режим, испытывающий сегодня острейший политический кризис, по-настоящему зашатался на самой кромке, за которой полный крах. Полный в том смысле, что он не предполагает никаких вариантов, сохраняющих лицо акаевской Семьи. И можно понять обиды “демократа” Акаева в отношении столпа мировой демократии – США. Но обиды некогда демократа №1 Центральной Азии не то чтобы никого не интересуют или вызывают лишь злорадство большинства соплеменников президента, они попросту не имеют никаких логических и моральных оснований! Ни Америка и тем более ни Россия не виновны в нынешнем состоянии кыргызского народа и ее президента — в этом виноват сам Аскар Акаев. Он расплачивается за демократическую риторику и ту разнузданность нравов, которая создала такую ситуацию, когда власть попросту самоустранилась от решения каких бы то ни было проблем; он расплачивается за поспешное, в обход России, Казахстана, Узбекистана и др., вхождение в ВТО; он расплачивается за то, что сделал Кыргызстан вотчиной для своих ближайших родственников и усугубил традиционный раскол между Севером и Югом… Список ошибок может получиться слишком длинным… И список этот, как две капли воды, напоминают цепь прегрешений, которые допустил другой президент, на какое-то время ставший родственником Аскара Акаева…
Но самое печальное, что Акаев давно потерял контроль над политической и социально-экономической обстановкой. С тех самых пор, как через кыргызскую часть Ферганской долины нагло в течение двух лет подряд прорывался на узбекскую сторону исламский экстремист Джумабой Намангани. Так что, даже если Штаты и не убыстряли бы процесс, кошмары неповиновения и, как венец всего, отставка Акаева, все равно случились бы. США на то и мировая держава, чтобы не пускать подобные процессы на самотек. Думаю лица, полномочные принимать решения, и не только те, которые касаются сугубо внутренней политики Штатов, всегда ясно и четко понимали, что никакой демократии в Центральной Азии не будет. Но правила игры требовали поддерживать все демократические ужимки руководителей новоявленных центральноазиатских государств. Кстати, из всех успешно выживает Ислам Каримов и, в какой-то мере, Туркменбаши, которые никогда не баловались демократией и всуе, с экспрессией прозелитов, не заклинали окружающий мир в своей стопроцентной демократичности. Они определились как страны, которые, прежде всего, заняты государственным строительством, а уж потом будут думать о правах человека и прочих общечеловеческих принципах.
Ныне в регионе единственная серьезная сила, с которой можно иметь соответствующие серьезные отношения, не тратя лишних слов и заверений в приверженности демократии, это Ислам Каримов со своим нищим населением. Но у Каримова любой мелкий чиновник или забитый жизнью дехканин (без разницы) в тысячу раз больше, чем какой-нибудь казах-чиновник или депутат, пропитан государственным духом. Первые, в отличие от вторых, не живут двойной жизнью и двойной моралью. В Узбекистане тоже, наверняка, есть чинуши, живущие и действующие, как какие-нибудь мафиози, но у них не принято появляться в софитах ТВ и делать себе паблисити как слуге народа… Казахский истеблишмент даже в этом показывает худшие образцы туземства, когда элита в меру воображения и средств репродуцирует те стандарты и правила, которые задает большая Семья. Получается порочная система нижестоящих семеек. Все хотят жить и иметь как президент, но никто не хочет пахать и думать, причем удачно и организованно за всех, как это должен уметь и делать – в идеале – любой национальный лидер, любой президент. Но двум братским народам в этом отношении явно не повезло. И Акаев, и Назарбаев последовательно на протяжении всех 10 лет не упускали ни одного шанса обогатить свое окружение за счет государства, за счет тех общественных накоплений, которые собрал Кыргызстан и Казахстан еще в советское время. Но всепоглощающее увлечение только одной задачей и усеченные усилия в отношении других забот, общегосударственных, сыграло с ними злую шутку. Они, все это время, вели себя так, будто они существуют одни в мире и никому до них нет дела. Когда большой и жестокий мир раскусил, каковы эти деятели, какова их квалификация как лидеров нации, до каких запредельных параметров размыта сформированная ими элита, он взялся их переработать. В обеих странах, несмотря на сравнительную малочисленность населения, очень много групп давления как внутри общества, так и за его пределами, т.е. внешнеполитические источники давления.
Таким образом, следующим слабым звеном в Центральной Азии предстает правящая верхушка Казахстана. Здесь, правда, с янки у местного президента свои счеты и расклады, главным из которых является нефтяной. Но вместе с тем бывший сват Акаева тоже подготовил почву для таких сценариев, допустим, стремительно теряя контроль, прежде всего, над истеблишментом. А слабых президентов, да еще в Азии, никто не любит – ни внутренние соперники, ни соседи-коллеги, ни мировые державы. Так что если кыргызский эксперимент и далее будет проходит так же эффективно, тогда схожий сценарий развития ситуации вполне возможен и в Казахстане. Тем более примечательно то, что агонизирующая кыргызская верхушка призывает себе в помощь Россию, которая априори должна быть против расширения США в регионе. Так ли это на самом деле? Россия может специально возбуждать против себя депутатов, вроде известного в Кыргызстане депутата Турсунбая Бакир уулу, заявившему журналисту К.Оторбаеву: “Россия, например, хочет, как и прежде, командовать нами и устанавливать свои порядки. Она даже не подозревает, что опоздала ровно на 10 лет. Получается, что для того, чтобы выдворить американцев с их базой из “Манаса”, надо связать кыргызстанскую оппозицию с западными грантами и обвинить ее в посягательстве на Конституцию”. Но на самом деле Россия помогает, таким вот, завуалированным, маневром, выжить соперникам и критикам Акаева. А значит, она действует в одной упряжке с Госдепом. В любом случае чересчур упрощенно воспринимать экзерсисы секретаря российского Совбеза нельзя. Вполне можно предполагать и то, что Россия играет двойную игру в регионе, ибо с такими деятелями, как Акаев и Назарбаев надо держать ухо востро, потому что в погоне за собственной краткосрочной выгодой (какой она им видится, но в итоге все их шаги деструктивны по своей природе!) они не постоят ни за какой жертвой и готовы упасть хоть черту в руки, лишь бы продлить свое существование в качестве высшего руководства своих республик.