Как называть тебя, столица южная?

Член-корреспондент академии наук Республики Казахстан, профессор археологии Карл Байпаков в статье “Сколько лет Алматы?” (Вечерний Алматы, 27.02.1998) пишет: “Официальная история столицы Казахстана Алматы начинается с 1854 года… Однако история Алматы уходит в глубь веков.” Основываясь на исторических, письменных и нумизматических источниках, в числе которых: “Джами ат таварах” Рашида-ад Дина (1274-1318), “Бабур-наме” Захириддина Мухаммеда Бабура (1488-1530), “Тарих и Рашиди” Мухаммеда Хайдара Дулати (1500-1551), в которых упоминаются средневековые Алмалык и Алмату, монеты чеканки монетных дворов Чагатайского государства, на одной из которых, хотя и несколько деформированной, уверенно прочтено – Алмату, К. Байпаков идентифицирует средневековые Алмалык и Алмату с современным Алматы.

Алмалык упоминается также в дневниках Шерефа-ад Дина Йезди, участника похода Тимура на завоевание Моголистана в 1389 году.

В сочинении Рашида-ад Дина “Джами ат таварах”, наиболее раннем из названных выше источников, рассказывается о событиях X-XII веков. Это действительно глубина веков – тюркский период. С середины XIV века Семиречье с Алмалыком или Алмату (или с обоими вместе) в составе вновь образовавшегося государства Моголистан. А могулы – это дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты, барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие, числом более 30 наименований. Среди них нет казахов, этот этноним еще не возник. Алмату – тюркский топоним, в котором корень слова – “ту”, а не “Алма”. В одном из тюркских языков (чувашском) “ту” означает – гора, верх, вершина. Алмату – яблоневая гора (яблоневые горы) – имя существительное, а не прилагательное – алматы. В глубине истории осталось Алмату, оно первично, не Алматы.

А что в истории официальной? 4 февраля 1854 года император Николай I подписал рескрипт о строительстве в Семиречье военного укрепления Заилийское. Высочайшее повеление было принято к исполнению немедленно. Уже в апреле военный отряд майора М.Д. Перемышльского на левом берегу реки Малая Алматинка ниже нынешнего проспекта Раимбека (бывшая Ташкентская улица) приступил к строительству. К осени того же 1854 года оно было завершено, что зафиксировано в статье 29772 Полного собрания законов Российской империи (том XXX, 1894 г.) присвоением вновь построенному укреплению наименования Верное. Оно было возведено на чистом, свободном от каких-либо построек или их развалин месте, было новым поселением в Семиречье. Совершенно новым.

К. Байпаков указывает: “Городище Алматы находилось на территории колхоза Горный гигант. Оно представляет собой несколько возвышенную площадку размерами 140х150 метров, защищенную четырехугольным валом из набивной глины. По его углам располагались круглые башни”.

Другие следы средневековых поселений обнаружены археологами на территории Ботанического сада, погранучилища и на склонах Коктюбе у телевизионной вышки. Далеко от них до возведенного отрядом военных строителей майора Перемышльского укрепления Верное, чтобы считать его продолжением средневекового Алмату. Веками исчисляется временной исторический разрыв между ними.

И местного оседлого населения там тогда не было. Подвоз материалов для стройки и военного имущества осуществлялся на верблюдах казахами из Капала – резиденции Приставства Большой орды (Старшего жуза), приставом которого и был майор М.Д. Перемышльский.

Казахи были заинтересованы в строительстве русской крепости (укрепление строилось для защиты Семиречья от набегов кокандцев) и охотно помогали Перемышльскому. Забегая вперед отметим, что выступивший из Верного отряд подполковника Г.А. Колпаковского в трехдневном сражении 19-21 октября 1860 года вблизи Узунагача наголову разбил и обратил в бегство 22-тысячное войско кокандского хана Худояра, намеревавшегося вновь подчинить себе казахов Старшего жуза, вышедших из его подчинения и принявших подданство России.

Летом 1855 года в Верное прибыли первые переселенцы – казаки 9-го и 10-го округов Сибирского казачьего войска (199 семей) и основали на юго-западе от укрепления Большую Алматинскую станицу. Осенью прибыли партии казаков Ишимского и других округов, возникла Малая Алматинская станица. Прибывшие из Семипалатинска татары образовали Ташкентскую слободу. Так возникло поселение Верное. Оно разрослось и 11 апреля 1867 года получило статус губернского города – центра Семиреченского военного губернаторства в составе Туркестанского генерал-губернаторства.

В 1868 году в город Верный прибыли переселенцы-крестьяне из Воронежской губернии (212 семей). Они привезли с собой в кадках яблони. В том числе и сорт Апорт, который в благодатных условиях Семиречья превратился в превосходный сорт с крупными ярко окрашенными плодами весом до 600 грамм. Апорт стал символом города, украсил его герб. Ему в житейском понимании обязан наш город своим послереволюционным наименованием, а не дикой яблоне Сиверса, растущей в горных лесах в районе города.

Верный развивался по тем временам достаточно быстро. По первому генеральному плану под застройку города в междуречье Малой Алмаатинки и Весновки было выделено 6 тыс. десятин земли из казачьих наделов; верхней границей был головной арык (ныне проспект Абая). Место новой застройки горожане назвали в отличие от Большой и Малой станиц и слобод (Татарской и Дунганской) новым городом.

В воспоминаниях автора генплана, архитектора Верного того времени Т.М. Зенкова записано: “К 1863 году в укреплении и его окрестностях отстроили 679 домов (один каменный), в которых проживало 6164 человека (4302 мужчины и 1842 женщины), возвели 1 церковь, 55 магазинов и лавок, 32 мельницы. Большинство населения составляли украинцы, поволжцы, туркестанцы казачьего и военного сословия”, а в энциклопедии В.И. Масальского “Туркестанский край”, изд. 1913г.: “Население города достигает 37000 человек (26000 русских, остальные таранчи, дунгане, сарты, татары, киргизы); в нём имеется 2100 домов, 9 церквей, Туркестанская церковная консистория, 4 мечети, 18 учебных заведений, в том числе гимназии – мужская и женская, школы – садоводства и лесная, небольшой областной музей, 66 фабрик и заводов (2 водочных и спиртоочистительных, 1 пивоваренный, 7 маслобойных, 4 кожевенных, 3 табачных и т.п.) с 313 рабочими и производительностью около 800 000 рублей в год; военное, общественное и коммерческое собрания. В начале 1909 года в Верном открыто Семиреченское отделение Русского горного общества”.

В январе 1921 года в Верном на основании постановления Туркестанского ЦИКа избирается Семиреченский областной революционный комитет во главе с Уразом Джандосовым. Одним из первых его мероприятий было переименование города. Решение о переименовании было принято 3 февраля 1921 года на торжественном заседании обкома КП Туркестана, облревкома, представителей ТурЦИКа, советских учреждений, пролетарских профсоюзов и мусульманской бедноты, посвящённого завершению Первого съезда казахской революционной бедноты, и оформлено приказом по Семироблревкому от 5 февраля 1921 года №12 “О переименовании г. Верный в г. Алма-Ата”, подписанном Уразом Джандосовым. Переименование утверждено Декретом ТурЦИКа 14 марта 1921 года.

Наименование “Алма-ата” выбрано по аналогии с названием центра соседней Сырдарьинской области Аулие-ата, в котором “ата” – отец, святой отец, всевышний. У Семироблревкомовцев получилось Алма-ата (Отец яблок). Позже по правилам послереволюционной грамматики русского языка утвердилась транскрипция “Алма-Ата”.

Это словосочетание – Алма-Ата – Отец яблок – прочно вошло в сознание людей. Под именем Алма-Ата наш город стал всемирно известным, сотворил всё, что сегодня в нём имеется, что позволяет ему и вне столичного статуса оставаться столицей – столицей южной, интеллектуальным, научным и культурным центром Республики Казахстан.

“Алма-Ата” — звучит возвышенно, достойно выражает величие дел своих созидателей, начиная с его основателей. Имя это честно заработано и отработано трудом многих поколений, 72 года город жил с этим именем. И не просто жил, а плодотворно созидал. Выше приведена статистическая характеристика Верного в лучшем в его истории 1913 году. Сравните с тем, что есть здесь сегодня, и задайтесь вопросом – какого исторического содержания, какого имени в нашем городе-миллионнике больше?

Очевидно, не “Алматы”. Оно его истинное содержание никак не отражает и звучит тускловато – не отец плодов прекрасных, являвшихся его визитной карточкой. Оно всего лишь имя существительное, произведённое от прилагательного алматы (яблоневый, яблочный).

Верховный Совет Республики Казахстан двенадцатого созыва на своей девятой сессии 28 января 1993 года принял первую Конституцию Республики Казахстан, в русском тексте которой наименование столицы дано в транскрипции Алматы. Так произошло переименование Алма-Аты в Алматы. Была Алма-Ата, стала Алматы.

В тексте ныне действующей Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, в пункте 3 статьи 2 сказано: “Административно-территориальное устройство Республики, местонахождение и статус её столицы определяется законом”. В тексте Конституции Республики Казахстан город Алматы не упоминается. Чтобы вернуть южной столице её прежнее имя “Алма-Ата”, вносить в неё поправку не нужно. Конституция название “Алматы” не защищает, не препятствует переименованию на иное название.

В “Казахстанской правде” 15 мая сего года опубликовано сообщение “Новое в ономастике”. Государственная ономастическая комиссия рекомендовала к публикации в печати “Инструкцию по русской передаче казахских и казахской передачи русских географических названий в республике”. Комиссия предлагает продолжить работу по восстановлению исторических названий населённым пунктам республики.

Это то, что нужно сделать с названием нашего города. Ему нужно вернуть название “Алма-Ата”. В нём его историческое содержание, от средневековых Алмалыка и Алмату – Алма, а от его древнего соседа Аулие-ата – Ата… и всё сотворённое основателями и последующими поколениями созидателей его.

Надеюсь читатели включатся в обсуждение предложений темы, а акимат Алматы и лично аким В.В.Храпунов воспримут настоящую публикацию как открытое письмо в их адрес.