Футбол. Политика. Казахстан

“Тема безнравственности некоторых футбольных судей-взяточников так близка к нашей казахской действительности, что я даже поначалу подумал, что решающим боковым арбитром, который украл победу у испанцев в пользу корейцев, был не египтянин, а кто-то из наших, из коридоров казахской власти”

Игра есть привилегия сытых.

Автор

\"\"

Итак, бразильцы стали пентакампионами, а Роналдо – королем футбола. Если сказать только это или сказать то же самое, но под несколько иным углом зрения, все равно, значит не сказать ничего нового по сравнению с уже известной истиной. Другое дело, если только что прошедший Чемпионат мира вызывает мысли, связанные не только с футболом.

Хотя футбол и является всего лишь разновидностью спорта, прошедший в Японии и Корее Чемпионат мира показал, что по некоторым основаниям эти два понятия являются если и не абсолютно тождественными, то в достаточной степени равновеликими. И действительно, как по длительности футбольного пиршества, так и по массовости охвата аудитории, Чемпионат мира по футболу не уступает Олимпийским играм. Поэтому в дальнейшем должны быть понятны и простительны наши некоторые смешения понятий о футболе и спорте. То есть, говоря спорт, мы в первую очередь будем подразумевать футбол, а говоря о футболе уже некуда деться от спорта.

Существует красивое выражение “Спорт и политика есть вещи несовместные!”. Но американский бойкот Московской Олимпиады, ответный советский бойкот Олимпиады в Лос-Анджелесе, недавние унижения российской команды на Зимней Олимпиаде в Солт-Лэйк-Сити, судейство в пользу Кореи на прошедшем Чемпионате мира по футболу (мундиале) и военный инцидент между двумя Кореями в финальный день мундиаля более чем убедительно опровергают этот красивый тезис. Если же внимательно присмотреться, то можно обнаружить, что спорт совместим не только с политикой, но и с идеологией, этикой, эстетикой, наукой, религией, индивидуальной и коллективной психологией, экономикой, финансами, техникой и технологией, социологией и политологией, этнографией и демографией, с военным делом, государственной безопасностью, правом и т. п. Наверное, легче сказать, с чем не связан футбол. Вместе с тем, исходя из того, что политика пронизывает буквально все области общественной жизни и с учетом того, что в конечном счете нас интересует казахстанская действительность, попробуем рассмотреть итоги прошедшего мундиаля под политическим и казахстанским углом зрения.

Спорт нередко вызывает ассоциацию с ИДЕЕЙ. С национально-консолидирующей идеей, как в Бразилии, или с идеей о здоровом образе жизни, как во многих других странах, в том числе и в Казахстане. Так, казахстанские власти (реальные, а не номинальные; то есть, тот же наш парламент, как власть – не в счет), как известно, пытались прививать казахстанцам в качестве главной идеи о здоровом образе жизни то идею о здоровой необходимости обливания ледяной водой, то идею занятий теннисом, а затем гольфом, то идеей занятий боксом, то идеей футбола. При этом, конечно, шла пропаганда в целом и спорта, как здорового образа жизни, но в разные периоды вместо абстрактного понятия “спорт” на первое место выходили соответствующие конкретные виды спорта.

Бразилия, как известно, переживает не лучшие времена, как политически, так и экономически. Поэтому там существует и своя политическая оппозиция. Но и в кошмарном бреду никому не пришла бы в голову мысль о том, чтобы бразильская оппозиция решилась подвергнуть хотя бы малейшей критике футбольно-идеологическую политику властей в целом и, в частности, целесообразность борьбы за титул пятикратного чемпиона мира по футболу. Вполне естественно, что футбольная идея, самозарождающаяся в бразильских массах, поддерживатся как властями, так и оппозицией. Бразильский народ, как бы он ни был голоден, кажется, умеет насытиться футболом. Во всяком случае участие бразильской сборной в мундиале, а затем и ее победа консолидировали все слои и группы бразильского общества. Хотя бы на время! Но при этом, на всякий случай не будем совсем уж забывать о благодатном бразильском климате, в условиях которого акулам капитализма совсем уж надо перестараться, чтобы довести простых бразильцев до состояния голодной смерти.

Что же касается казахстанского отношения к спорту, то ни “спортивного” обливания холодной водой, ни тенниса с гольфом, ни футбола у казахов раньше “в крови” не было. Исходя из того, что казахская власть не хуже Туркмен Баши временами впадает в ностальгию о чистоте крови титульной нации, а также с учетом того, что цивилизовываться все-таки необходимо для последующего выживания, мы видим, что власти, с одной стороны, пытаются реанимировать некоторые экзотические виды национального спорта, а с другой стороны, культивировать современные и даже элитарные виды спорта. Трудно, конечно, представить американцев, играющих в кумалак (букв. катышки, видимо, бараньи). Но еще труднее представить себе бедолагу-безработного с улицы Сейфуллина, играющего в гольф. Последнее замечание могло бы показаться всего лишь оживляжем, если бы после недавних соревнований по гольфу в Алматы, на котором присутствовала так называемая политическая и бизнес элита, по одному из проправительственных СМИ на полном серьезе не прозвучала бы мысль о том, что еще одной народной игрой в Казахстане стало больше. Народной ли? В Казахстане, где так называемая политическая элита так любит копировать западный образ жизни и одновременно демонстрировать свой казахский живот (толстый живот, как синтез умной казахской головы с большим казахским кошельком), особенно наглядно видна истинность изречения о том, что “Игра есть привилегия сытых!”.

Мораль и нравственность также пронизывают спорт. Конечно, заслуживает некоторого морального порицания Ривалдо, когда его преднамеренно ударили мячом по бедру, и он упал как подкошенный, держась при этом за лицо, но очевидно-преднамеренные судейские “ошибки” на мундиале, когда только наивный не думал о том, что они брали взятки (от южнокорейцев!), оставили горький моральный осадок в душе у миллионов поклонников честного, а не заказного футбола. Единственным утешением в этом отношении было то, что хоть полуфинальные и особенно финальные матчи в судейском отношении прошли безукоризненно.

Нашим культуроведам следовало бы обратить внимание и на такой феномен, как эстетика спорта, его культура, особенно в связи с такими выдающимися явлениями, как Чемпионат мира по футболу. Кто бы ни были чемпионами мира, они выглядят прекрасно. Бразильцы – особенно! А какими красивыми голами на любой вкус изобиловал мундиаль! Сам футбол прекрасен как спортивный спектакль, но с непредсказуемым и непридуманным сценарием, где есть место всем человеческим страстям, происходит столкновение самых противоположных характеров, где господствует бескомпромиссная борьба с обязательной победой и поражением участвующих сторон. История прошедшего мундиаля сродни очередной странице в истории военного искусства: в футбольных схватках не было недостатка в хитроумных замыслах, стратегической дезинформации, сокрытие информации о своих спортивных ноу-хау, не говоря уже о стратегии и тактике и т. п. Кстати, один из моих знакомых недавно откровенно признался, что до последнего как-то недолюбливал негров. Но после триумфального выступления сборной Сенегала, где, кажется, негры самые черные на свете, он понял, что и в них много прекрасного. А когда посмотрел, как играют в теннис негритянские сестры Венус, он нашел младшую из них – Сирену — даже более сексуальной, чем Анну Курникову. Сирена ему теперь даже снится… в эротических снах. Таким образом, прекрасное в спорте может излечивать людей даже от расизма. Продолжая же разговор об эстетике футбола, нельзя обойти вниманием и красоту футбольных стадионов, а о вращающемся японском футбольном поле просто невозможно говорить без превосходной степени сравнения. Иначе говоря, футбол прекрасен, а прошедший мундиаль представил его в еще более прекрасном обличии.

Эстетика эстетикой, но даже до бразильцев дошло, что в футболе результат не менее важен, чем его красота. Результативность в игре есть философия, скупая логика, сущность ее красоты, а красивая игра есть истинное проявление этой результативности. Что не мешает, однако, людям нередко смешивать кажимость с истинным проявлением сущности. Так, бразильский форвард Роналдо оказался самым результативным нападающим прошедшего Чемпионата, и, кроме того, в финальном матче с немецкой сборной именно он забил оба поистине золотых мяча в ворота Оливера Кана. Но своенравные журналисты по итогам мундиаля лучшим игроком признали все же не Роналдо, а Оливера Кана – вратаря сборной ФРГ. Конечно, на сегодняшний день Кан считается супервратарем, а перед финальной схваткой было принято совершенно справедливое решение о том, что независимо от исхода финальной встречи с бразильцами именно ему, как лучшему вратарю планеты, будет вручен приз имени Льва Яшина. Это решение – правильное, с логической точки зрения. А вот награждение Кана, а не Роналдо Золотыми бутсами как лучшего игрока чемпионата является неправильным решением. И аналогии с разного рода кинофестивалями, где приз зрительских симпатий может заслужить актер не лучшего фильма, здесь могут оказаться не совсем корректными. В нашем случае сразу приходит на ум, что именно знаменитая немецкая фирма “Adidas” являлась главным спонсором Чемпионата. С другой стороны, игра Кана была не просто результативной, несколько гиперболизированно, но по-сути довольно верно считается, что Оливер Кан, один, сумел победить сборную США в ходе этого мундиаля. Его игра была не просто красивой, а суперкрасивой: он выглядел жестоким суперменом с нордическим характером и угрюмым гипнотическим взглядом, настоящая “белокурая бестия”, что заставляло противника дрогнуть и пробить либо мимо охраняемых им ворот, либо прямо ему в руки. Чего не могли избежать и бразильские нападающие, в том числе и Роналдо, в финальной встрече с немцами. Но в конце-концов, Роналдо, как известно, собрался с духом и воткнул-таки в ворота Кана два мяча, которые и оказались “золотыми”. Другое дело, что нынешняя игра Роналдо не выглядела внешне такой сверхартистичной, какой раньше она была у него. Но зато она стала логически более рациональной и практически более результативной. Говорят, что Роналдо на этом Чемпионате был мало заметен. Но те же горе-обозреватели не видят того, что Роналдо приносил великую пользу своей команде даже тогда, когда он не был с мячом или не забивал мяч в ворота противника. Достаточно было одного его присутствия, которое, как магнитом притягивало к нему как минимум два-три игрока из защиты соперника, что естественным образом облегчало игру другим бразильским нападающим. Вместе с тем, он, как и Зениддин Зидан является лидером команды, и одно его присутствие на поле дорогого стоит. Достаточно вспомнить, как дорого для французской команды – Чемпионов мира! — обошлось отсутствие Зидана на первых двух матчах, в результате чего она проиграла в пух и прах и даже не смогла преодолеть рамки группового турнира. А что касается спора — кто лучший футболист планеты: Кан или Роналдо, то все же не надо забывать о главном – Роналдо, а не Кан стал чемпионом мира, именно Роналдо именно Канну воткнул два мяча в одно место, называемое воротами. Поэтому в сознании миллиардов любителей футбола именно Роналдо, а не Кан, останется королем футбола! Поэтому журналисты явно погрешили против спортивной логики, назвав лучшим футболистом планеты Кана, а не Роналдо. Но у этих представителей второй древнейшей профессии, кроме железной, есть и своя, журналистская, логика, которая, в отличие от железной, никогда не заржавеет…

Но вернемся, как говорится, к нашим баранам. Тема безнравственности некоторых футбольных судей-взяточников так близка к нашей казахской действительности, что я даже поначалу подумал, что решающим боковым арбитром, который украл победу у испанцев в пользу корейцев, был не египтянин, а кто-то из наших, из коридоров казахской власти. И наоборот, наблюдая за безупречным, в моральном отношении, судейством в заключительных матчах чемпионата, оставалось только страдать от мысли о недостижимости для казахской власти такого идеала.

Что же касается темы результативности, то даже страшно себе представить, что было бы с бразильскими игроками, если бы они сыграли финальный матч суперкрасиво, но при этом безрезультатно. И не стали бы чемпионами мира! Но мы уж не претендуем на то, чтобы наша казахстанская власть в результативности своей деятельности была на уровне тренера чемпионской бразильской сборной. Дай бог, чтобы она дотянулась до уровня тренера сенегальской, или корейской, или, на худой конец, японской сборной. Кстати, тренеры всех перечисленных команд являются “варягами”.

Поговорим о красоте и логике нашего футбола или тех, кто за этим футболом стоит. После такого роскошного футбольного пиршества, как Чемпионат мира, игры на родном пространстве выглядели как посиделки бичей вместе с бомжами на мусорной свалке. Так что красота требует жертв, прежде всего материальных. Что же касается логики нашего футбола, то ее лучше всего показать на примере главного тренера российской сборной Олега Романцева, под руководством которого она проиграла самым слабым командам в самой слабой группе прошедшего Чемпионата. То есть эта команда сумела оказаться слабее даже всех остальных слабых команд. И здесь не было такой роковой “случайности”, как у команды Сенегала. Иными словами, здесь не было случайности, а была сплошная закономерность, естественно, со своей логикой. Прежде всего, логикой главного тренера.

Низкая интеллектуальная культура, точнее, интеллектуальное бескультурье, чем дальше, тем больше будет вредить разного рода постсоветским начальникам, политическим, футбольным и иным в их деле. Вы только послушайте, как говорят западные тренеры. Я имею в виду не их дикцию или артистизм, а логику их речи. Их логическая культура находится на уровне логической культуры наших докторов или продвинутых кандидатов наук. А затем попробуйте проследить за мыслью того же Олега Романцева! При этом трудно будет отделаться от мысли, что слушаешь просто состарившегося мальчика… Эдакий логический недоросль! Его уже победить нельзя! Его можно только “убить”. Поэтому для российского футбола — если в России желают вывести свой футбол на мировой уровень — в качестве главного тренера национальной сборной срочно требуется варяг!

Но что же из всего этого для нас – простых казахстанцев, мимо которых проходит не только реальное футбольное пиршество (правда, виртуально, по телевидению, мы как бы присутствовали на этом пиру. Это — как провести эдакую виртуальную брачную ночь), но и сама реальная жизнь с пиршеством нашего руководства на разного рода многочисленных саммитах и празднествах!? Уж на что безропотна моя жена, вынужденная терпеливо сносить тяготы совместного бытия с философствующим человеком, но и ее возмущению не было предела, когда она услышала от Григория Марченко по одному телевизионному каналу, что финансовое положение казахстанцев все улучшается, а по другому каналу сообщили о существенном увеличении платы с населения за коммунальные услуги, из чего с логической необходимостью следовало, что наша жизнь, жизнь простых казахстанцев, все ухудшается, и к тому же существенно. Где тут логика? – громко возопила она.

А какую еще логику хочешь ты? – хотел сказать я, но промолчал, ибо в таком ее состоянии лучше всего говорить с ней молча. – Ведь у Марченко логика такая же, как и у его главного “тренера”, у которого логику, как и у Олега Романцева, уже невозможно изменить. Но Романцева хотя бы можно заменить на варяга, а в нашей жизни ситуация оказывается гораздо более запущенной и безнадежной, ибо наш “тренер” явно не тянет на международно-цивилизованный уровень, но все равно не хочет слезать с насиженно-засиженного места, а варяга он же и не хочет допускать.

Или, если заставить, то допустит? Тем более, что там, среди варягов, уже окопался один наш человек, который со временем и сам стал как варяг, который никогда не сдастся своему врагу. Да и внутри страны уже рождаются свои несгибаемые варяги! Но кто же может все это устроить? Казахстанский народ? Но он и при этом, похоже, будет только зрителем, но уже не футбольного, а политического спектакля.