…так он называл себя…\»про себя\».
А вообще-то он был табунщиком. Сколько себя помнил — был при лошадях… И в миру его звали просто — \»Табунщик\». Правда, была еще одна кличка, но он старался ее не замечать… пускай себе болтают…
И еще он был Мастером. Не мастак, но Мастер. А вот этого прозвища он действительно стеснялся…
Не слишком ли много для одного грешного? \»Может быть, может быть\»… Так он любил приговаривать, прежде чем вынести окончательный приговор: …\»но может и не быть\»…
…Теперь ему часто приходилось это делать, теперь он стал чем-то вроде третейского судьи. Не путать с председательствующим на суде.
С \»бием\» — тоже, не путать…
\»Табунщик\» совершил хадж в Мекку. А так как людская молва приписала ему звание суфийского мастера Ордена Кадири, он совершил паломничество пешим порядком — как и престало странствующему дервишу данного ордена.
Сейчас \»Табунщик\» разбирал дело… Спор…
К нему явились двое. И он назвал их, соответственно их позициям в споре — \»Дехканин\» и \»Нефтяник\». Сам же \»Табунщик\» изо всех сил пытался соблюдать нейтралитет. Но это ему плохо удавалось. Хотя внешне он продолжал представлять собой образец мудрого внимания и отрешенной погруженности в поиск решения.
…Сначала они говорили, перебивая друг друга. Затем Табунщик объявил, что из такого шума мало проку, и с ним остался Дехканин, чтобы спокойно изложить свои доводы… Старший все-таки… потому и такая очередность…
…Он говорил, а мастер и внимал, и думал о своем. Его право…
…Может быть, может быть… А может… Да, все не так просто… хотя…
Исламская Умма… Пространство Ислама… Хвала Аллаху! Велик Он! Люби Его, Единого! Возлюбленного!
…Табунщик посветлел лицом. Потом взглянул на собеседника и смутился. Тот горячо продолжал гнуть свою линию…
…Старший жуз — как оплот, как плацдарм для продвижения ислама на север… с охватом всей территории казахской степи… Не аннексия земель других жузов, но приобщение и к исламским ценностям, и к исламской модели построения политического устройства общества. Ведь даже коммунистам, со всем их репрессивным аппаратом, не удалось вытравить из сознания казаха ощущение принадлежности к тому или иному роду и племени. Почему не использовать эту особенность духовного своеобразия, которую нынче принято называть модным словечком \»менталитет\»?
И в новых условиях не пересмотреть структуру руководящих элит?
…Табунщик насторожился, Дехканин продолжал…
…И придумывать ничего не надо — все и так дано сверху волей Всевышнего! В любом уголке степи найдутся свои \»кожа\». Только не надо их путать с определением \»хаджи\» — совершившие хадж. Настоящие кожа — это потомки халифов: Абу-Бакра, Омара и Османа, учеников и сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему!)
Отдельно могут быть выделены потомки халифа Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (мир ему!). Хазрат Али был женат на любимой дочери Пророка, Фатиме, и от них пошел род \»сеидов\».
Есть и \»шарифы\» — возводящие свою родословную к пророку Мухаммаду (мир ему!).
И кому, как не им поднять шанырак своего жуза, к которому сойдутся и укрепят его жерди-уыки родов, опирающихся на стены-кереге всех народов, населяющих землю под юртой-жузом…
…Табунщик слушал Дехканина, согласно кивая, и думал о своем…
Да, такое обновленное устройство каждого из трех жузов было бы возможным, если… Если бы казахам стать правоверными мусульманами… Всем, и в одночасье… Что невозможно, если запивать мясо водкой… Запивать кумысом — плохо получается: мы уже не мирные доители кобыл, а озлобленные потребители… причем, всего, что не сами произвели, но сами завели… моду… на потребление…
Но самое главное — бег коней прекратился. Табунщик это понимал. А понимал ли Дехканин?
Да, земледелие для него все. Но на этом всё для Табунщика всё и кончалось. Бег коня прекращался, и всё прекращалось… для казаха. Он, оседлый, становился иным… не чужим или чуждым… но — иным…
Переходил в новое качество… иное… не похожее на внутреннюю суть того, кто раньше называл себя казахом. Тот, кто, слившись воедино с конем, составлял единое целое, единицу — боевую, трудовую, кочевую…
Казах становился земледельцем, дехканином… И при этом цеплялся за свой, уже не подкрепленный ничем, индивидуализм. Поддержки в виде коня не было… не было того, что делало его действительно ярко выраженной индивидуальностью… вольным, как дикий гусь…
Совместная обработка земли предполагает совместные усилия. Совместная молитва — тоже. К этому казах не всегда готов…
Излишне индивидуален. Для признания себя одним из рабов Божьих.
…Легче считать себя одним из проявлений Хана-Тенгри и самому, индивидуально устанавливать правила… для себя же… чем следовать традициям муслимов… \»покорных\»… покорившихся воле Аллаха.
И станет ли такой \»непокорившийся\» слушать каких-то земных кожа, сеидов, шарифов?
…Так подумал Табунщик, перехватив вопрошающий взгляд Дехканина, но сказал:
— Твоя правда!
И эта оценка достоинств прожекта была искренней. Дехканин вышел.
Следом вошел Нефтяник.
…Торе — \»чингизиды\» — предлагались в качестве объединяющей и руководящей силы… Торе — род потомков Чингисхана, — должен был поднять шанырак жузовой государственности. Общая казахстанская государственность — прилагалась…
Младший… говорил также горячо, как и его старший оппонент. Табунщик, по середине, видел, как разнятся все позиции… его — тоже.
Нефтяник и слышать ничего не хотел про землю: его интересовало то, что в земле. Чувствовалось, что они там, у своих скважин, спали и видели себя нефтяными королями… в таком же королевстве… своем, конечно же…
…Табунщик думал о своей… земле… Ни о том, что на ней, ни о том, что под ней… а так… о земле… о своей земле…
…Сары-Арка… милая, золотая Степь… Что же с тобой сделали!? Бег коня остановлен колеей автодорог. Ох эти степные дороги… Петляющие, уходящие в никуда и вновь возвращающиеся…
…Не растет в вас ничего… и столетия понадобятся, чтобы выросла в колее трава для коня… Только кто будет ждать? Гигантам индустрии нужны были эти дороги, и будут еще нужны… А значит, не будет коня… а с ним и… казаха… И тщетны все попытки обустроить то, чего нет… Или вернее, кого уже нет… Потому что он стал тем, кем он стал…
…Табунщик тяжело вздохнул. Нефтяник расценил это как знак полного согласия и не ошибся:
— Твоя правда! — резюме прозвучало очень искренне.
…Позже, когда жена принесла чай, Табунщик услышал от нее:
— Когда наши гости уходили со двора, они кричали: \»Я прав! Он сказал — твоя правда!\» И так ругались… И это называется — ты рассудил…
И тут Табунщик просиял. Ему показалось, что он слышит мнение Его, Возлюбленного…
— Эй, женщина! Твоя правда!