В тихом провинциальном городке Павлодаре второй день идет процесс над экс-акимом области Галымжаном Жакияновым.
На время процесса сюда съехались представители общественных объединений и политических партий из Астаны, Семипалатинска, Тараза, Кызыл-Орды, Шымкента, Кокчетава, Кустаная: “Лад”, “Поколение”, “Славянское общество”, “Женщины Казахстана”, “АСИП”, Коммунистическая партия, РНПК, ДВК, “Азат” и “Азамат”. Приехали на процесс политические деятели, наблюдатели из ОБСЕ, УВКБ ООН, представители посольств Англии, Франции, США, известные российские правозащитники.
С восьми утра толпами приходят люди к городскому суду с надеждой попасть на так называемый открытый судебный процесс или хотя бы просто поддержать своего бывшего акима, лидера Демвыбора. На протяжении всего дня стоят павлодарцы разных возрастов и профессий: никаких транспарантов, выкриков, шума.
Что же касается администрации города, то перекрыты многие центральные дороги под предлогом ремонта; улица, на которой находится здание суда, перекрыта и огорожена, ее охраняют наряды полиции – объясняют это тем, что асфальтируют дорогу. Кстати, ремонт начался в понедельник, 15 июля; перекапывают и асфальтируют ее с 10 утра до пяти вечера (время начала и завершения судебного процесса).
Пыль, гарь, шум от работающего асфальтоукладчика не распугивает людей – их ряды с каждым днем пополняются.
Вообще ремонт дороги идет очень шумно: без перерыва кружит каток прямо перед окнами, где идет процесс, поэтому в зале почти не слышно, что говорят свидетели. На возмущенные требования адвокатов прекратить на время суда дорожные работы, судья заявил: \»Я не в праве приостановить их работу. Будем продолжать так\».
Вообще, на открытый процесс попасть довольно проблематично: занимать очередь необходимо за час до его начала. Несколько нарядов полиции под бдительным присмотром зам. начальника УВД охраняют вход в здание суда, пропускают людей только по спискам (причем привилегии делаются для рабочих с “Павлодарсоли”, их, как рассказывают очевидцы, полицейские проводят даже через черный вход). Аккредитованных журналистов пропускают с большой неохотой, прежде забрав аудио – видео записывающие устройства, потом проводят через металлоискатель, а затем проверяют сумки.
Намечается интересная тенденция: во второй половине дня после часового перерыва продолжение судебного процесса начинается за несколько минут раньше назначенного судьей времени. А это значит, что опоздавших полиция не пропускает даже при наличии аккредитации. Так, сегодня около получаса не пропускали на процесс общественного защитника Петра Своика, художника из делового обозрения республики “Экономика. Финансы. Рынки”, корреспондентов “СОЛДАТа”, “Навигатора”, “Ассошиейтед пресс”, Маржан Аспандиярову. Даже уговоры пресс-службы УВД не привели ни к каким результатам: толкая нас, полицейские закрывали перед нами двери. Только требование сенатора Зауреш Батталовой через некоторое время возымело действие – зам. начальник УВД, получив команду от судьи, ведущего этот громкий судебный процесс, “дал добро” пропустить нас в зал суда.
Стоит заметить, что судья, ведущий уголовный процесс над Жакияновым, тот самый г-н Тарасенко, который месяц назад вынес обвинительный приговор журналисту Ирбиса Канату Ибраеву, которого сначала избили, а потом еще и в тюрьму на два года посадили.
Что же касается продолжительности судебного процесса, то, по мнению адвокатов, его темпы довольно быстрые — намечено ежедневно допрашивать около 10 свидетелей обвинения, а всего их 52, поэтому утверждают, что суд продлится не больше двух недель.