Евгений Киселев не так давно в одном из своих интервью сказал о том, что не меняются только дураки. Мыслящий же человек постоянно сверяет себя со временем, прошлым, анализирует собственные действия и поступки, а потому меняется постоянно.
Именно это приходит на ум после знакомства с заключительным словом Мухтара Аблязова на судебном процессе в Астане. Можно по-разному относиться к личности самого Мухтара Кабуловича, однако, нельзя не согласиться с той оценкой, которую не так давно дал ему Касымжомарт Токаев в интервью газете “Караван”: “Мухтар Аблязов – насколько умный, настолько безжалостный человек”. Но, видимо, только такие люди и становятся в 34 года министрами. Думается, что поведение Аблязова во время суда заставит пересмотреть отношение к нему многих людей, ибо оно внушает невольное уважение к этому человеку, который даже просчеты умеет оборачивать в собственную пользу.
Увы, наша судебная система еще раз продемонстрировала свою подчиненность исполнительной ветви власти. И дело не в том, какое наказание потребовал прокурор В.Роот для Мухтара Аблязова. Иного наказания он и не мог требовать, потому что такова статья, по которой судят экс-министра. Речь о другом. Все мы хорошо знаем, в какой стране живем и каковы тайные пружины, действующие в государственной власти. Вряд ли свежеиспеченный руководитель KEGOK действовал самостоятельно, как это пытаются представить сегодня. Однако ни судья, ни следователи почему-то не сочли нужным привлечь в качестве хотя бы свидетелей всех тех министров энергетики и руководителей некоторых ведомств, которые работали вместе с Мухтаром Кабуловичем. Дюсембай Дуйсенов, Асыгат Жабагин, Евгений и Виктор Храпуновы – эти и еще другие люди могли бы рассказать о том, как действовала схема, внедренная в KEGOK, и в чем сегодня обвиняют Аблязова. Впрочем, наше самое гуманное в мире правосудие не нуждается в установлении истины. Изречение древних “Право – наука о справедливости” это не для наших судей, которые и понятия не имеют о том, кто такие Ульпиан или Юстиниан, Цельс, заложившие основу современного правосудия. Для наших судей, получивших дипломы на расплодившихся факультетах юриспруденции, со студенческой скамьи главным становится не само Право, Закон, а пожелания вышестоящих лиц. Увы, также действуют практически все должные лица в нашей стране. И прав мажилисмен Гани Касымов, когда заявляет, что к ответственности надо привлекать не только Мухтаря Аблязова и Галымжана Жакиянова, но и всех тех, кто работал в середине девяностых годов в Казахстане, потому что они руководствовались логикой времени, политики, проводимой высшим руководством страны.
Еще великий олимпиец Гете говорил: “Если бы кто-нибудь захотел изучить все существующие законы, у него не осталось бы времени их нарушать”. Это к тому, что бесчисленное множество законов, принятое за годы суверенитета в нашей стране, давно стало притчей во языцех, а сами законы никто не торопится изучать, в том числе и те, кто их разрабатывает и применяет, — законодатели и судьи. Закон давно используется у нас лишь в качестве дубинки, когда нужно поставить в стойло тех, кто не хочет подчиняться и идти в общем строю. Судебные процессы в отношении Акежана Кажегельдина, Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова – наилучшее подтверждение тому. Спору нет, с коррупцией надо бороться, но бороться системно, не ограничиваясь компанейщиной. У нас же идут радостные вопли и рапорты о том, что борются нынче не с “воробьями”, а “гусями”, и на том дело заканчивается. Сам подход к борьбе с коррупцией, когда под шумок убираются либо конкуренты в экономическом плане, либо уничтожаются политические оппоненты, дискредитирует государственную власть почище, чем борьба с оппозицией дубинками. Мы ведь всегда говорим, что основу любого государства составляет средний класс. Так вот этот самый средний класс вряд ли захочет свои капиталы вкладывать в эту страну, когда он видит, как государство поступает с его еще более успешными коллегами. Понятно, что никто не хочет такого по отношению к себе, отсюда и объединение с теми, кто пытается защитить свои права и права других. Но нашим горе-руководителям, очевидно, рассуждать некогда, надо любой ценой себя показать лояльным и преданным нынешнему режиму. А после нас “хоть потоп”.
Хуже всего то, что в то время, когда внимание общественности приковано к судебным процессам вокруг двух незаурядных представителей бизнес-элиты, кто-то пытается ловить рыбку в мутной воде. Скорее всего, раздрай в высших кругах власти достигает своего апогея. Всего за месяц глава государства второй раз подряд берет краткосрочный отпуск. А премьер-министр тем временем меняет заместителей в ряде министерств. Появление комсомольских работников в качестве новых руководителей ведомств ожидалось давно, с момента назначения Имангали Тасмагамбетова главой правительства. Однако опытный аппаратчик не сразу приступил к замене кадров. Выждав определенный момент, он принялся осуществлять то, что ждали от него. Сразу два человека, известных аффилированностью с Тасмагамбетовым, получили на днях назначение. Это бывший первый секретарь Карагандинского обкома комсомола и вчерашний заместитель акима Астаны Нурлан Нигматуллин и бывший начальник Атырауского областного управления финансами Айман Абдыкадырова. Понятно, что ни Кажмурат Нагманов ни Шамша Беркимбаева, зная о том, с кем связаны эти люди, не сделают отныне ни одного шага без совета с ними. Следует ожидать, что новые назначенцы премьера появятся и в министерстве энергетики и минеральных ресурсов. К тому же поговаривают и о новых заменах среди руководителей областей.
Очевидно, что глава правительства исподволь примеряет на себя и другой мундир. Слухи о передаче власти нынешней осенью по российскому варианту ширятся с каждым днем. В качестве кандидатуры называют именно Имангали Тасмагамбетова. Однако если даже это и произойдет, то нет сомнений, что долго на этом месте “продукт Назарбаева” не удержится в силу разных причин. И не потому, что жузово-клановый принцип подбора и расстановки кадров будет действовать, к сожалению, в республике еще долго. Нет, Имангали Тасмагамбетова как политика “похоронят” не представители Среднего или Старшего жузов, а свои – из Младшего жуза. Уж слишком много врагов умудрился приобрести он, будучи акимом, да и до этого, и после этого. Говорят, что есть одна черта у Имангали Нургалиевича – быть неблагодарным по отношению к тем, кто сделал ему добро (впрочем, это, наверное, присуще всем, но тот же Жакиянов нашел в себе мужество признать роль Нурсултана Назарбаева в его личной судьбе). А на родной земле хорошо помнят, как вставал на ноги Имангали Нургалиевич, кто способствовал его карьере. Помнят и то, как и чем он отблагодарил этих людей. К тому же, именно в Младшем жузе сейчас есть целая когорта людей, способных стать лидерами жуза.
Г-н Тасмагамбетов явно не первый в этой когорте. С течением времени нынешний премьер поменялся не так сильно, чтобы не предсказать дальнейшие его действия. Давным-давно истекли сто дней с начала его премьерства, однако ничего нового в стиле работы правительства не появилось. Не приходится говорить и каких-то подвижках в экономике страны, социальной сфере. Вместо этого – бесконечные совещания, щедро демонстрируемые по “Хабару”, шумные поездки с огромной свитой журналистов по областям. Все это мы уже видели много раз. До сих пор премьер-министр не выразил своего отношения к повышению цен на коммунальные услуги, не провел встреч с общественностью по обсуждению законопроекта о частной собственности на землю. Как не вспомнить здесь предыдущего главу правительства, который исправно держал отчет как перед депутатами парламента, так и перед журналистами обо всем том, что делает исполнительная ветвь государственной власти. Кстати, с журналистами нынешний глава правительства встречается крайне редко, только во время своих поездок по областям. А вот так чтобы просто встретиться и поговорить по актуальным проблемам, пока такого не было, хотя глава государства делает это регулярно. Да и у депутатов бывает он крайне редко. Рассчитывать при таких методах работы на популярность и авторитет в массах смешно и наивно. Административный ресурс, на который, вероятно, идет расчет, не сработает, ибо появление ДВК на авансцене политической жизни страны демонстрирует, по какому пути движется общественная мысль.
По мнению политологов, нынешняя осень в Казахстане будет весьма жаркой, ибо внешнеполитические факторы окажут свое влияние на внутренний расклад сил. Кто победит, сейчас предугадать невозможно. Ясно только одно, что нынешний режим не спасут никакие новые законы, к примеру, “О политических партиях”, ибо судебными процессами над Аблязовым и Жакияновым власть рубит сук, на котором сидит.