В замкнутом круге мздоимства… Есть ли выход?

Сегодня вряд ли…

Коррупция в Казахстане давно, практически с приходом к власти нынешней политической элиты, основу который составляет наше алчное чиновничество, стала “притчей во языцех”. По данным международных организаций, занимающихся проблемами коррупции, Казахстан ходит в мировых лидерах по этому показателю. Власти создают различные советы, комиссии и другие бюрократические органы по борьбе с коррупцией, даже принят специальный Закон, но ничего не меняется, точнее меняется, но в худшую сторону. И это неудивительно, т.к. с коррупцией у нас на государственном уровне борются те, кто сам более всего поражен ею. Невольно закрадывается подозрение, что коррупция – это неотъемлемый атрибут нынешнего режима, который постоянно воспроизводит ее. И борьба специально созданных органов с коррупцией – это или от лукавого, или от непонимания того, где лежат истинные причины сего явления, охватившего всю вертикаль государственных органов власти и управления.

А между тем коррупция представляет серьезную угрозу институциональным основам общества и является одновременно фактором и порождением криминализации государства. Представляется важным изучение этого феномена, пустившего глубокие корни во всех государственных структурах. Но в Казахстане, насколько известно, эта проблема не изучена достаточным образом. Ассоциация социологов и политологов предприняла попытку социологического измерения одной из форм проявления коррупции – взяточничества и предлагает Вашему вниманию некоторые результаты проведенного опроса общественного мнения в 12-ти крупнейших городах Казахстана, за исключением южной столицы и четырех областных центров. Для опроса был взят только один аспект проблемы – взяточничество при приеме на работу.

\"\"

Имеются ли в Вашем городе факты взяточничества при приеме на работу?
(% от числа опрошенных всего и в каждом городе)

По мнению респондентов, взяточничество пустило в Казахстане глубокие корни и превратилось во всеохватывающее явление: абсолютное большинство – более двух третей опрошенных – отметило наличие фактов взяточничества, лишь каждый 25-й(!) не ведает об этих фактах. Остальные (затруднившиеся с ответом) не исключают такой возможности. Особенно пышным цветом расцвело взяточничество в двух полярных по своему географическому расположению городах – Таразе и Петропавловске, где этот показатель зашкаливает за 80%. Немногим от этих городов отстали Семипалатинск и наша искусственно рожденная столица. В связи с последним случаем возникают невольные ассоциации. По данным I Национальной переписи население в Астане составляло немногим более 300 тысяч человек, по последним данным Агентства РК по статистике население северной столицы перевалило за полмиллиона человека. Во многом это увеличение (почти вдвое) произошло за счет чиновников (ни для кого не секрет раздутость нашего бюрократического аппарата, по сравнению с которым бюрократия советских времен – это жидкие росточки) и их семей. А об аппетитах казахстанских чиновников не понаслышке знают во всем мире.

Таким образом, взяточничество получило повсеместное распространение. В связи с этим возникает вопрос:

В каких (по форме собственности) организациях и учреждениях имеют место подобные факты? (% от числа опрошенных всего и в каждом городе)

Как говорится, дурной пример заразителен: частные фирмы и учреждения также оказались пораженными язвой взяточничества – около половины респондентов полагает, что подобные факты имеют место и там, и там. Хотя среди остальных явное большинство оставляет бесспорное лидерство за государственными органами и учреждениями.

В разрезе городов государственные органы считают наиболее коррумпированными респонденты Кокшетау и Петропавловска, в “пользу” частных фирм чаще других высказываются жители Астаны и Атырау. Жители Астаны, Кызылорды и Тараза главным образом возлагают вину за взяточничество как на государственные, так и на частные организации и учреждения. Впрочем, разница между ними не столь велика. Ни для кого не секрет, что частные фирмы создавались под патронажем и покровительством высокопоставленных чиновников, которые имеют в них свою и причем весьма немалую долю. Поэтому для простого человека любое вхождение в эти структуры оборачивается вынужденной дачей взяток. Размеры взяток, как выявилось в ходе опроса, варьируют от сумм менее 100 долларов до более чем 500 долларов.

Размеры взяток при устройстве на работу в государственных органах и учреждениях (% от числа всех опрошенных)

Органы и учреждения

До $100

$100-200

$200-500

Свыше $500

Размер взятки мне не известен хотя факты взяточничества имеются

Всего

Облакимат и его подразделения (управления, комитеты, департаменты и т.д.)

1,3

4,1

4,4

6

22,1

37,9

Горакимат и его подразделения

1,8

4,2

4,9

5,4

21,8

38,1

УВД, ГУВД, финполиция

2,3

4,6

6,7

6,8

30,7

51,1

Прокуратура

1,3

2,8

4,6

7,6

27,5

43,8

Суды

0,8

3,3

2,9

8,9

27,8

43,7

Налоговые инспекции

1,8

4,1

4,6

6,3

30,2

47

Учреждения здравоохранения (поликлиники и стационары)

3,3

4,1

4,4

1,1

23,1

36

Учреждения образования (детсады, школы)

4,1

4,2

3,7

0,8

22,9

35,7

Государственные вузы, ссузы

4,1

6,5

3,3

3,9

29,6

47,4

Государственные СМИ (газеты, телевидение, радио)

0,3

2

1,3

0,5

17,4

21,5

Другое

3,4

0,3

0,5

0,3

1,1

5,6

Итого

24,5

40,2

41,3

47,6

254,2

407,8

Примечание: Респонденты имели возможность выбрать более одного ответа

Полученные данные не стали откровением. Просто эмпирически было подтверждено то, что было известно ранее: самыми коррумпированными оказались правоохранительные органы (т.е. те, на кого возложена задача борьбы с коррупцией – о какой эффективности этой борьбы можно говорить в этом случае !), а среди них наша доблестная полиция. Немногим от нее отстали налоговые инспекции, работники которых на скромную зарплату умудряются ездить на престижных иномарках и отдыхать на лучших курортах мира, и вузы: ни для кого не секрет поборы и взятки в казахстанских вузах, а потому должность преподавателя является весьма доходной и вожделенной для многих.

Не остались в стороне от этого “благого” дела (вымогательства взяток при устройстве на работу) ответственные работники такого правоохранительного органа, призванного осуществлять надзор за соблюдением законности, как прокуратура, и органа, воздающего нарушителям закона по “заслугам”, как суд.

Самый распространенный размер взяток, вымогаемых при устройстве на работу в названные органы и учреждения – свыше 500 американских долларов, т.е. ответственные чиновники этих ведомств не мелочатся и берут по максимуму.

Итак, взяточничество, точнее, вымогательство взяток со стороны чиновников всех уровней, стало самой характерной чертой нашего образа жизни. Здесь мы, если использовать слова В. Высоцкого, “впереди планеты всей”.

Осталось выяснить, как часто нашим респондентам приходилось попадать в ситуации, когда у них вымогали взятку.

Оказывались ли Вы в ситуации, когда у Вас вымогали взятку?
(% от числа опрошенных всего и в каждом городе)

\"\"

Большинство опрошенных чаша сия миновала. Но в разрезе городов картина не так однозначна. Судя по полученным данным, больше всего берут взяток в северной столице – городе, специально возводимом для чиновничьего класса, и нефтяном крае, менее всего – на востоке и севере страны.

Если да, то как часто?
(% от числа опрошенных всего и в каждом городе)

\"\"

Утешением может служить то, что мздоимство все же не носит регулярного характера: только каждый седьмой отметил, что на каждом шагу попадал в ситуации, когда у него вымогали взятку. И вновь отличилась Астана (воистину впору утверждать, что этот город является средоточием этого порока в Казахстане), где взяточничество не только повсеместно распространено, проникнув во все поры тамошней жизни, но и носит там устойчивый и регулярный характер. У более половины астанинцев на каждом шагу вымогают взятки. Этой пагубной страстью объяты чиновники разных уровней вплоть до самых высших: в северной столице располагаются правительство, парламент, администрация президента и почти все министерства.

Полученные по всем рассмотренным вопросам данные позволяют утверждать, что взяточничество проникло во все сферы жизни казахстанского общества и стало визитной карточкой государства. Более всего поражены вирусом взяточничества правоохранительные органы, а самые коррумпированным городом Казахстана является его столица с нелепым названием “Астана” (на русский язык это слово переводится как “столица” — вы только вообразите себе невообразимое: город Москва переименован в город Столица, или произнесите по-казахски фразу “Столица Казахстана — Астана”). Причины столь широко распространенного и неискоренимого явления кроются в пороках самой системы, и без решительных демократических преобразований всей общественной жизни с коррупцией не справиться, тем более, если борьбу с ней ведут те, кто сам более других коррумпирован.