“Надо всем объединяться против режима”

В четверг, 25 июля, в Павлодаре в пресс-центре объединения “Демократический выбор Казахстана” пресс-конференцию провели депутат Мажилиса парламента РК Серикболсын Абдильдин, председатель движения пенсионеров “Поколение” Ирина Савостина, председатель общественного объединения “Азат” Сапабек Асип, президент Ассоциации социологов и политологов Казахстана Бакытжамал Бектурганова, публицист Казис Тогузбаев и журналист Магрипа Тлеубекова.

Серикболсын Абдильдин: Мы все здесь находимся с 15 июля. Если говорить о сегодняшнем дне, можно сказать, что нет и не было состава преступления, как мы говорили до начала суда. Это процесс, имеющий единственно политический мотив. Галымжана Жакиянова судят за одну позицию, за его требования о выборности акимов. Тем более, что он эти идеи опубликовал в газете вместе с Мухтаром Аблязовым и другими соратниками. 28 марта принято было решение посадить его в тюрьму. В этот день Галымжан Жакиянов дал пресс-конференцию в защиту Мухтара Аблязова, который был арестован 27 марта. Эта сказка, придуманная властью, но она не хочет это признавать. Страх потерять этот режим заставил власти пойти на это. По большому счету в тех томах, который перелистал сегодня суд, ничего не найдено касательно к прямой деятельности экс-акима Павлодарской области. Собран весь “талмуд”, включающий в себя распорядок работы акимата, распределение должностей, всякие там указы, приказы, постановления. Но, по большому счету, ничего суд не смог сообщить о каких-то нарушениях со стороны Галымжана Жакиянова.

Бакытжамал Бектурганова: Девятый день демократическая общественность РК, население страны находятся в напряженном ожидании развязки беспрецедентного по масштабам нарушения закона — суда, от которого просто за версту несет политическим ангажементом. Суд над Галымжаном Жакияновым не имеет ничего общего с правом, с соблюдением законов. Это прямой вызов праву, толерантности, цивилизованности – этим ключевым, стержневым ценностям мировой правовой культуры. Влиятельным носителем жесточайшего конституционного кризиса в РК является гарант нашей Конституции, который присягал ей вчера, а сегодня негласно заказывает своих политических оппонентов. Такое мнение складывается у каждого, кто находится в зале суда.

Поэтому суд запретил аудио- и видеозапись, чтобы это не стало достоянием гласности. Удивительная способность к мимикрии у наших судопроизводителей! Стоит им сесть в судейское кресло, как они принимают форму этого кресла, снимая с себя всякую ответственность за репрессии. Этот режим пытается навязать масштаб всему Казахстану. И этот масштаб — это дом пигмейства, хижина, а Галымжан Жакиянов — это великан. Заставьте поселиться великана в дом к пигмею. Дом этот рухнет. Вот почему судят Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова. Поэтому все граждане нашей страны, способные думать и критически мыслить, приходят к этому мнению. Процесс от начала и до конца политический. Власть, которая катится сегодня к автократии, боится. Сегодня закончилось то время, когда можно было на кухне у себя делиться своими обидами. Мы больше не можем оставаться обществом с коллективной безответственностью. Мы несем ответственность за наше будущее, наших детей. И поколение, перенесшее войну, коллективизацию, восстановление после войны, единственное, кто сегодня на площадях не смирится с участью жертв репрессий и геноцида. Мы теряем нашу молодежь. Ею сегодня манипулируют, используют против старшего поколения. Этого допустить нельзя. Каждый наш голос решающий. Нам надо объединиться, надо отстоять Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова. Надо биться за них.

Вопрос: Вышел ли Президент из отпуска, и не придется ли ему просить прощения за то, что происходит сегодня?

Серикболсын Абдильдин: Президент прибыл в Алматы, но вышел он на работу или нет, я не знаю. Вы знаете, что он большой политик. И что он умеет лавировать и пускать пыль в глаза народу. Но, несмотря на это, президент не скажет: “Меня не было, а здесь идет суд без моего ведома”. Поэтому верить ему нельзя. Его цель — всех как можно крепче привязать, обуздать. По этой причине нам надо объединиться и не допустить тюремного заключения Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова.

Сапабек Асип: В Алматы я давал интервью телеканалу “Южная столица” и тогда сказал, что Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов войдут в историю, также как в историю России вошло революционное движение. Их можно сравнивать с декабристами-офицерами 1825 года, которые вышли против царя. Спрашивается, чего им не хватало? Все они были дворяне, в чинах не ниже старших офицеров, имели крепостных крестьян. Имея столько богатств, они вышли против монархии. А сегодняшнее выступление Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова против режима Назарбаева – это тоже мужество. Почему назвали “Демвыбором”. Это исторически обосновано. Потому что президент, получив в руки власть, перестал считаться с чаяниями народа. Всю свою власть, номинально декларируя демократию, Назарбаев направил только на укрепление собственных позиций. Сюда входит все: и его дипломатия, и политика. Вот почему Жакиянов и Аблязов выступили за настоящую демократию, за власть народа. Этим они показали высокую гражданственность, мужество. Это суд против Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова является судом над режимом Назарбаева. Говорят, что действия Жакиянова принесли ущерб государству в 20 млн. тенге. А Мухтар Аблязов якобы принес ущерб в 570 млн. тенге. На самом деле все это, даже если это и так, капля дождя в море. Если взять все преступления, творимые на казахской земле, это даже меньше капли. Я вам скажу, поскольку занимаюсь аграрными проблемами. 2800 совхозов и колхозов распущены. Это 2800 сельхозпредприятий взорвано. В каждом из них были рабочие места от 500 до 2000. И все это в один день исчезло. Вот преступление. А здесь пытаются обвинить в какой-то там передислокации складов. Причем талдычат об этом с утра и до обеда. Говорят, сколько это стоит, когда построили и т.д. Видите сами, но никто не говорит о тысячах разваленных, обанкроченных предприятиях. А сколько за этим всем было человеческого труда. Это судьбы стольких людей! С нашей земли уехало полтора миллиона казахов. Положение в аулах можно сравнить с разрухой после бомбардировок в Чечне! Так кого за это надо судить? Но положительный аспект во всем этом только один: беспредел властей объединил все оппозиционные силы — от коммунистов до демократов.

Казис Тогузбаев: Я каюсь, что эти два процесса проходили мимо моего внимания. Но я спохватился и приехал сюда. Я раньше не знал Галымжана Жакиянова и действительность превзошла все мои ожидания. Он произвел на меня самое благоприятное впечатление. Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов – это наши герои нашего времени. Они сделаны из железа. Время выдвинуло их из наших рядов как исторических людей. Они выступают против антинародного режима, а значит, выражают интересы народа. Мы современники этого судебного безобразия. На подходе суд над журналистом Сергеем Дувановым, которого обвиняют в оскорблении президента. Мы не можем равнодушно смотреть и бесконечно молчать, глядя на творимые безобразия. Я знаю, как президент дает орден “Халык кахарманы”. Пример с С. Нурмагамбетовым – министром обороны. Вспомните апрель 95 года, когда президент распустил Верховный Совет. Думаете, он не заручался поддержкой Нурмагамбетова. В апреле разогнал Верховный совет, в мае наградил Нурмагамбетова, в июне с треском уволил с поста минобороны. Концы в воду. Напрашиваются аналогии с историей. Суд над Христом, 37 год. А ведь история мстит. Где потомки Сталина и Гитлера теперь. Я хочу сказать, что идет борьба истины со злом. Посмотрите, какой прекрасный собор построен при Галымжане Жакиянове, а мечеть. Я хочу сказать на языке всех религий: истина –божественный промысел, а ложь – происк сатаны.

Ирина Савостина: Я продолжу тему. Первое. Я не помню из истории, чтобы мусульманин строил православный храм. Второе. Я не помню, чтобы мусульманину вручался православный орден церкви. Вы обратите внимание, где православный храм, там и погост обычно. Галымжан Жакиянов же вокруг храма выстроил детскую площадку, указал к храму дорогу для молодежи. Мне задавали и в Алматы, и здесь вопросы. Какого черта вы туда-сюда ездите? Сидели бы дома и вязали внукам носки. Почему здесь пожилые люди? Потому что каждый из вас имеет жизненный опыт, каждый знает, что такое 37-38 годы. Во-вторых, в СМИ почти нет информации о суде, а надо доносить людям правду. Не нужно быть юристом, чтобы сказать, что суд политический. Надо просто посидеть на процессе. Это еще и психологическая диверсия. Мухтара Аблязова судит Верховный суд. Апелляции не будет. А что делают с Галымжаном? У него очень плохо было со здоровьем. Сейчас он проходит через городской суд. Это колоссальное напряжение. А ведь предстоит еще областной суд. А потом еще и Верховный. Мне кажется, что это надо учесть его родственникам, да и всем нам. Надо будет поддерживать Галымжана Жакиянова до конца. Я снимаю перед павлодарцами шляпу. Говорите всю правду, рассказывайте. Мы перевидели не одну реформу, и каждая из них всегда несла благо. Сейчас нет никакой войны, разрухи, а цены все время растут. Надо быть политизированным сейчас каждому. И высказать свое мнение.

Вопрос: Извинится ли когда-нибудь президент перед Галымжаном Жакияновым и Мухтаром Аблязовым за все?

Казис Тогузбаев: Предположить мы можем, но это было бы непохоже на него, так как в политику идут амбициозные люди. А во-вторых, по логике развития событий это невозможно. Он уничтожает молодых, перспективных людей. Он до последнего будет защищать себя.

Магрипа Тлеубекова: Я знаю Галымжана Жакиянова более 10 лет. Тогда он был предпринимателем и говорил мне при разработке угольного месторождения, что здесь будет железная дорога, созданы тысячи рабочих мест. Я думала, что это просто дерзкие мечты молодого человека. Однако все это он сделал. Я просто думаю, что все его хорошие дела в Павлодаре – это продолжение его дел, которые просто он не успел сделать в Семипалатинске, будучи акимом там. Галымжан Жакиянов говорил, что для того, чтобы подняться в гору, есть два пути. Один путь обходной, мягкий, другой — прямой путь, опасный, жесткий. И мне придется идти по второму пути, дорогой борьбы. Мы написали письмо судье Тарасенко. Мы попросили его от имени всех собравшихся справедливости.

Ирина Савостина: Я общалась во время суда с Мухтаром Аблязовым и Галымжаном Жакияновым. Аблязову вынесли жестокий приговор и сразу рекомендовали попросить помилование у президента. Мухтар тут же отказался. Точно такое же убеждение у Галымжана. Полтора месяца назад я прочла книгу про “Казахгейт”. Там очень много названо фамилий. Этот “Казахгейт” скоро будет рассматриваться в суде. Видимо, этим людям, в том числе и президенту, придется просить о помиловании.

Серикболсын Абдильдин: В обществе бытует мнение, что Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов начали рано проявлять свои амбиции. Другое мнение, что они начали слишком поздно противостоять режиму. Но главное, это то, что зло и произвол режима почувствовали состоятельные люди, находящиеся у власти. До такой степени, что ждать дальше у них не было терпения. Их не только двое, а гораздо больше. Назарбаев сильно испугался, и добра от него ждать не стоит. Мы должны этот режим выдавить. Либо он в корне меняет политику, либо пусть Назарбаев уходит с поста. Над этим надо думать всему нашему обществу. Если мы сможем организовать мероприятия протеста против режима, мы сможем добиться переориентировки его политики. Мы получали информацию о том, что президент был в раздумьях: закрыть Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова или отпустить их. Но его окружение никогда искренне не поддерживало Назарбаева. Между собой у них интриги. Это окружение его сбивает и наговаривает. Это глупость со стороны президента. На нее Назарбаев сейчас идет. Режим всегда обречен.

Я считаю, что дела Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова не останутся без внимания мировой общественности. Меняется мнение не только к нашей стране, но и к президенту. Если посмотреть на его внешнюю и внутреннюю политику, его окружение, состояние дел его семьи, ничего хорошего там нет.

Вопрос: Пойдет ли президент, имея такой сильный карательный аппарат, власть, на переговоры?

Серикболсын Абдильдин: Все это зависит от нашего давления, давления общества. Во-вторых, они пустили слух по всей Алматы, что все беды нашей социальной жизни оттого, что Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов заворовались. Ни копейки ущерба они не нанесли. В то время как сам президент, по словам Тасмагамбетова, собственноручно переложил миллиард долларов в иностранные банки. Это же смешно, когда говорят о 12 млн. тенге.

Сейчас надо объединяться всем против режима, дальше разберемся!

25.07.2002.

Пресс-центр РОО “Демократический выбор Казахстана”