Вместе и Папу бить веселее
Украинская поговорка
Да, власть является плохим игроком политических шахмат! Хотя и последовательным! Плохим – не потому, что делает слабые ходы. Слабый ход бывает и у сильного игрока. Но слабый шахматист и отличается от сильного в первую очередь тем, что тут же спешит совершить очередную глупость, и так до тех пор, пока не сделает, говоря шахматным языком, самоубийственный ход. Эти сравнительные образы применительно к казахстанской власти особенно актуальны в связи с уголовным преследованием лидеров ДВК Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова и принятием Закона о политических партиях, который лучше бы назвать Законом против политических партий.
В связи с последним сегодня уже мало кто сомневается в том, что эти события не только взаимосвязаны, но и с необходимостью вытекают из образования ДВК. Не только в Казахстане, но и за его пределами уже отчетливо себе представляют, что казахстанская власть самим фактом образования ДВК была напугана, да так, что тут же начала совершать одну политическую ошибку за другой. И уголовное преследование лидеров ДВК и принятие упомянутого Закона являются по своему существу выполнением разными государственными органами одного и того же заказа одного и того же человека – по физическому уничтожению лидеров оппозиции и ликвидации политической оппозиции, как организованного движения. В связи с изложенным перед всеми оппозиционными силами сегодня со всей очевидностью встал гамлетовский вопрос “Быть или не быть?”.
Что делать?
По большому счету, вопроса “Быть или не быть?” сегодня как бы и не существует, так как для всей оппозиции совершенно очевидно, что те, кто могут, должны объединиться, а те, которые не могут в новых юридических условиях существовать как самостоятельные политические партии, тем более, должны объединяться. Иначе говоря, концептуально все понимают необходимость объединения.
Но кроме теоретического, концептуального осмысления должны быть и практические действия. А когда дело доходит до практики, то нередко оказывается, что самая прекрасная теория начинает бесконечно пробуксовывать и в конце концов может превратиться в пыль, если не в пепел. Так и с объединением оппозиции, о котором разговоры идут, кажется, уже целую вечность, но на практике дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Вместе с тем, сами судебные процессы над Мухтаром Аблязовым и Галымжаном Жакияновым настолько сплотили не только рядовых членов оппозиционных движений, но и абсолютное большинство казахстанского народа вокруг идей оппозиции, что лидерам оппозиции просто будет исторически непростительно упустить столь благоприятный шанс для объединения. Иначе говоря, сегодняшняя морально-психологическая обстановка в казахстанском обществе такова, что можно было бы успешно осуществить аблязовско-жакияновский призыв в некую объединенную оппозиционную партию.
Но вот незадача! Сегодняшние лидеры оппозиционных партий и движений никак не могут решить организационно-техническую проблему — на каких принципах необходимо объединяться, а точнее говоря, какими принципами нельзя поступаться в ходе возможного объединения. Это очень важно, если учитывать, что власть немедленно будет предпринимать, прежде всего, идеологические диверсии против концепции объединения. И будет, прежде всего, использовать пресловутый классовый подход: что общего, мол, может быть, например, между Коммунистической партией и ДВК, которая является партией крупных предпринимателей? Но, во-первых, социальной базой ДВК являются не только крупные предприниматели, а практически подавляющее большинство казахстанского народа, как, кстати, и в Компартии Казахстана. В последней, к слову сказать, вовсе не возбраняется частная собственность и как идея, и как практика, в том числе не только своих лидеров, но и рядовых членов партии. Если и дальше продолжать, то социальная и национальная база и всех остальных оппозиционных партий и движений оказывается общей.
Во-вторых, для всех оппозиционных партий и движений могучим объединяющим фактором является угроза, исходящая от нарастания непредсказуемости в действиях автократического режима, граничащего с кретинизмом. Этот фактор является абсолютно одним и тем же для каждой оппозиции, хотя мы прекрасно предвидим, что и в этом отношении власть будет предпринимать идеологические диверсии и осуществлять так называемый индивидуальный подход к каждой партии и движению, чтобы с помощью посулов раздробить их, обмануть и затем “кинуть”. Пора бы нам помудреть не только в житейском, но и в партийно-политическом отношении. Тот же многомудрый и опытный сегодня Петр Своик только вчера вместе со всей своей партией “Азамат” за одну политическую ночь оказывался, подобно неопытной и наивной девушке, несколько раз обманут, а затем и покинут властью… Поэтому сегодня оппозиционным партиям и движениям будет непростительно, если власть овладеет ими, как нахальный проходимец, попользуется, а затем вышвырнет за ненадобностью. Я уж не говорю о том, что для раскола складывающегося единства оппозиции власть будет использовать и иные, не в последнюю очередь и репрессивные меры. Короче, как и тысячи лет тому назад, метод кнута и пряника властью будет задействован в полной мере. Понятно, что не надо ложиться под власть как добровольно, так и не давать ей возможность осуществить это силой или обманным путем. Но эти свои попытки власть ни за что не прекратит, и эти провокации ей тем успешнее будут удаваться, чем меньше оппозиция будет знать о необходимых организационных принципах для объединения. Если оппозиция не будет знать не только ЧТО делать, но и КАК это делать.
Как делать?
Конечно, ни одно оппозиционное движение не может игнорировать ни идеологическую, ни политическую составляющую при решении задач, связанных с необходимостью объединения. Вместе с тем, к соотношению идеологии и политики необходимо подходить диалектически, чтобы ни в коем случае, например, из “живого” боевого танка, который должен идти на прорыв, не делать мертвый монумент. Иначе говоря, лозунг “Не поступаться принципами!” в настоящее время был бы для оппозиции самым самоубийственным лозунгом.
Совершенно очевидно, что сегодня главным являются не существующие идеологические разногласия, а необходимая политическая общность. Во-первых, все мы, как говорится, вышли “из шинели”. Во-вторых, все мы искренне хотим благоденствия народа и чтобы это было не на словах, а на деле. И наконец, и это главное, не только вся оппозиция, но и весь казахстанский народ сегодня явно ощущает на себе экономический и полицейский террор со стороны власти. Поэтому противодействие антинародному режиму, исходящего из любого крыла оппозиции, как, например, в случае с решительной борьбой Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова, объективно является важным вкладом в решение всенародной задачи по реформированию власти. С учетом этого до лучших времен необходимо абстрагироваться от идеологических разногласий и сосредоточиться только на вопросах политического объединения.
Однако сам феномен политического объединения оппозиции имеет свою организационно-партийную форму и политическое содержание. Чтобы пояснить последнее и разобраться в важности учета различия между формой и содержанием обратимся к политической и партийной практике казахстанской власти. Так, совершенно очевидно, что вся власть находится в руках одного человека и, соответственно, она никоим образом не поделена ни с одной из пропрезидентских партий — “Отан” и Гражданской партией. Это и есть политическое содержание. Вместе с тем власть всеми своими законодательными и иными “телодвижениями” создает для этих партий режим наибольшего благоприятствования для их выживания в качестве политических партий. Вот эти-то партии как раз и являются формой существующей пока казахстанской власти. Иначе говоря, единоличная власть, автократия является содержанием, а псевдодемократия “Отана” и Гражданской партии является формой сегодняшнего устройства государственного управления.
Аналогично предшествующему, сегодняшние партийные образования, будь то РНПК, КПК, ДВК, “Азамат” и т. д., являются формой существования оппозиции. А их лидеры: Мухтар Аблязов, Галымжан Жакиянов, Акежан Кажегельдин, Серикболсын Абдильдин, Петр Своик и другие, которые могут реально претендовать на власть в случае демократических преобразований, как раз и являются главным в содержании оппозиции, то есть являются ее политической сущностью.
С учетом изложенного перед оппозицией стоит проблема – сохранение в драконовских рамках Закона о политических партиях какой-либо оппозиционной партии, которую вероятнее всего сохранить, чтобы можно было объединить необходимые ресурсы и таким образом быть готовым даже к преждевременным парламентским выборам. И такой партией видится Компартия Казахстана. В этой связи не будет ничего страшного в том, что рядовые члены других партий сегодня вольются в ряды Компартии. Вспомните, как до 1917 года троцкизм был злейшим врагом ленинизма, а в 1917 году сам Владимир Ильич во всеуслышание говорил, что он “не знает лучшего большевика, чем Троцкий”. А Ленин был, как известно, гениальным и гибким политиком… Вместе с тем, чтобы казахстанская власть не смогла застращать тот же Запад пресловутой красной казахской угрозой, необходимо будет проводить активную идеологически-разъяснительную работу. И тот же Акежан Кажегельдин, если только он искренне этого захочет, может великолепно справиться с решением этой нелегкой задачи.
С другой стороны, необходимо срочно решить политически-содержательную задачу, а именно: из лидеров оппозиционных партий и движений создать Объединенное движение политической оппозиции, которое реально будет в повседневной жизни расшатывать автократическую власть, а в случае ее падения сможет на себя возложить политическую ответственность за дальнейшее государственное управление.
Конечно, возможны, надо полагать и иные подходы к объединению политической оппозиции. Однако несомненно, что сегодня необходимо наложить строгий мораторий на любые идеологические “разборки” в стане оппозиции, а сосредоточиться только на вопросах политического объединения. И в этом случае нам вновь может помочь богатая история большевистской партии, когда тот же Ленин счел возможным дать Горькому свое согласие поехать отдыхать на Капри (в Италию), где уже отдыхали Богданов и Луначарский, только при строгом соблюдении условия: ни слова о теории (мораторий на идеологию!), можно говорить только о политике и на темы отдыха.
Что же касается практических действий по объединению оппозиции, то и здесь не обойтись без решения формально-правовой задачи по сохранению наиболее перспективной для перерегистрации партии, а также не обойтись без решения содержательно-политической задачи по реальной консолидации лидеров оппозиции.
Только своевременно решив эти задачи, мы можем сказать себе, что выполнили свои обязательства перед народом, демократической общественностью. Только тогда будут не напрасны жертвы в виде личной свободы, благоденствия родных и близких, которые возложили на алтарь борьбы с антинародным режимом Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов.