Судебные процессы — “Астана + Павлодар”

Павлодар. 28 июля 2002 года

Судебные процессы “Астана + Павлодар” обречены быть вместе в любом упоминании – даже президент Назарбаев называет фамилии Аблязов и Жакиянов вместе, указывая тем самым на общность происходящих судилищ. Учитывая при этом тот факт, что “уголовные” дела обоих “подсудимых” нигде не пересекаются, общностью может быть только одно – их политическая заказанность, а значит, предопределенность обвинительных приговоров.

Главная ценность этих судебных процессов в том, что они происходят. Именно здесь вскрывается до самого своего подлого дна вся сущность казахстанской правоохранительной системы. Здесь оглашается весь маразм “доказательств” несуществующей вины подсудимых, “доказательств”, рассыпающихся прямо в воздухе, едва сорвавшись с языка обвинителей. Здесь мажорное блеяние экспертов от обвинения, после вопросов и уточнений защиты и обвиняемых, вдруг переходит в мычание, а затем и вовсе в повизгивание, затихающее вдали… Здесь прокуроры, призванные хранить верность Закону, понимают это по-своему и “имеют что хранят”… Здесь судья делает вид, что всего этого не замечает…Здесь – театр марионеток, а “ниточки” ведут высоко на верх….

Именно здесь вся неприглядность наглядна, и именно поэтому существует запрет на аудио-видеосъемки, именно поэтому продолжаются, с нарастающей силой, репрессии против СМИ, имеющих гражданскую смелость обо всем этом говорить.

Абсурд, творимый с внутренней стороны дверей городского суда №2 Павлодара, имеет место быть и снаружи. Там стоят люди, приехавшие на процесс по делу Галымжана Жакиянова с наивной верой в порядочность представителей правосудия, публично пообещавших открытость и доступность этого процесса. Полицейско-прокурорский беспредел представлен и здесь, у входа в здание суда, в лицах и действиях.

Вообще, замечено, как только в городе начинаются политические судебные процессы, господа уголовные элементы чувствуют себя “как дома”: руководство правоохранительных органов дислоцируется в одном месте города – у здания суда.

Господин Мамбетов, заместитель начальника областного УВД, согласно статусу, получил в здании городского суда №2 Павлодара отдельный кабинет. Пропуск с заднего крыльца для заполнения зала “алюминщиков”, “трамвайщиков” и “ферросплавщиков” (кстати, огромное спасибо от пресс-центра “ДВК” за помощь – вся информация из зала суда расходится и по этим предприятиям), корректировка списков допущенных (кем?) на “открытый” процесс, перетряхивание дамских сумочек при входе в зал судебных заседаний – проходит под его руководством и с личным участием.

Нина Николаевна Цысь, импозантная “женщина в белом”, подполковник полиции, заместитель начальника УВД Павлодарской области, руководитель пресс-службы УВД, не гнушается потолкаться среди собравшихся у здания суда с “лейкой” и блокнотом”, т.е. с видеокамерой и диктофоном.

Обилие прочих неопознанных “летописцев” в штатском уже не поражает. К примеру, “видеооператора” с бэйджем “Омаров, 25 канал, Кустанай” высмеяли на месте: его начальство не удосужилось позаботиться о надлежащей “легенде”, и он усердно “представлял” СМИ, закрытое несколько лет назад, о чем поведали приехавшие из Кустаная люди. Или неопознанный “труженик под одеялом”, именно так замаскировался че с видеокамерой на одном из балконов стоящего напротив здания суда жилого дома. Его “выкурили” оттуда пожарные, неизвестно кем вызванные по этому адресу.

Разрешения на фиксирование собственного изображения, как того требует Закон, почему-то никто не спрашивает, в том числе и представители самого Закона. Оттого и появилось 17 июля 2002 года коллективное (24 подписи) письмо прокурору Павлодарской области г-ну Асанову с требованием прекратить незаконные действия неустановленных и установленных субъектов.

Три дня, отведенные Законом на предоставление письменного ответа заявителям, минули. Г-н Асанов “не сподобились”.

22 июля группа граждан РК, представляющих интересы заявителей, записались в установленном порядке на прием к г-ну Асанову, но помощник прокурора объявила, что принимать их никто не будет – без объяснения причин.

23 июля та же группа граждан вновь предприняла попытку попасть на прием к г-ну Асанову или кому-нибудь, способному ответить на их вопросы – с тем же результатом: “…никто вас принимать не будет, никто к вам не выйдет!” – это слова дежурного на входе в прокуратуру, не пожелавшего даже представиться…

Вызывающе незаконная, неумная позиция прокуратуры, основной задачей которой является надзор за соблюдением законности, вызвала у людей законное возмущение, и 24 июля теперь уже 68 человек подписантов очередного заявления на имя того же Асанова лично понесли свое заявление в прокуратуру Павлодарской области. Случайно встретившийся им на пути прогуливавшийся в компании взвода полицейских прокурор Павлодара г-н Ахметов разрешил ситуацию: лично завизировал заявление и пообещал обязательное предоставление письменного ответа.

25 июля заявители получают ответ, являющий собой достойное продолжение всего описанного выше.

ЗАЯВИТЕЛИ (от 17 июля 2002г.): “…нас …незаконным способом, без нашего согласия снимают на видеопленку…:пресс-секретарь УВД Цысь Н.Н., …якобы оператор несуществующего в Кустанае “25 канала” Омаров…На основании статей 16,34, 39 Конституции РК мы просим Вас остановить это беззаконие. Мы не совершаем ничего бесправного и запечатлять наши лица и речи нет никакой необходимости…Мы уверены, что такой материал могут впоследствии смонтировать и использовать против нас…”

ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ: “…Установлено, что видеосъемки возле здания суда №2 г.Павлодара…проводятся пресс-центром УВД Павлодарской области, представителем которого является сотрудник пресс-службы УВД области Цысь Н.Н. Данные действия осуществляются ею в рамках своих служебных полномочий в целях объективного освещения проходящего процесса в еженедельной газете павлодарских полицейских “Досье” (!!!)…В проведении видеосъемок нарушения действующего законодательства не имеется. Факты производств видеосъемок оперативными сотрудниками КНБ не нашли своего подтверждения”.

КОММЕНТАРИЙ: Обращает на себя внимание то, что люди с улицы, не имеющие юридического образования, в своем заявлении ссылаются на конкретные статьи Конституции РК, нарушение которых они видят в действиях анонимных и установленных видеооператоров. В ответе же прокуратуры – все размыто, неконкретно, без адресных законодательных ссылок. Остаются вопросы:

a. если “…в проведении видеосъемок нарушения действующего законодательства не имеется”, то какими именно законодательными основаниями подтверждено право г-жи Цысь Н.Н. проводить видеосъемку граждан не только без их согласия, но при их активном возражении против этого?

b. Какой Закон РК смог отменить положения Конституции РК?

c. Разве не прокуратура, в соответствующих случаях, выдает санкцию на оперативные видеосъемки?

d. Была ли выдана прокуратурой такая санкция?

e. Если да – то, на каком основании?

И — самое главное – нет никакого доверия ответу и его авторам. Имеются документы о возбуждении уголовного (!) дела в отношении руководителя Павлодарского областного представительства “Демократического выбора Казахстана” Геннадия Бондаренко. Его обвиняют в том, что он якобы был организатором “бунта” возле здания УВД Павлодара в начале марта т.г. Так вот – организатором его “учредили” на основании того, что он был замечен среди десятков людей, собравшихся в те дни у здания УВД с требованием встречи со следователем Кусаиновым. Подтверждением его нахождения там служит видеокассета, имеющаяся в распоряжении следователя. А видеокассету эту следствию предоставили…из пресс-центра УВД Павлодарской области, которым “заведует” г-жа Цысь!

Полицейская газета “Досье”…Удачная полицейская шутка, над которой хохочут исключительно прокуроры…

Пресс-служба РОО “Демократический выбор Казахстана”,
тел. для контактов (3272) 632818, 8 300 522 0623
e-mail
vikoz@nursat.kz, Владимир Козлов