Картинка из зала
Казахстан не раз удивлял мир. Но события последнего лета побили все рекорды. На самом деле… Закон о политических партиях, два политических процесса в отношении лидеров оппозиции, наконец, Казахгейт… Самая свежая иллюстрация нашей уникальности — в Павлодарском суде. Как заметил один коллега, “если бы шла телевизионная трансляция процесса над Жакияновым, чемпионат мира по футболу мог бы отдыхать!”
И правда, судья И.Тарасенко ведет процесс на одном дыхании. Ни один сериал не может конкурировать по богатству сюжетных линий с тем, что происходит сейчас в здании по улице 25-летия октября (!), 11. Интриги и предательство, таинственная недосягаемость одних свидетелей и повторное неожиданное появление других, незваных (например, опомнившихся министров), раздвоение личности (буквальное, когда одна рука не ведает, что делает другая), мелкочиновничьи амбиции, нищета обвинения и блеск защиты – все это увлекательно и смешно, а вместе с тем печально и убого.
Печально, потому как сотни солидных людей вполне осознанно расходуют здесь свое время, полагая, что участвуют в судебном разбирательстве. А на самом деле растерянные прокуроры, засыпающий конвой, внимательно наблюдающий зал – все мы словно пришли на похороны. Монотонное зачитывание (отпевание) судьей очередного тома перечня “документов” добытых “непосильным трудом” следователя Кусаинова, есть не что иное, как реквием по казахстанской судебно-правовой системе, которая умирает на наших глазах. Ассоциация не из приятных, более того, жуткая – все это происходит под флагом и гербом моей страны. Происходит последовательно и бездарно: натянули удавку на СМИ, “заткнули” парламент, теперь окончательно умирают суд и прокуратура. Интересно, какой способ реанимации выберет для себя официальная Астана?
Маржан Аспандиярова,
лауреат премии Союза журналистов Казахстана