Старый боксер умрет на ринге?

“Скоро грянет счет рефери, означающий глубокий нокаут некогда подававшего большие надежды боксера. Но эхо от этого события обещает быть намного раскатистее, чем от двух предыдущих ристалищ”

Информационно-аналитический портал GazetaSNG.ru и Фонд NNG Consujting провели в конце прошлого месяца очередное рейтинговое исследование наиболее влиятельных представителей бизнес-элиты СНГ. Итоги данного исследования базируются на результатах опроса экспертов и общественности 12 государств Содружества и интернет-голосования читателей GazetaSNG.ru. Список, в целом, надо отметить, довольно объективен. Спорным, на наш взгляд, является лишь одна фамилия — бывший премьер-министр и экс-президент Национальной компании “Казахойл”, открывающий второй десяток самых видных бизнесменов СНГ. Вопрос не в том, что г-н Балгимбаев попал в это список, незаслуженно, а его благосостояние не соответствует ранжиру. Влиятелен ли Нурлан Балгимбаев по-прежнему? Вот в чем вопрос! Почему же мы его задаем? Потому что любой человек, хотя бы мизерно претендующий на определение “олигарх”, является либо активным участником политического процесса, либо сам становится объектом для политического воздействия. Одним словом, как бы то ни было, такой человек не может находиться вне политики. А Нурлана Балгимбаева по праву можно считать одним из первых олигархов Казахстана, к тому же имеющего, в отличие от олигархенка Бути, международный рейтинг. Теперь же, когда в Казахстане стали сажать в тюрьму местных олигархов, к тому же побывавших в ранге министра целого государства, наш интерес к этой фигуре казахстанского истеблишмента именно сквозь призму такого подхода, согласитесь, вполне объясним…

***

Нурлан Утебович по-своему колоритная личность. Надо признать, что, помимо Г.Марченко, К.Токаева и достаточно ограниченного ряда лиц, он был и остается не просто специалистом своего дела, а специалистом, который работал по профессии, в своей отрасли. Чего не скажешь о множестве других отраслевых командирах. А тот факт, что его деятельность, как и деятельность того же Г.Марченко, затруднительно назвать полезной для государственных интересов, это уже другой вопрос. В иных отдельных случаях они могут приносить ущерб даже больше, чем дилетанты. В конце концов, ввиду отсутствия в головах приоритетов защиты интересов государства, когда процветает идеология собственного обогащения, прок от специалистов высокого класса становится номинальным. И, тем не менее, хотя некоторые эксперты, в том числе зарубежные, утверждали, что в ННК “Казахойл” отвратительный менеджмент, плохим управляющим назвать Н.Балгимбаева язык не поворачивается. Что же тогда можно сказать обо всех остальных, которые рулили в свое время авиацией, железной дорогой, Карметом?! Все было просто банально загублено, только Кармет спасли индийские хищники капитализма, да и то только во славу своей выгоды… Другой разговор — министр нефти! Нурлану Утебовичу намного труднее было, чем остальным, потому что он заведывал углеводородным сырьем и ему пришлось поработать не только на свой карман, но и кошелек самых высокопоставленных государственных мужей. И с этой работой он справился неплохо. В упряжке с американцем Дж.Гиффеном, долгое время определявшим в окружении президента Н.Назарбаева нефтяную политику, он много чего наворотил в этом направлении. Разумеется, и себя он тоже не забыл. То, что Балгимбаев один из самых богатых нуворишей новой казахстанской “элиты”, известно давно. Остается таковым он и по сей час.

Любой олигарх, крупный бизнесмен казахстанской выпечки или высокопоставленный госслужащий — это продукт, получившийся при прямом административном участии власть предержащей, а если уж быть откровенным до конца, то под эгидой самого президента РК. Утверждения о том, что якобы кто-то там “поднялся” только за счет собственных достоинств, не стоят и ломаного гроша. Случай с Н.Балгимбаевым, еще в советское время ставшим отраслевой номенклатурой союзного Минтопа, несколько иной. Он многими нитями связан с американцами, в частности, с компанией “Шеврон”. В начале девяностых он консультировал эту компанию, несколько лет прожил в США. Кстати, “Шеврон” никогда не считалась мощной компанией. Но за те без малого 10 лет, которые истекли с тех пор, как она обосновалась в обретшем суверенитет Казахстане, компания попала в число лидеров по динамике развития, по росту дивидендов и т.п. показателям. Нетрудно догадаться, кто лоббировал интересы американцев в Казахстане.

…Без малого три года Н.Балгимбаев был министром нефтяной и газовой промышленности РК, затем с перерывом на премьерство до февраля текущего года возглавлял ЗАО ННК “Казахойл”. Поэтому недаром его называли “человеком “Шеврона” — первым так его назвал журналист Дж.Сулеев. И это утверждение трудно оспорить. Вообще, можно сказать, что Н.Балгимбаева, в известном смысле, навязали Н.Назарбаеву. И главный нефтяник Казахстана тут не оплошал. Наряду с другим олигархом, А.Машкевичем, контролирующим горнодобывающую и часть металлургической отрасли, а также с небезызвестным Дж.Гиффеном, наш герой был задействован в наполнении зарубежных счетов. Причем из всей этой троицы Н.Балгимбаев наиболее часто был критикуем в печати. Главный нефтяник страны никогда не был публичным человеком и не любил софиты, но с ним злую шутку сыграло его посткажегельдинское премьерство. Противостояние Кажегельдина с Назарбаевым вылилось в так называемый \»Казахгейт\», и Балгимбаев в итоге вместе с Дж.Гиффеном оказался в эпицентре этого скандала, получившего международную огласку…

В мировую прессу, в сети Интернет уже давно просочились слухи, что в связи с раскручиванием \»Казахгейта\» Нурсултан Назарбаев меняет адвокатов. Сегодня, как было написано в начале текущего года на одном из сайтов, “…увольнение Балгимбаева и бегство Гиффена есть ни что иное, как показатель того, что президент решил избавиться от этих двоих, в одночасье ставших одиозными фигурами в его окружении. В качестве стратегии защиты выбран перенос всей вины за вымогательство, получение и распределение сотен миллионов долларов от нефтедобывающих компаний — на соучастников <…> Ими являются Нурлан Балгимбаев, в прошлом – министр нефтяной промышленности, президент концерна “Казахойл”, а также Джеймс Гиффен <…> для Н.Назарбаева – это балласт, от которого он старается избавиться, чтобы выйти из “Казахгейта” с минимальным ущербом”, вместе с тем “…сложность его ситуации заключается в том, что без лояльности этих ключевых фигур он не сможет рассчитывать ни на какой, даже ограниченный успех. В отличие от своего шефа, его подельщики обладают информацией и доступом ко всем ее источникам. Как Назарбаев справится с этой задачей в условиях стресса, вызванного давлением международной прессы и общественности внутри станы, нам предстоит увидеть в ближайшем будущем”. Похоже, что будущее, кажется, наступило. По крайней мере, в той ее части, где идет речь о желании президента Н.Назарбаева безболезненно для себя слить Балгимбаева.

А обстановка к тому подталкивает как никогда – она вокруг самого президента в связи с \»Казахгейтом\» и формирующимся мировым общественным мнением в этом направлении накалена до предела. Либо президенту РК придется, допустим, сдать американцам оставшуюся часть госпакета в консорциуме “Тенгизшевройл”, либо выставлять во всем виноватым Н.Балгимбаева. За последним установлена тотальная слежка, люди, ищущие его (обычно Н.Балгимбаева, как и любого состоятельного человека, донимают просьбами о денежной помощи) никак не могут его найти. Видимо, Балгимбаеву сейчас не до благотворительности… Что может в такой ситуации предпринять Н. Балгимбаев? Он все-таки человек старой формации и, даже будучи волею судеб олигархом, никогда не смыкался с “новыми казахами”. А когда был премьером, то конфликтовал и на дух не переносил Н.Каппарова, М.Аблязова… и пр. Несмотря на определенные связи и вес Н.Балгимбаева, ныне он практически беззащитен перед Нурсултаном. Он недружен с порослью “новых казахов” и менеджеров, вроде У.Джандосова, погибли его подельщики по СНГ-овскому бизнесу З.Бажаев и А.Боровик (а эта связка могла успешно ввязаться в любую информационную войну), “Шеврон” стал слишком респектабельным, чтобы кинутся на защиту своего бывшего консультанта и партнера. Объективно судьба его тащит теперь прямо в объятия оппозиции, как ранее она притащила туда “киндеров”. Но здесь ставки куда выше, чем цена обиды Мухи на Раху… Впрочем, в силу множества причин и этот вариант очень проблематичен. Похоже, остается ждать бесславного конца бывшего чемпиона ЧИ АССР по боксу. Но заслужил ли такой конец Нурлан Балгимбаев?.. Ведь при минусах и плюсах деятельности экс-президента ННК “Казахойл” его вклад в нефтяную отрасль трудно переоценить и он впрямь был и остается одним из самых крупных практиков-специалистов в своей отрасли. И учитывая обстоятельства, в которых пришлось ему работать эти 10 лет, трудно все-таки позиционировать Н.Балгимбаева в качестве “главного козла отпущения”. Остается такое впечатление, что он более чем кто-либо из плеяды казахстанских нуворишей стал жертвой этих самых обстоятельств. Также вызывает удивление, что все вокруг говорят о предопределенности именно этой судьбы, а не судьбы, скажем, того же А.Машкевича. С того все компроматы как с гуся вода!.. Скоро грянет счет рефери, означающий глубокий нокаут некогда подававшего большие надежды боксера. Но эхо от этого события обещает быть намного раскатистее, чем от двух предыдущих ристалищ.

Получено по электронной почте