20 июня жители маленькой северокавказской автономной республики Адыгея с удивлением наблюдали по местному телевидению выпуск новостей, в котором их супербогатый президент отрицал наличие каких бы то ни было притязаний на пост губернатора где бы то ни было.
Хазрет Совмен, избранный президентом республики в январе этого года, опровергал слухи о том, что он якобы намерен участвовать в выборах губернатора находящегося в Сибири Красноярского края. Он заявил, что его визит в этот регион (что и послужило причиной возникновения подобных слухов) был предпринят исключительно по поручению президента Российской Федерации Владимира Путина. \»Хотя, — сказал Совмен, — мне не безразлична судьба этого края, я предпочитаю жить со своим народом и обустраивать свою родную Адыгею”.
Этот золотой магнат, чье состояние оценивают в миллионы, привлекает всеобщее внимание как один из самых колоритных лидеров Северного Кавказа.
Адыгея, которую возглавляет Совмен, – это самая маленькая и наименее известная из автономных республик региона, зиждущихся на этнических связях, и этот статус она получила только в 1991 году. По сути, республика представляет собой анклав внутри Краснодарского края. Но адыгейцы – народ, родственный черкесам, составляют здесь менее трети от общего числа жителей.
За шесть месяцев на посту президента Совмен осуществил множество конституционных реформ. Среди мер, которые он предпринял, есть и те, которые направлены против местной бюрократии. Но, по словам критиков, делая все это, он проводит очень мало времени в Адыгее.
Совмен вообще провел большую часть своей жизни за пределами республики. Он родился в 1937 году в небольшом адыгейском ауле Афипсип. По окончании военной службы уехал на север работать в золотопромышленности. В 1980 году он возглавил “Полюс” — одну из трех крупнейших золотодобывающих компаний мира.
Совмен стал президентом Адыгеи в январе нынешнего года, заручившись в первом туре голосования внушительными 68 процентами голосов и оставив своего предшественника Аслана Джаримова далеко позади.
Победив в этой гонке, новый лидер направил всю свою энергию на демонтаж “многоголовой” чиновничьей структуры исполнительной власти маленькой республики.
Президентским указом от 28 марта были упразднены четыре министерства и 7 департаментов, число государственных служащих сократилось на 25%. “Экономика не может выдержать армии чиновников”, — сказал Совмен.
Поставив цель привести законодательство республики в соответствие с российским, Совмен исключил из нормативных актов спорные положения о паритетном формировании органов власти, которые предусматривали равное представительство адыгов и русских, несмотря на то, что последние составляют 68% от общего населения республики.
Затем президент заявил о своем намерении сократить количество палат парламента с двух до одной и распустить местный конституционный суд.
Многие считают, что эти перемены позволят существенно сократить государственные расходы. Но есть и те, кто расценивает действия президента как крайность. \»А как же права избирателей? Если парламент уже избран, надо сохранить его структуру до окончания срока полномочий\», — говорит молодой юрист Андрей, не согласный с реформами.
В равной мере Совмен стремится осуществить и экономические реформы. Он, в частности, строит планы по развитию деревообрабатывающей промышленности республики – лес занимает основное место в перечне экспортируемой республикой продукции. Кроме того, речь идет о преобразованиях в туристической отрасли, предлагается строительство новой трассы федерального значения от столицы Адыгеи Майкопа до расположенного на черноморском побережье курорта Сочи.
Щедрость Совмена проявляется по-разному. Так, президентская компания “Полюс” выделила республике беспроцентный кредит в 100 миллионов рублей – более 3 млн долларов, на средства президента закуплено 50 комбайнов новой модификации.
Еще до избрания президентом Совмен был крупнейшим адыгейским меценатом, инвестировав около 4 миллиардов рублей – более 100 млн долларов – в экономику Адыгеи. Он вложил деньги в развитие Адыгейского университета в Майкопе, и современный медицинский центр, выстроенный в родном ауле, носит его имя.
Критики Совмена, однако, утверждают, что он — непрофессиональный политик, не терпит неподчинения и убежден, что те, кто с ним не согласны, должны покинуть команду. Среди последних оказалось много тех, кто работал с ним в период избирательной кампании.
Карманы Совмена могут быть весьма полны, но своими силами ему не решить экономических проблем республики. Премьер-министр Адыгеи Николай Демчук, например, считает, что 2002 год будет наиболее трудным из-за \»глубокого кризиса в экономике, безработицы, несоизмеримого с доходами населения роста цен и тощего бюджета\».
А Совмен верит, что социально-экономические реформы будут иметь успех в том случае, если республике удастся избежать этнических разногласий, что ставших проблемой на Северном Кавказе. \»Если у людей есть интересная работа и достойный заработок, если они чувствуют реальную заботу, национальный вопрос никогда не возникает, — говорит он. — Да поможет нам Бог!\».
Татьяна Полякова, профессор политологии Адыгейского государственного университета