Карабах: фермеры в борьбе за выживание

Никто не жирует в бывшем СССР. Вот и в непризнанной республике Нагорный Карабах жизнь становится все более трудной. Война и нищета сделали свое дело.

Давид Абрамян, фермер из Аскеранского района на востоке Нагорного Карабаха, без обиняков рассказывает о трудностях, с которыми приходится сталкиваться местным фермерам. \»Сегодня здесь каждый сам по себе\», — говорит он.

На протяжении веков плодородные сельскохозяйственные угодья Карабаха славились своим виноградом, фруктами и зерновыми. Однако проливные дожди, почти непрекращавшиеся всю весну, лишили эти земли, когда-то изобильные, их щедрости.

Повезло с погодой, удалось вовремя приобрести необходимые технические средства – будет урожай, а значит, голодать не будешь, — говорит Давид Абрамян, который живет вместе с семьей в селе Астхашен. – Помощи от республиканских и местных властей, за исключением предоставления кредита, практически ждать не приходится\».

Количество осадков, выпавших в апреле и мае, чуть ли не в два раза превысило все средние показатели. Град основательно побил поля и виноградники Аскеранского района. Нанесенный ущерб оценивается в сумму свыше 300 миллионов драм (500 000 американских долларов).

Война с Азербайджаном нанесла удар по сельскому хозяйству, которое так и не было восстановлено с 1994 года, когда конфликт закончился, оставив Карабах под контролем Армении.

В семидесятые годы прошлого столетия в Карабахе ежегодно производилось более 100 000 тонн зерна. Сегодня этот показатель чуть ли не в три раза уменьшился. И если ранее на душу населения ежегодно приходилось 1 000 тонн винограда, сегодня с виноградных плантаций собирается лишь небольшая часть этого показателя. \»Наверное, лишь около 5% фермеров села – а в селе 130 хозяйств – в состоянии полноценно, по всем правилам и нормам агротехники возделывать землю и получать стабильный доход от урожая\», — говорит Абрамян. С началом приватизации земли в республике ему достался участок в 12 гектаров. Теперь, когда фермеры обязаны платить за использование техники, которая им не принадлежит, обработка земель и сбор урожая обходятся очень дорого. Поэтому и прибыль получить нелегко.

Министерство сельского хозяйства видит выход из сложившейся ситуации в укрупнении хозяйств – программа, в соответствии с которой хозяйства объединяются в более крупные и прибыльные единицы. Это, по сути дела, является возвратом к коллективным хозяйствам – колхозам, распавшимся во время и после войны.

Экстренность темпов и непродуманность форм начавшейся почти сразу после установления перемирия в 1994 году приватизации привели к распаду коллективных хозяйств, распылению общего имущества и техники\», — говорит министр сельского хозяйства Беник Бахшнян. \»А крестьяне, не имеющие предпринимательских навыков, не были в состоянии организовать эффективное товарное производство\».

За последние пятнадцать лет окружающей среде Карабаха был нанесен серьезный ущерб. Во время войны и в предшествующий период известные карабахские леса претерпели неблагоприятные изменения, и сегодня правительство принимает меры для решения этой проблемы.

С 1988 по 1995 годы лес вырубался практически бесконтрольно\» — говорит лесничий Ярослав Гаспарян, который курирует Мартунинский район Нагорно-Карабахской республики. – С 1996 года благодаря усилиям властей охрана леса значительно ужесточилась. Деревья последовательно нумеруются и опечатываются, а за незаконную вырубку определены штрафы\». Другая проблема связана с реками. В силу специфики климата подавляющее большинство рек, берущих начало непосредственно на территории Нагорного Карабаха, в жаркий период высыхают, по причине чего существует дефицит влагозадерживающих районов, обеспечивающих наполнение рек. В ходе военных действий практически целиком была уничтожена ирригационная инфраструктура Нагорного Карабаха, и отсутствие оросительной системы просто отдает хозяйства на откуп стихии.

Сегодня для решения этой проблемы предпринимается ряд мер в рамках утвержденной правительством республики программы. Однако её комплексная реализация Нагорному Карабаху не по карману – программа стоит 100 миллионов долларов США. Проблема, по утверждению специалистов, усугубляется еще и тем, что нынешние власти соседнего Азербайджана отказываются от какого-либо сотрудничества с НК.

В частности, Баку отказался от недавней инициативы Нагорного Карабаха по реализации совместной программы по обеспечению оросительной водой приграничных районов и борьбе с грызунами, ставшими настоящим бедствием для обеих республик.

Многие планы по реабилитации сельского хозяйства НК обречены остаться на бумаге, если не будет нового потока серьёзных инвестиций. Ведь сегодня большая часть пищевых продуктов завозится в Нагорный Карабах из-за рубежа, хотя население предпочитает покупать местную продукцию. Одну из главных причин этому в Карабахе видят в непризнанности республики.

Международные организации и заинтересованные государства не оказывают помощи становлению сельского хозяйства Нагорного Карабаха, ссылаясь на его непризнанность, — сетует министр сельского хозяйства Беник Бахшнян. – На территории НКР действует лишь \»Армянская технологическая группа\» из США, завозящая в республику эффективные технологии\».

Помощь помощью, но остается очевидным, что республике еще очень много нужно сделать для преодоления последствий разрушительной войны. И тем не менее, фермеры не теряют надежды вопреки всем трудностям.

Голодать, конечно, не будем – кое-какие запасы остались еще с прошлого года. Перебьемся… Что необходимо жителю села – были бы картошка, фасоль, хлеб да самогон – желудок у него не требовательный. Весной питаемся зеленью и свежими овощами, а зимой консервами и высушенными фруктами\», — говорит Абрамян.

До тех пор, пока такое положение дел не изменится, большинство карабахских фермеров ждут долгие годы полуголодного существования.

Ашот Бегларян — независимый журналист, Нагорный Карабах