В конце этого месяца в Грузии начнется самая ответственная фаза американской программы помощи национальной армии \»Обучи и оснасти\». Если, конечно, программа не будет сорвана из-за клубка внутренних проблем.
На прошлой неделе в Грузии побывала группа из восьми американских конгрессменов, которые инспектировали ход реализации программы \»Обучи и оснасти\».
Программа началась 30 апреля этого года и ставит целью подготовить 4 контртеррористических батальона численностью около 2 тысяч человек. По истечении 18 месяцев они должны быть готовы при необходимости принять бой с вооруженными группами на территории Грузии, а также с теми боевиками из \»Аль-Каиды\», которые по некоторым неподтвержденным пока данным нашли убежище в грузинском Панкисском ущелье.
Конгрессмены провели на полигоне только несколько часов, и этого явно недостаточно для того, чтобы вникнуть во все детали программы. Об оценках американских военных говорить трудно — они до сих пор избегали комментариев, отделываясь от журналистов общими фразами.
Однако в закулисных разговорах знающие военные чиновники говорят, что это молчание объясняется несказанным удивлением американцев, ознакомившихся с истинным положением в грузинской армии.
Программа \»Обучи и оснасти\» — беспрецедентна в ареале Южного Кавказа и связана с серьезным политическим и военным риском. По оценке, даваемой ей руководством Грузии, сам факт такого сотрудничества должен продемонстрировать состоятельность грузинского государства в глазах западных партнеров, обеспокоенных проблемой терроризма.
Начальник Генштаба Вооруженных сил Грузии Джони Пирцхалаишвили заявляет, что к 27 августа, когда согласно плану американской программы должны уже начаться тактические учения, батальон будет укомплектован полностью — 400 военнослужащими.
Однако этот процесс явно сталкивается с проблемами. К 10 июля было подано только 98 рапортов о зачислении в его штат, между тем уже через 10 дней, к 20 июля, было необходимо иметь 600 таких заявок.
\»Состояние претендентов в первый батальон \»Коммандо\» просто удручающее\», — заявил IWPR пожелавший остаться неназванным военный врач из медкомиссии, проводящей отбор призывников.
По его словам, многих кандидатов привлекают в первую очередь высокие для этой сферы зарплаты — от 380 лари (до $200) для рядового до 650 (около $320) полковничьих.
Однако из-за тяжелых условий в грузинской армии родители не хотят отпускать служить своих сыновей, не особенно доверяя даже и гарантиям американцев.
Кроме того, как говорят в частных беседах члены медкомиссии, военные комиссариаты в регионах Грузии, выполняя предписание Генштаба, нередко направляли на тестирование просто негодных к строевой службе. \»У одного больная печень после перенесенного гепатита, у другого — проблемы с сердцем, третий страдает постоянными расстройствами желудка…в общем, редкий претендент здоров настолько, чтобы выполнять потом задания американцев\», — сказал наш собеседник.
Врач, рассказавший IWPR о ходе приема новобранцев, говорит, что членов медкомиссии часто просят закрыть глаза на какие-то проблемы со здоровьем, чтобы не сорвать набор первого батальона. \»Но как же поступиться совестью, если во время первого же марш-броска американцы увидят, что мы позволили попасть в подразделение \»дохлым\» солдатам\», — говорит он.
То, что с программой американской военной помощи не все в порядке, стало очевидно в середине июля, когда разразился скандал вокруг теперь уже бывшего командующего сухопутными войсками вице-полковника Ники Джанджгава, координировавшего от грузинской стороны реализацию программы \»Обучи и оснасти\».
32-летний офицер, прошедший подготовку в элитных военных центрах США, и свыше 100 его единомышленников из-за несогласия с кадровой политикой министерства обороны, в том числе в отношении американской программы, подали рапорты на увольнение.
Правда, позже, после переговоров с ними министра обороны Давида Тевзадзе, \»за бортом\» оказался только Джанджгава. Но сам по себе этот скандал говорит о многом.
В минобороны поступок командующего называют \»неадекватным поведением\». Сам теперь уже простившийся с погонами Джанджгава говорит, что он всего лишь сказал правду о том, что солдата, прежде чем \»обучить и оснастить\», необходимо одеть, обуть и накормить досыта.
По мнению многих наблюдателей, нет никаких гарантий, что программа американской военной помощи не даст сбои еще на каком-то этапе. Есть, например, такая любопытная деталь, которая характеризует положение дел в грузинской армии в целом и может в итоге сказаться и на американской программе.
В этом году Грузия запланировала принять участие в 196 мероприятиях по программе НАТО \»Партнерство во имя мира\». Но, как утверждает официальный представитель Генштаба Ираклий Баткуашвили, из-за финансовых проблем сможет выполнить задуманное \»максимум на 70 процентов\»,
По словам Баткуашвили, в 2002 году на участие в этих мероприятиях было запланировано потратить 300 тысяч лари. Однако эти средства \»практически полностью израсходованы на проведение в июне многонациональных учений на военной базе в Вазиани\».
Таким образом, во втором полугодии Грузия будет в основном участвовать в тех мероприятиях, которые полностью финансирует НАТО. \»Но это не всегда то, что нужно\», — сказал Ираклий Баткуашвили.
На фоне резко обострившихся в последние дни российско-грузинских отношений Совет национальной безопасности Грузии 1 августа принял решение ускорить процесс вступления страны в Североатлантический альянс. Специальная правительственная комиссия до 1 ноября представит государственную программу интеграции с европейскими структурами безопасности.
В грузинском обществе, в том числе в среде профессиональных военных, есть немалая доля скептизма в отношении таких перспектив. Но для большой части жителей Грузии прибытие в конце апреля первых американских инструкторов стало здесь едва ли не национальным праздником.
Оригинальным продолжением этой эйфории стала инициатива парламентария Германа Пацация пригласить в Грузию американского генерала Джона Шаликашвили, имеющего грузинские корни, принять участие в парламентских и президентских выборах.
65-летний Шаликашвили был командующим силами НАТО в Европе. Исходя из этого, Пацация заявил 1 августа: \»Может случиться такое, что Грузия не будет президентским государством, но, тем не менее, Шаликашвили должен стать здесь первым государственным лицом\».
Многие аналитики в Грузии довольно мрачно смотрят на перспективы грузинской армии, напоминая в том числе о том жалком положении, в котором находятся сейчас ветераны войны в Абхазии 1992-1994 годов. Большая часть специалистов сходятся в том, что грузинская армия явно нуждается в реформе.
Эксперт по военно-гражданским взаимоотношениям Кавказского института мира, развития и демократии Давид Дарчиашвили считает, что \»военная система страны, в том числе в контексте осуществления американской программы \»Обучи и оснасти\», нуждается в большей прозрачности, постоянном мониторинге со стороны неправительственных организаций\», \»Противостояние в военном ведомстве в борьбе за сферы влияния может если не сорвать американскую программу, то снизить ожидаемые от нее эффект\», — сказал он IWPR.
Михаил Вигнанский, директор информационного агентства \»Прайм-ньюс\», Тбилиси