Уважаемый Председатель! Дамы и господа! Уважаемые коллеги!
В прошлом году Казахстан отметил десять лет независимости. Закономерно и символично, что этот юбилей совпал с десятилетним юбилеем деятельности Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, которое, вне всякого сомнения, стало одним из ключевых участников процесса демократизации в Казахстане. Основы демократии пришлось внедрять в стране, которая не имела навыков и традиций демократической культуры, и без конкретной помощи западных структур нам пришлось бы намного труднее.
Я не буду останавливаться на позитивных моментах демократизации. Они общеизвестны и нашли отражение в докладе Государственного секретаря-Министра иностранных дел Казахстана Касымжомарта Токаева в Вене 11 сентября. Остановлюсь на самых острых вопросах через призму выступлений представителей неправительственных организаций Казахстана. Хочу отметить, что все они являются видными функционерами радикальной оппозиции. Я понимаю, что руководство БДИПЧ, пригласив их и предоставив возможность выступить, тем самым поощряет не конкретно казахстанскую оппозицию, а поддерживает демократический процесс, основой которого является плюрализм.
Действительно, положение в средствах массовой информации непростое, но ни в коем случае нельзя делать вывод, что власть в Казахстане масштабно и целенаправленно решила задушить свободную прессу. Это просто невозможно по той причине, что в стране осуществлены глубокие рыночные реформы. Казахстан первым из государств СНГ признан США и Европейским Союзом как страна с рыночной экономикой. В Казахстане действуют свыше 1500 средств массовой информации, 95% из которых являются частными. Статья 20 Конституции Республики Казахстан гласит: “свобода слова и творчества гарантируется”.
Свобода у нас без границ, я не иронизирую. Например, когда неизвестные лица, прямо говоря, бандиты, избили Сергея Дуванова, то одна оппозиционная газета опубликовала его фото, рядом мое, советника президента, и поместила мои слова: “Дуванову пора ответить”. Эти слова вырваны из другой статьи и относятся к событиям давно минувших лет. К сожалению, такие грязные фальшивки стали нормой и их великое множество. Я полностью согласен с рекомендациями ОБСЕ, что лимиты, допустимые при критике политиков и других публичных деятелей, значительно шире, чем при критике по отношению к обычным гражданам. Я лично не собираюсь судиться с газетой, ибо являюсь сторонником Томаса Джефферсона, который выступал даже за право газет на клевету, но в судах обычно много исков физических и юридических лиц к тем или иным газетам или журналистам. И многие чиновники неизбежно и зачастую занимают более жесткую позицию. Кстати, когда президент Назарбаев узнал об избиении Дуванова, то немедленно вызвал силовых министров и поручил им провести тщательное расследование и найти преступников.
Оппозиция жалуется на то, что блокируются некоторые оппозиционные сайты в Интернете. Не буду отрицать, такие факты случаются. Возникает вопрос: почему? Важно выявить причины. Например, два дня назад на одном из оппозиционных сайтов появилось сообщение, что министру иностранных дел Казахстана отказано в выступлении, что в Варшаве на пленарном заседании в качестве единственного докладчика слово было предоставлено оппозиционеру. Что председательствующая на заседании Елена Мизулина, вице-спикер Государственной Думы России, поддержала позицию казахстанского оппозиционера (хотя все было с точностью наоборот). И квинтэссенцией этой беспардонной лжи является следующий пассаж, цитирую: “Казахскому дипломату было предложено покинуть помещение, поскольку от спецслужб этой страны можно ожидать любых провокаций”. Конец цитаты. Это типичный метод работы оппозиционных сайтов, и в высших эшелонах власти в Казахстане серьезно озабочены проблемой информационной безопасности, потому что пользователей Интернетом в стране очень много.
Стоит ли комментировать крайне легковесное и бездумное предложение одного из оппозиционеров о необходимости исключить Казахстан из ОБСЕ? Можно рассматривать это как эксцентричную выходку и политическое шутовство, но я думаю, что руководству ОБСЕ надо обратить внимание на содержательную часть и качество выступлений представителей неправительственных организаций. Я полностью согласен с выступлением заместителя главы делегации Российской Федерации господина А.Гусева, когда он сожалел, что на нашем форуме “делались попытки использовать Совещание для продвижения отдельных инициатив НПО, которые грубо противоречат принципам ОБСЕ”. Совершенно справедливо заметила госпожа Каролин Маккоул, директор департамента по демократизации ОБСЕ, что некоторые рассматривают ОБСЕ как некое “колониальное присутствие”, “новый имперский центр”. В советско-коммунистические времена со всеми жалобами обращались в Москву, в Центральный Комитет Коммунистической Партии. Теперь со всеми жалобами, нелепыми предложениями обращаются в ОБСЕ, наивно полагая, что демократизация – это технический проект, который эта авторитетная международная организация может быстро претворить в жизнь. Думаю, что практику приглашения НПО стоит пересмотреть. У нас в Казахстане, например, свыше 800 неправительственных организаций, которые ведут самую разнообразную работу, но на ежегодные совещания приглашают только лидеров радикальной оппозиции. Мы рискуем превратить трибуну ОБСЕ в своеобразный Гайд-парк, где каждый будет говорить, что пожелает и не нести при этом никакой ответственности.
Вообще, в ходе модернизации у нас образовался новый масштабный дефицит – дефицит культуры. Культуре демократии тоже надо учиться. Но это отдельная тема.
Я вовсе не хочу сказать, что у нас в Казахстане все замечательно, что Казахстан является идеальным демократическим и правовым государством. У нас много сложностей и трудностей. Если говорить о выборах, то существует противоречие между жестко заданными либеральными реформами и наличием громадного коммунистического электората. Поэтому власть старается оградить себя от электоральных сюрпризов и избирательный процесс сопровождается нарушениями. Когда ОБСЕ критикует
наши выборные кампании, то во многом это справедливо.Мы благодарны ОБСЕ за организацию “круглых столов” и семинаров по совершенствованию выборного законодательства. Предполагаю, что на следующих парламентских выборах 50% парламента будет избираться от политических партий, а другая половина — в одномандатных округах. С этой целью принят новый “Закон о политических партиях”. Суровый, надо сказать, закон, но мы хотим избежать перманентной партийной фрагментарности, повысить статус политической партии, и, видимо, сформировать в будущем парламенте партию власти и партию оппозиции. То есть сделать оппозицию официально признанным институтом государства. Это сложная задача, и здесь, на мой взгляд, надо объединить усилия казахстанских властей, оппозиции, ОБСЕ.
В ходе прошлогоднего визита казахстанского президента в США, Казахстан был признан как стратегический партнер. И речь шла не только о партнерстве в борьбе с международным терроризмом, но и той роли, которую играет Казахстан в Центрально-Азиатском регионе как стабильное государство с устойчивым развитием. В этом смысле Казахстан является стратегическим партнером и Европейского Союза. Мы полностью осознаем, что соблюдение прав человека, построение действенных демократических институтов и верховенство закона являются необходимыми условиями сохранения и упрочения, как стабильности, так и внутренней и внешней безопасности.
В заключение хочу отметить, что с начала горбачевской перестройки прошло семнадцать лет. Целое поколение выросло в условиях гласности, свободы слова, политических конкурентных выборов. Современный молодой казахстанец – это, как правило, человек с высшим образованием, свободно владеющий казахским, русским и английским языками. Казахстан имеет единое информационное и демократическое пространство с Россией. ОБСЕ всегда предъявляет более высокие требования к Казахстану в построении действенных демократических институтов, чем к другим странам азиатского региона, и это правильно, потому что казахстанцы, по существу, европеизированный народ. Казахстан – многонациональное государство, что является фундаментальным условием для построения подлинно демократического государства. Мы глубоко убеждены, что принципы американской Декларации 1776 года, европейские идеалы свободы, равенства и справедливости прочно вошли
в плоть и кровь граждан нашей страны.Для нашего президента очень важным является расширение социального пространства для демократии, появление масштабного среднего класса в стране. И он дальше намерен осуществлять свою стратегию поэтапного вхождения Казахстана в рынок и демократию. Только за последний год экономический рост составил 13% (самый высокий в мире), и мы с оптимизмом смотрим в будущее, ощущая поддержку такого института, как БДИПЧ, с его международным авторитетом.
Благодарю всех за внимание.