Симон Ханзадян, водитель большегрузного КамАза, живет в Ереване, но большую часть времени проводит в Грузии. Симон один из тех, кто возит грузы в Армению и из Армении. Адресаты этих грузов находятся в самых разных странах мира от Египта до Америки, но путь Симона всегда одинаков. Он едет в Грузию, ибо через эту соседнюю страну проходит главная торговая артерия, связывающая Армению с миром.
“В каждую из своих поездок я трачу от двух до четырех дней в зависимости от места нахождения клиента и состояния дорог в этой местности, а также от ста до двухсот долларов в зависимости от аппетитов грузинской дорожной полиции”, — рассказал IWPR Ханзадян. “Неважно, в каком направлении я еду — давать взятки через каждые несколько километров приходится в любом случае”
В ситуации, когда есть только два выхода во внешний мир — через Грузию и через Иран, Армения оказалась буквально сразу после обретения независимости. Конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха и прерванные дипломатические отношения с Турцией перекрыли стране самые короткие и удобные пути в западном и восточном направлениях. Сегодня путь, пролегающий через Грузию, является жизненно важным для Армении с экономической точки зрения.
Испытания армянских перевозчиков начинаются с таможенных пунктов на границе между Грузией и Арменией.
“Грузинские таможенники часто ленятся даже выходить из вагончика и досматривать наши машины”, — рассказал IWPR Саркис Варданян, водитель микроавтобуса, регулярно курсирующего между Ереваном и Тбилиси. “Они играют в домино и обычно, не отрываясь от игры, говорят: \»давай 10 лари ($5) и проезжай”.
Преодолев границу, автомобили въезжают в Грузию, но оказывается, что здесь их ждут новые проблемы в лице грузинской дорожной полиции. “За последние годы я привык к произволу грузинской дорожной полиции и воспринимаю его как данность, как дождь или утренний рассвет. Многие полицейские меня уже знают, и общение с ними занимает у меня ровно столько времени, сколько необходимо, чтобы 5-10 лари перекочевали в его карман. Они называют этот процесс гуманитарной помощью
”, — говорит Ханзадян.В том случае, если путь перевозчика идет в обратном направлении, он тоже держит наготове деньги, поскольку на армянской таможне приходится платить высокую пошлину. “За каждый въезд в Армению я должен заплатить 40 долларов, и такие путешествия весьма и весьма обременительны”, — рассказал IWPR Сергей Григорян, житель Тбилиси, который по служебным делам как минимум дважды в месяц приезжает в Армению. “Я подумываю купить машину с армянскими номерами, пересаживаться на нее на пограничном пункте Баграташен и разъезжать потом по Армении. Так уже поступили некоторые мои знакомые”, — рассказывает Григорян.
Армянские предприниматели говорят о давно назревшей необходимости нормализовать наконец ситуацию в этой сфере. “Усиление торговых и бизнес-связей между странами региона может в конечном итоге оказать влияние на стабилизацию политической ситуации. Но для этого требуется политическая воля”, — считает армянский предприниматель, бывший председатель Торгово-промышленной палаты Самвел Шарбатян.
Руководство армянского таможенного сектора в большей степени озабочено решением ряда текущих проблем на армяно-грузинской границе. Власти предпринимают меры по пресечению контрабанды. Так, за последние полгода на 180-километровом участке армяно-грузинской границы было выявлено 88 случаев нелегального ввоза продуктов питания, сигарет, строительных материалов и т.п. “Только за последний месяц таможенники задержали контрабандных товаров на общую сумму свыше 15 миллионов долларов”, — сообщил IWPR глава Государственного таможенного комитета Армен Аветисян.
Эффективность этих решительных мер можно наблюдать на примере Баграташенского рынка, разместившегося в одноименном приграничном селе. По словам директора рынка Араика Манвеляна, после пресечения незаконной торговли на рынке на 40 процентов возрос уровень взимания налогов.
“Каждый вторник (это день наиболее оживленной торговли) на рынке скапливаются около 250 автобусов, не говоря уже об автомобилях, которые привозят до 4 тысяч человек, занятых в приграничном бизнесе”, — говорит Аветисян.
“Если раньше Баграташенский рынок располагал 170 киосками и не давал никакой прибыли государству, теперь здесь 340 торговых мест, а доходы госбюджета от работы этого рынка составляют 2,5 — 3 миллиона драмов, или 5 тысяч долларов. Чтобы добиться этого, было потрачено до 40 миллионов драмов из внебюджетных средств (около 18 тысяч долларов)”, — говорит Аветисян.
Но успех, оказывается, сопряжен с новыми проблемами. В частности, став одним из крупнейших неформальных торговых центров на Южном Кавказе, Баграташенский рынок превратился в не менее крупный … рассадник венерических заболеваний. В рамках проекта, реализованного министерством здравоохранения Армении совместно с ереванским представительством международной организации “Врачи без границ”, здесь была открыта служба анонимной диагностики заболеваний, передаваемых половым путем, и пункт бесплатной раздачи презервативов.
Авет Демурян — свободный журналист, работающий в Ереване