Много ли надо ума, чтобы торговать бензином?

Источник: Галета \"Начнем с понедельника\"

Представьте, вы заходите в японский ресторан, а там подают один бесбармак. Или, допустим, во “Французском доме” продают исключительно китайскую парфюмерию. Понятно, что такого не может быть, — ни одна уважающая себя фирма не станет торговать чужой продукцией. А если бы и попыталась, то наши недремлющие 68 контролирующих инстанций такую торговую точку сразу бы “хлопнули”.


Но вот в одной только южной столице совершенно официально действуют десятки автозаправок под гордыми вывесками крупнейших нефтекомпаний мира. Вопрос: с каких таких собственных месторождений и нефтеперегонных заводов везут они в Казахстан свой фирменный бензин, и что вообще на этих заправках фирменного, кроме комбинезонов персонала?


Только что этим вопросом, наконец, озадачилось правительство.


В Казахстане планируется усилить госконтроль за деятельностью нефтеперерабатывающих заводов и оптового звена по продаже ГСМ. Соответствующие меры отражены в проекте закона \»О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов\», который правительством уже внесен в парламент страны. Об этом депутатам мажилиса рассказал министр финансов Зейнулла Какимжанов. На НПЗ и в оптовом звене, полагает глава Минфина, сформировался \»самый главный фактор дестабилизации рынка\».


Предполагается ввести лицензирование нефтепереработки с оформлением паспорта производства нефтепродуктов, в котором будут оговорены сроки, в которые тот или иной НПЗ может остановиться на ремонт. \»Это крайне важно, это тема N1. У нас два завода вместе не должны вставать на ремонт\», — сказал З.Какимжанов. На протяжении ряда лет на рынке нефтепродуктов происходят \»необоснованные\» скачки цен, которые вызваны ценовым сговором, полагает он. Наиболее нестабильной ситуация с ценами на ГСМ наблюдается в периоды посевной, уборочной кампаний и подготовки к отопительному сезону.


Имеющиеся в Казахстане НПЗ, полагает З.Какимжанов, используют свои мощности на \»очень низком уровне\». При этом достаточно существенна доля импорта. Кроме того, по его информации, около 396 тыс. тонн составил в 2001 году \»теневой\» оборот ГСМ. Между тем в республике имеются возможности для полного покрытия внутренней потребности в нефтепродуктах. Имеются возможности в рамках вертикально интегрированных структур по \»нормальной\» цене поставлять сырье на отечественные НПЗ и получать прибыль. \»Очень вредной\» тенденцией министр назвал появление в республике мини-заводов по производству ГСМ.


Согласно законопроекту, заводам запрещается перепродавать сырую нефть и конденсат. Поясняя необходимость такой меры, министр привел пример, когда компания Hurricane Kumkol Munai оформляет часть добываемой нефти через аффилированный с ней Шимкентский НПЗ, тем самым \»серьезно занижая\» объемы налоговых отчислений — как свои, так и НПЗ.


З.Какимжанов обратил внимание на трудности по взиманию подоходного налога с компаний-оптовиков. В настоящее время они, по его данным, получают 60% разницы между ценой производителя и розничной ценой продажи ГСМ. Эта разница доходит до $150 за тонну топлива. У каждого завода, заявил министр, есть по 3-5 оптовиков, которые между собой аффилированы, и поэтому есть вероятность сговора. \»Мало того — компании существуют месяц-два-три, потом появляются новые оптовые компании. Отсюда вывод: оптовиков надо контролировать через базы ГСМ\». \»Что происходило в последние годы? Закапывают цистерны в землю, вплоть до черты города, закачивают туда нефтепродукты и начинают продажу мелкооптовыми партиями\». Сейчас в республике, утверждает З.Какимжанов, насчитывается 560 компаний по оптовой торговле нефтепродуктами. \»Скажите, сейчас в Казахстане нужно 560 компаний? И это при том, что многие из них не имеют сертифицированных хранилищ\», — вопросил министр.


Вместе с тем, отметил он, \»больших проблем\» в сфере розничной продажи нет. За последние годы во всех крупных городах появились современные АЗС, имеющие электронные формы учета реализации.


В законопроекте имеются нормы, направленные на недопущение махинаций по качеству, когда продавцы повышают октановое число путем добавления вредных для здоровья веществ, в результате чего получается вещество, продаваемое под видом бензина.


В соответствии с проектом закона субъекты рынка нефтепродуктов (оптовики, НПЗ и АЗС) должны предоставлять информацию об объемах производства, отгрузки, реализации ГСМ. З.Какимжанов напомнил, что сейчас имеется государственная электронная база данных по рынку нефтепродуктов, но \»надо, чтобы по закону туда сдавали информацию\». \»Система сдачи отчетности — это самая главная форма контроля за рынком нефтепродуктов\». \»Всем предпринимателям, занятым розничной торговлей нефтепродуктов, этого закона бояться нечего. Он, наоборот, стабилизирует работу. А с заводами и оптовиками мы будем работать через закон\», — заключил глава Минфина.


Руководство Павлодарского НХЗ также выступает за ужесточение контроля за реализацией бензина. \»На заводе осуществляется строгий контроль за технологическим процессом, вкладываются миллионы долларов в техническое перевооружение, а в результате АЗС под видом бензина ПНХЗ продают суррогат, чем не только подрывают авторитет предприятия, но и наносят непоправимый вред экологии\».


В свою очередь директор павлодарского филиала компании \»Гелиос\», занимающейся продажей нефтепродуктов, сообщил, что на АЗС региона из 300 тыс. литров реализуемого бензина порядка 240 тыс. не соответствуют нормативным параметрам. \»Проверка показала, что владельцы 82 из 116 АЗС Павлодара искусственно повышают октановое число, используя для этого токсичные добавки\». Купив оптом на ПНХЗ бензин с октановым числом 80 по цене 27 тенге за литр и затратив 2 тенге на добавку присадок, владельцы АЗС получают бензин с октановым числом 91, отпускная цена которого на заводе составляет 37 тенге. Тем же путем на павлодарских автозаправках повышают октановое число и в завозимых из России бензиновых фракциях. Эти фракции завозятся бесконтрольно, на льготных условиях без уплаты акциза под предлогом использования их как сырья для пиролиза или бензина-растворителя. Для добавок используется тетраэтилсвинец — очень опасный канцероген.


От себя добавим, что торговля бензином – тот самый случай, когда чисто рыночных механизмов заведомо недостаточно и без госрегулирования не обойтись. В азах антимонопольной теории есть понятие горизонтальных и вертикальных монополий, причем горизонтальный монополизм (например, у одного хозяина несколько городских хлебозаводов, или все гостиницы, или заправки) – однозначно вреден, а вот вертикальный — это когда как …


Представим, что на базе каждого казахстанского НПЗ созданы три вертикальных холдинга, каждый со своими оптовыми терминалами и сетью фирменных автозаправок. И, допустим, эти три фирменные сети, обеспечивая каждая преимущественно свои регионы, в крупных городах “пересекаются” между собой, создавая по всей республике как бы базовую кристаллическую решетку. Такая система, само по себе, выдавила бы лишних посредников, государству намного проще было бы осуществлять налоговый учет, а потребители за счет межфирменной конкуренции имели бы лучшие цены и качество.


Конечно, создавать такую фирменную торговлю было бы лучше еще до приватизации, или в ходе ее, по заранее выверенному плану. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Ради такого дела правительству не худо было бы и власть употребить…


Газета “Начнем с понедельника” №38 от 4 октября 2002г.