Претензий не имеем?

“…пострадал человек, женщина, а правоохранительные органы вместо того, чтобы защитить этого конкретного “маленького человека”, вежливо просят его подписать бумагу, что он не имеет никаких претензий к преступникам”

Недавно мы писали о похищении сотрудницы типографии “New press Almaty” неизвестными лицами, которые целую ночь продержали ее в каком-то доме. Ни дороги, ни адреса Назира Мынбаева не запомнила, да и не могла запомнить, везли ее с завязанными глазами, ничего не объясняли. И хотя ее не избили, не ограбили, но в нашем Уголовном Кодексе существует вполне конкретная статья “Похищение людей”, по которой и можно было бы привлечь преступников (если их, конечно, найдут), тем более, что лица похитителей (мужчины и двоих женщин) Назира запомнила, и с ее слов были составлены фотороботы этих людей. Однако в ГУВД, как известно, законы понимают по-своему. Женщину попросили подписать документ, что никаких претензий к своим похитителям она не имеет, аргументация при этом была такая, что вас, мол, отпустили, вы живы и невредимы, никаких насильственных действий в отношении вас не применяли, поэтому подпишите эту бумажку и можете идти. Понятно, что теперь уголовное дело закончится, так и не успев начаться. А может быть, оно уже закрыто, ведь у нас вообще граждан редко ставят в известность о том, на какой стадии находятся их дела.


Директор типографии Нурлан Бакирланов попытался обратиться с письмом к генералу Касымову, надеясь на его помощь в этом деле, однако в ГУВД его не пропустили, а документ зарегистрировать отказались, посоветовав бросить его в ящик для писем. Поэтому, сомневаясь, найдет ли его обращение адресата, Н. Бакирланов попросил нас, если возможно, опубликовать содержание послания, что мы и делаем:


Начальнику ГУВД Алматы Господину Касымову К. Н.


Господин генерал!


В Вашем ведомстве находится дело о похищении 29 октября 2002 года сотрудницы типографии “New press Almaty” Назиры Мынбаевой (следователь Бахтыбаев).


В ходе следствия были созданы фотороботы предполагаемых преступников, участвующих в похищении нашей сотрудницы.


Мы, в качестве оказания помощи следствию, получили согласие нескольких СМИ разместить имеющиеся фотороботы на их страницах, в связи с чем просим Вас передать нам копии фотороботов.


Преступники, участвовавшие в похищении, до сих пор находятся на свободе, цель их действий точно не установлена, и угроза повторных преступных действий в отношении сотрудников типографии не исключается.


В силу указанных причин прошу Вас решить нашу просьбу положительно, в сроки, соответствующие серьезности ситуации.


Директор типографии “New press Almaty” Н. Бакирланов.


04.11.2002


Вскоре после похищения Назира Мынбаева заболела, сказался шок, пережитый ею в течение той ночи, когда она не знала, удастся ли ей вообще вернуться домой живой и невредимой. Она одна воспитывает двоих детей, перебралась в город из аула, рассчитывать ей не на кого, в типографию, занимающуюся выпуском оппозиционных изданий, она попала случайно. И отсутствие видимых мотивов этого преступления наталкивает на мысль, что ее просто использовали либо для того, чтобы предупредить владельцев предприятия о том, что и их ждет нечто подобное, либо для того, чтобы дезорганизовать работу типографии. Это всего лишь мнение, и это не главное.


Главное же в том, что пострадал человек, женщина, а правоохранительные органы вместо того, чтобы защитить этого конкретного “маленького человека”, вежливо просят его подписать бумагу, что он не имеет никаких претензий к преступникам. Мы живем в государстве, которое провозгласило высшей ценностью права и свободы личности, но каждый день мы сталкиваемся с отрицанием и попранием этих ценностей. Видимо, понятие “человек” в Казахстане существует лишь как некая абстракция, применимая в Конституции, актах, указах, речах, а на деле все мы оказываемся то “винтиками”, то щепками, а то и просто – быдлом.