Прощайте, дорогой наш Нури-ага!

Череда трагически окрашенных событий на моей родине набирает скорость, словно курьерский поезд. И под его “колесами” почему-то чаще всего оказываются мои коллеги – журналисты.


Да, этот год был просто несравним ни с одним другим по количеству всевозможных трагедии, выпавших на долю казахстанских журналистов. Взорванные редакции газет и типографии “СолДат”, “Республика. Деловое обозрение”, “Ак жайык”, расстрелянные фидеры телекомпании “ТАН”, избитые почти до смерти журналисты, закрытые властями газеты и телерадиокомпании, убийство дочери известного журналиста и общественного деятеля нашей страны Лиры Байсеитовой, судебные преследования Жумабая Доспанова, Ирины Петрушовой, Ермурата Бапи, чудовищная провокация против Сергея Дуванова – всё не перечислить!


И вот пришла ещё одна страшная весть: трагически погиб известнейший казахстанский журналист Нури Муфтах!


Я не из тех, кто сравнивает жизнь человеческую с чем-то безбрежным. Но всё же, всё же не могу поверить в то, что никогда не увижу теперь уважаемого мной Нури-ага.


Ох, как не хочется писать о нём в прошедшем времени, но что поделаешь!?


Для меня он был настоящим образцом журналиста-профессионала, который весь свой талант, беспокойную душу, открытое сердце отдавал Правде и Справедливости.


Мне посчастливилось поработать с ним в одном коллективе: более двух с половиной лет мы вместе делали газету “ХХI век”. Нури Муфтах обладал истинным казахским характером, неподкупным, бесхитростным, свободным, несмотря на внешнюю скупость эмоций.


Он был всегда нужен простым людям, они тянулись к нему, как цветок к Солнцу. Люди знали, если найдут Нури Муфтаха и поведают ему о своих бедах, то он обязательно им поможет. И Нури, не жалея ни сил, ни времени, помогал всем без исключения. Не случайно, что во всех редакциях, где работал незабвенный Нури, число посетителей к нему намного превышало количество визитеров к главному редактору газеты.


Недавно в Вашингтоне я познакомился с журналистом казахской редакции радио “Свобода” Абдугани Жиенбай. К сожалению, ему так и не удалось повидаться в жизни с Нури Муфтах. Рассказывая о своей любви к творчеству Нури, он поведал мне случай из своей жизни. Оказывается, ещё в 70-е годы, учась в московской аспирантуре, он выписывал казахстанскую официозную газету “Социалистик Казахстан”. И на вопрос, зачем тебе такая скучная газета в Москве, он обычно отвечал: “Я выписываю её только из-за фельетонов и судебных очерков Нури Муфтах”.


Всегда легкий на подъём, готовый лететь хоть на край света за Правдой, Нури не любил засиживаться в редакциях. Приезжал из командировок, отписывался за пару недель и снова рвался в путь – к жизни, к людям. Он и погиб в пути, как настоящий журналист.


Не предрекай свою судьбу, сказано в Великой книге. Мне кажется, что Нури чувствовал конец своего жизненного пути и вступил в этот трагический для него год с неким предчувствием. Поздравляя меня с Наступающим 2002 годом, он писал:


Бигельды!


Получили твое поздравление. Спасибо. Как говорится, тем же концом и по тому же месту. Думаю, следующий год будет для всех нас более удачным: во-первых, год Лошади, во-вторых, две двойки и два нуля. Тем более у меня будут две шестерки.


Я стараюсь оправдать поговорку о том, что \»старый конь борозды не портит\».


 До новых и скорых встреч. Всем привет и поздравления.


 Нури Муфтах”


А я мечтал вновь встретиться с ним и послушать его живые и остроумные рассказы. Увы!


Будучи далеко от Алматы и Тараза, мне трудно судить о причинах аварии, где погиб Нуреке. Он много писал о коррупции в правоохранительных органах, критиковал семью президента Казахстана… Кто знает?..


Но как бы то ни было, после его смерти чувство угрызения совести непременно будут испытывать те, кто так и не оценил по достоинству его Труд.


Прощайте, дорогой Нури-ага! Вместо теплой встречи мне остается писать лишь прощальное!..


Жаткан жерініз жэйлі, артыныз кайрлы болсын, Нур-ага!


Бигельды Габдуллин, Вашингтон.