Вопреки Конституции, действующий президент Таджикистана Эммомали Рахмонов явно собирается претендовать на следующий срок.
По данным информированного источника в аппарате президента, в последнее время в коридорах власти обсуждается вопрос о новом президентском сроке Рахмонова. Идет выработка стратегии, которая должна будет подготовить к этому общественность страны.
До президентских выборов осталось 4 года. Согласно ныне действующей Конституции 1999 года, президент избирается в стране только один раз сроком на 7 лет. Чтобы дать ему возможность баллотироваться на второй срок, у нынешней власти есть два пути – провести референдум по продлению его полномочий или внести изменения в Конституцию.
По мнению местных аналитиков, власть, скорее всего, пойдет по второму пути. “Этот путь является наиболее приемлемым, так как он менее авторитарен”, — считает один политический комментатор, попросивший не называть его имени.
Таджикистан – беднейшая из бывших советских республик Центральной Азии – слишком зависит от международной помощи и поэтому не может позволить себе действия, которые мировое сообщество может расценить как “недемократичные”.
Основной аргумент в пользу Рахмонова, который руководит страной с момента распада СССР, это – то, что он принес Таджикистану мир и сумел обеспечить в обществе относительную стабильность после кровопролитной гражданской войны 1992-1997 гг., унесшей жизни более чем ста тысяч таджиков и до основания разрушившей экономику.
На вопрос о правомерности переизбрания Рахмонова на новый срок помощник президента Мансур Сайфитдинов ответил: “Эммомали Рахмонов имеет полное моральное право быть избранным на следующий срок. Он просто обязан вновь возглавить страну. На протяжении всех этих лет в самых трудных ситуациях он умело решал государственные вопросы в интересах мира, народа и страны”.
В Таджикистане уже проводятся акции, направленные на укрепление позиций нынешнего президента. Например, в последнее время в местных СМИ – как государственных, так и частных – высказывается мысль о необходимости выдвижения Рахмонова на соискание Нобелевской премии мира за миротворческую деятельность в последнее десятилетие.
Даже российская “Независимая газета”, ранее жестко критиковавшая Рахмонова, стала его главным пиар-популяризатором, опубликовав в этом году уже несколько статей, положительно оценивающих его внешний и внутренний политический курс.
Надо отметить, что хотя нынешнему главе Таджикистана и удалось установить в стране мир, его успехи в решении послевоенных экономических проблем – намного скромнее.
Разрушенную экономику восстановить пока не удалось, как не удалось вернуть на родину и сотни тысяч таджикских мигрантов, покинувших страну и обосновавшихся в соседних государствах, в основном в России, в поисках работы.
Состояние экономики Таджикистана в настоящее время таково, что Рахмонову, скорее всего, позволят остаться у власти. Население слишком истощено и деморализовано после гражданской войны, и все, что ему нужно – это спокойствие и стабильность.
Политическая оппозиция не будет столь послушной, однако ее кандидаты вряд ли смогут составить конкуренцию Рахмонову.
Есть претенденты на высшую власть не только в стране, но и за ее пределами. Один из сторонников опального экс-премьера страны Абдумалика Абдуллоджанова (1992-1994 гг.) полагает, что Абдуллоджанова нельзя сбрасывать со счетов, так как он пользуется поддержкой влиятельных российских промышленников.
Между тем Абдумалик Абдуллоджанов, находящийся в настоящее время за пределами страны, был в свое время обвинен в ряде злоупотреблений в бытность его премьером и вряд ли успеет реабилитироваться в общественном мнении за оставшееся до новых президентских выборов время.
Партия исламского возрождения Таджикистана — единственная реальная оппозиционная партия страны — уже сегодня без особого шума начала предвыборную кампанию в преддверии парламентских выборов 2004 года. Выставить же собственного кандидата в президенты, а тем более победить в президентской гонке 2006 года она не в состоянии. Дело в том, что большинство жителей Таджикистана до сих пор считают ПИВТ одним из главных виновников гражданской войны.
Для лидеров центральноазиатских государств продлевать сроки своих полномочий – не в новинку. Но более других в этом преуспел Туркменбаши — президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, который просто взял да и объявил себя пожизненным главой государства.