Тбилисская битва грузинского реформатора

\"Тбилиси без Шеварднадзе\" – теперь и в Грузии

Михаил Саакашвили выиграл битву за главенство в городском совете Тбилиси, но может оказаться, что победа на самом деле досталась его коллеге-реформатору


Наконец-то 5 ноября Михаил Саакашвили — самый ревностный из оппонентов грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе — был избран главой тбилисского городского совета. Однако теперь может статься, что пять месяцев отсрочки его вступления в эту должность слишком дорого ему достались и скажутся на политической карьере.


Выборы местных органов власти, проходившие в Тбилиси 2 июня нынешнего года, закончились триумфом двух партий, представляющих радикальную оппозицию — Нового национального движения Саакашвили и Лейбористской партии во главе с Шалвой Нателашвили, которые объединились под девизом \»Тбилиси без Шеварднадзе\».


Однако победителей ждало разочарование — в ответ на многочисленные заявления о наблюдавшихся в ходе выборов нарушениях судебным постановлением было решено пересчитать голоса. Спустя пять месяцев пересчет голосов не изменил распределения мест в городском совете, однако за это время в Грузии изменился политический климат, при этом совсем не в пользу Саакашвили.


Бывший министр юстиции и один из лидеров \»молодых реформаторов\» — крыла правящей партии \»Союз Граждан Грузии\», Саакашвили неоднократно до своего ухода из правительства в сентябре 2001 года выступал с критикой Шеварднадзе, заявляя о коррумпированности его администрации.


Впоследствии харизма Саакашвили помогла ему получить место в парламенте страны — победив в дополнительных парламентских выборах и став депутатом, Саакашвили основал Новое Национальное Движение, которое являет собой оппозиционную коалицию реформистских и националистских сил.


Многие считают, что Саакашвили намерен баллотироваться на пост президента в выборах, запланированных в 2005 году, когда истекает второй президентский срок Шеварднадзе. Участвуя в выборах городского совета Тбилиси, Саакашвили, по всей видимости, стремился получить возможность больше быть на виду и стать центральной фигурой в оппозиции.


Однако затянувшийся пересчет голосов сыграл на руку главному союзнику Саакашвили и его сопернику в претензиях на положение лидера реформистской оппозиции Зурабу Жвания. 1 ноября возглавляющий умеренные силы реформаторов Жвания сообщил о своем намерении участвовать в президентских выборах, грядущих через два с половиной года. Его партия Объединенных Демократов уже начала разработку широкомасштабной программы по участию в парламентских выборах в 2003 году.


Между тем у Саакашвили и его Нового Национального Движения не было даже возможности начать реализацию реформ, которые они обещали столице, и времени, оставшемся в их распоряжении для того, чтобы подумать над своей кампанией 2003 года, критически не хватает.


Саакашвили провозгласил приоритетом своей деятельности на посту председателя городского совета \»борьбу против коррумпированной иерархии\», управляющей Грузией. Он также заявил, что его партия имеет \»специальные программы\» по развитию грузинской столицы — в сферах энергетики, строительства и водоснабжения.


Однако большая часть тбилисского населения сомневается в том, что у Саакашвили хватит власти или, скорее, воли для того, чтобы разрешить проблемы, засевшие в их быту. Местная жительница Нино Мжавия выразила мнение многих, говоря, что, на ее взгляд, бывший министр юстиции предпочитает \»эффектные выступления\» настоящему делу. \»Многое из того, что он делал, будучи министром юстиции, не продлилось долго\», — сказала она.


При всем этом Саакашвили рискует потерять поддержку своих естественных избирателей из числа либеральной интеллигенции, которые могут предпочесть ему более умеренного Жвания. На протяжении последних нескольких недель в действиях Нового национального движения наблюдается много больше радикальности. Так, активисты партии ворвались на заседание Центральной избирательной комиссии, а позднее фактически осадили здание тбилисской мэрии, где в то время проходили выборы нового главы городского совета.


По мнению некоторых наблюдателей, целью \»громких\» выступлений Саакашвили является лишь желание компенсировать потерянные лавры, которые полагались ему как новому главе городского совета, и получить общественную поддержку в его борьбе с Шеварднадзе.


Одной из первых мишеней в этой войне Саакашвили будет, по всей вероятности, мэр Тбилиси, президентский назначенец Вано Зоделава. Зоделава обладает, несомненно, большей властью, чем та, что имеется у городского совета, хотя последний и уполномочен выдвигать импичмент мэра и блокировать многие из его решений.


Саакашвили заявляет, что на данный момент у него \»нет намерений тесно сотрудничать с Зоделава, но с мэром, как и с любым политиком, включая того же Шеварднадзе, будут рабочие отношения\». Сам глава муниципалитета считает, что \»лучше приветствовать новый совет, нежели бороться против него\».


Итак, мэр и председатель горсовета готовятся к бою. Между тем Саакашвили может рассчитывать на 33 голоса в городском совете — 15, 14 и 4 от Лейбористской партии, Нового национального движения и команды Зураба Жвания, соответственно. В целом же в совете 49 членов.


Главная оппозиционная сила — \»Новые правые\» — могут рассчитывать самое большое на 16 голосов. Однако Лейбористская партия, представители которой в прежнем городском совете легко поддавались влиянию со стороны Союза Граждан Грузии, могут и пересмотреть свои симпатии. Ожидается, что Союз граждан с новыми силами во главе с могущественным госминистром Автандилом Джорбенадзе использует все правительственные рычаги для того, чтобы сделать жизнь Саакашвили неуютной.


Таким образом, тбилисский городской совет готовится к предстоящим выборам в парламент, и никто на этом фоне политических разборок и не вспомнит о насущных проблемах истощенного города с его разлагающейся инфраструктурой. И в конечном итоге тбилисский городской совет, завоеванный оппозицией в кровавом бою, может оказаться \»надгробием\» для политической карьеры многих его членов.


Джаба Девдариани, главный редактор \»Civil Georgia\»