В Кыргызстане разгорается скандал в связи с махинациями вокруг мясных консервов, поступивших из Европы в виде гуманитарной помощи. При участии некоторых чиновников значительная часть консервов попала в руки дельцов, которые успели сбыть их за немалые деньги населению.
Возможно, об этих махинациях кыргызстанцы бы и не узнали, если бы мясные консервы ко времени их реализации не оказались просроченными и если бы не возникли опасения, что они заражены коровьим бешенством.
Первыми забили тревогу спецслужбы Кыргызстана. В конце ноября они распространили информацию о том, что на рынках страны появились просроченные мясные консервы сомнительного происхождения.
По сообщению Службы национальной безопасности Кыргызстана, из поступивших в страну 79 тонн гуманитарного продовольствия ирландского производства было похищено 34 тонны.
Стало известно, что предприимчивые люди сбывали похищенную продукцию, переложив содержимое просроченных гуманитарных мясных консервов в банки местного производства и с соответствующей наклейкой.
Как сообщил заместитель председателя Службы национальной безопасности Токон Мамытов, по факту хищения и сбыта гуманитарного продукта возбуждено уголовное дело.
“Поскольку мясные консервы просрочены, сейчас крайне важно, чтобы эта продукция не попала потребителям”, — сказал в своем интервью контрибьютору IWPR Мамытов.
Местные специалисты предположили также, что мясные консервы, произведенные в Ирландии, могут быть еще и заражены коровьим бешенством.
По сообщению столичной газеты “Вечерний Бишкек”, в последние месяцы в больницы страны поступало немало людей с отравлениями после употребления мясных консервов. “Правда, симптомы болезни с коровьим бешенством пока не обнаружены”, — констатирует “Вечерний Бишкек”.
Парламентский комитет по вопросам здоровья в ходе расследования этого инцидента выявил множество противоречивых фактов в процессе доставки и распределения гуманитарного продовольствия из Европы.
Еще в начале июля 2001 года кыргызское правительство обратилось в Международный фонд помощи (штаб-квартира в Брюсселе) об оказании гуманитарной помощи в виде продовольствия подразделениям министерств по чрезвычайным ситуациям, обороны и внутренних дел, Национальной гвардии, а также населению, пострадавшему от стихийных бедствий.
По словам представителя Международного фонда помощи в Кыргызстане Александра Юлдашева, просьбу кыргызского правительства удовлетворили, и гуманитарное продовольствие было решено направить в нуждающуюся республику с Мальты.
Гуманитарный груз — мясные консервы — прибыл в Бишкек спустя год — 22 марта 2002 года. Однако во время таможенной проверки ветеринарная служба страны наложила официальный запрет на ввоз данного гуманитарного продовольствия, мотивировав свое решение тем, что мясные консервы произведены в Ирландии, которая входит в список неблагополучных по эпизоотической ситуации стран.
“У гуманитарного груза отсутствовал ветеринарный сертификат из страны-производителя консервов, а в имеющихся сопроводительных документах были обнаружены исправления и помарки”, — утверждает генеральный директор департамента государственной ветеринарии Жолдош Осмоналиев.
Гуманитарный груз, запрещенный ветеринарной службой, был помещен, до выяснения всех обстоятельств его поступления и соответствия санитарным нормам, на склады одной из войсковых частей Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) близ Бишкека. После этого различные ведомства страны долго обменивались письмами, предложениями, как поступить с этим грузом.
МЧС предлагало правительству как можно скорее распределить продовольствие среди силовых структур, которые не могут обеспечить своих служащих необходимым и полноценным питанием. При этом МЧС утверждало, что гуманитарное продовольствие имеет все сертификаты качества, которые подтверждены европейскими инстанциями.
Между тем в мае истек срок годности поступивших мясных консервов. Хранить их дольше, с наступлением жарких дней, было невозможно. В правительственных кругах заговорили о переправке продовольствия в Афганистан либо об уничтожении его в Кыргызстане.
19 июля 2002 года МЧС даже направило письмо в афганское посольство в Таджикистане, в котором просило указать реквизиты для получения продовольственного груза из Кыргызстана.
Однако 3 октября правительство Кыргызстана все же приняло решение уничтожить мясные консервы в Бишкеке. Для осуществления этого мероприятия была создана специальная комиссия во главе с руководителем правительственного отдела по делам обороны Аликом Орозовым.
С 15 октября продовольственный груз начал поступать с войсковых складов на Бишкекский мясокомбинат для немедленного уничтожения. По утверждению правительственных чиновников, это единственное предприятие, имеющее необходимые технологические возможности для сжигания столь большого количества консервной продукции.
Однако на мясокомбинате к процессу “уничтожения” подключились дельцы: ирландское консервированное мясо “перекочевало” в банки бишкекского производства и под оберткой с кыргызским названием “Уй эти” (“Говяжья тушенка”) появилось на рынках страны.
Вызывает удивление тот факт, что члены правительственной комиссии принимали лишь косвенное участие в процессе уничтожения просроченного продовольствия. На парламентских слушаниях председатель этой комиссии Алик Орозов отсутствовал, так как незадолго до этого был уволен со своей должности. Другие члены правительственной комиссии заявили, что они ограничились устными удостоверениями руководства мясокомбината о том, что просроченные консервы уничтожаются.
Представитель Международного фонда помощи в Кыргызстане Александр Юлдашев обвиняет кыргызских чиновников в том, что своими действиями они затягивали процесс растаможки и распределения гуманитарной помощи по назначению. Вот потому, по его мнению, продукты и оказались в конце концов просроченными. Что же касается подозрений о зараженности продуктов коровьим бешенством, то Александр Юлдашев такие подозрения отвергает. На парламентских слушаниях он заявил, что продукты из Ирландии отличаются отменным качеством.
“На Мальте было 150 тонн гуманитарного продукта из Ирландии, из них 79 тонн получил Кыргызстан, остальную часть мы отправили на Соломоновы острова. Там все разошлось и никаких жалоб относительно болезней не поступило”, — подчеркнул Юлдашев в своей беседе с контрибьютором IWPR.
Между тем во время парламентского разбирательства стало известно, что Юлдашев также не присутствовал при уничтожении ирландских мясных консервов, хотя он был членом правительственной комиссии.
Следует отметить, что все правительственные чиновники, так или иначе причастные к делу с распределением гуманитарного продовольствия, в течение этого года были уволены со своих должностей по разным мотивам. А офицер Министерства по чрезвычайным ситуациям Абдижалилов, который представлял это ведомство в правительственной комиссии по уничтожению продовольствия, вообще исчез в неизвестном направлении.
В настоящее время кыргызское правительство предпринимает все меры по изъятию сомнительного продукта, который уже успели продать дельцы населению.
Председатель парламентского комитета по вопросам здоровья Ташполот Балтабаев назвал это происшествие “верхом безобразия в сфере получения и распределения гуманитарной помощи из-за рубежа”.
По его утверждению, иностранные поступления из богатых стран в виде гуманитарной помощи давно превратились в кормушку для местных чиновников.
“Дельцы, в числе которых, несомненно, есть высокопоставленные чиновники, игнорируют элементарную человеческую порядочность, ставя на карту судьбу многих соотечественников”, — с сожалением отметил Балтабаев в интервью контрибьютору IWPR.
Между тем министр сельского хозяйства Кыргызстана Александр Костюк призывает граждан не поддаваться панике, пока не выяснится, заражены ли ирландские продукты коровьим бешенством или нет.
Кыргызстан не имеет возможностей для проведения экспертизы мясных консервов на предмет наличия в них вирусов коровьего бешенства. “Образцы консервов из Ирландии будут отправлены в одну из европейских стран для экспертизы”, — сообщили в правительстве Кыргызстана.