Треножник власти, или Сможет ли “Ак жол” стать опорой режима?

Назначение Ораза Жандосова (в последнее время он просит журналистов именно так писать его имя и фамилию) помощником президента РК вызвало разные толки и версии. Некоторые обозреватели отмечают, что редко кто из изгнанных из “рая” (властных структур) возвращался туда обратно, другие говорят, что он и не уходил из системы. Итак, кто такой Ораз Жандосов? Начиная с 1991 года, он работал консультантом, а затем заместителем руководителя Совета экономических консультантов Высшего экономического совета при президенте РК, занимал должности председателя Национального агентства по иностранным инвестициям — первого заместителя министра экономики РК, председателя Национального банка РК, заместителя премьер-министра РК, президента ОАО “KEGOC”. С декабря 2001 года — председатель Ассоциации финансистов РК. С марта 2002 года — сопредседатель Демократической партии Казахстана “Ак жол”.


Напомним, что в ноябре 2001 года он был одним из учредителей общественного объединения “Демократический выбор Казахстана”. Тогда осенью группа высших госчиновников и депутатов Парламента совместно с молодой плеядой бизнесменов выступила за продолжение политических реформ в стране. “В сфере политики Казахстан провозгласил себя как демократическое государство, стремящееся к построению в стране правового, гуманного общества. При этом наша Родина остается государством с чрезмерно централизованной властью. Замораживание демократических процессов может привести и уже приводит к накоплению противоречий в общественной жизни страны и росту социальной напряженности. Это является наиболее опасным для развития государственности Казахстана и укрепления его экономики”, — заявляли организаторы нового движения, у истоков которого стоял и Ораз Жандосов. После этого практически все, кто состоял на госслужбе, ушли в отставку.


Потом произошли некоторые метаморфозы: часть учредителей ДВК, а именно О.Жандосов, А.Байменов, и Б.Абилов создали демократическую партию “Ак жол” (Светлый путь). Главные инициаторы и лидеры ДВК Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов были осуждены по уголовным статьям, хотя все понимали, что это политическое дело: их осудили за вызов, брошенный официальной власти.


Многие эксперты оценили действие властей как применение старого как мир принципа – \»разделяй и властвуй\». Потом власть применила прием кнута и пряника, и опять многие подписанты-учредители ДВК купились на это. Создание “Ак жола” или вычленение из состава ДВК лояльных президенту членов было удачной затеей власти, но это привело к большей радикализации Демвыбора, и Астане пришлось отправить в лагерь двух непримиримых лидеров.


Теперь Ораз Жандосов опять во власти, он помощник президента. Возвышение, вновь, одного из “протестантов”, в принципе, есть продолжение прежней линии власти – политики кнута и пряника, и принципа \»разделяй и властвуй\».


Понятно, что властям, после судов над двумя лидерами ДВК и повсеместного давления на независимые СМИ, отчего международная репутация Казахстана как демократического государства была подмочена, понадобился человек, который поправил бы положение, тем более после всех перипетий Ораз Жандосов в глазах общественности стал политиком-демократом. К тому же обвинения в узурпации власти партиями “Отан” и Гражданской, вероятно, вынудили режим сделать третьей своей партийной опорой “Ак жол”. Это своего рода легитимизация или “освящение” властью, которая должна удержать “Ак жол” от радикализации.


А о такой возможности говорил сам Ораз Жандосов после первых двух посещений заседания постоянно действующего Совещания по демократизации общества (ПДС), когда предложения партии “Ак жол” были отвергнуты. К тому же “отстрел” Булата Абилова на подходах к выборам в парламент не прибавило оптимизма акжоловцам. И в этот момент Ораз Жандосов получает место в администрации президента. Тактически это может выглядеть и так, что президенту нужен человек, разбирающийся в международных финансах и экономике, особенно в период поездки на Всемирный Давосский экономический форум. Стратегически партия “Ак жол” становится одной из опор режима, о чем говорилось выше, ведь Жандосов остался на посту сопредседателя партии. Некоторые обозреватели склонны расценивать новое назначение как стартовую площадку перед премьерской должностью.


Однако все ли так просто, да и сможет ли “Ак жол” стать опорой режима, как того хочется властям? С одной стороны, сопредседатели партии Ораз Жандосов и Алихан Байменов всегда были лояльны к режиму, несмотря на всю кажущуюся оппозиционность. С другой стороны, третий сопредседатель партии Булат Абилов был радикальнее их, вероятно, поэтому он и остался в политсовете ДВК. После изгнания из парламента и полученного удара на выборах 28 декабря он вряд когда-либо забудет такое унижение. Таким образом, при всех положительных моментах, похоже, власть полностью не доверяет “Ак жолу”, а его лидеры — власти. Нынешний альянс партии с властью, кажется, может разорваться при любой проблемной ситуации, или же неизбежен распад партии.


Партия, как выразитель интересов среднего класса, который в основном занят бизнесом, желала бы быть в оппозиции недемократической власти, но это опасно, можно очень легко потерять дело. В то же время она хотела бы дружить с властью, но и это чревато постоянным разорительным “донорством”. Вот и мечется “Ак жол” между властью и оппозицией. Однако при случае он припомнит режиму все.


Уже сейчас Булат Абилов, затеяв судебный процесс по признанию недействительными выборов в Караганде, закладывает мину под политическую систему. Скорее всего, суд он проиграет, режим никогда не пойдет на признание фальсификаций в ходе выборов – это было бы равнозначно признанию нелигитимности законодательной власти.


Чтобы удержать “Ак жол” при себе, власть должна предложить лидерам значимые посты. Один уже трудоустроен, двое других могут получить гарантии, что на выборах в 2004 году они станут депутатами нового парламента. Все это укладывается в новую стратегию власти, которая решила примирить всех олигархов и финансово-промышленные группы ради спокойствия и долголетия режима, особенно в преддверии выборов — парламентских и президентских. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Эксперты предрекают еще не одну волну информационных войн, битвы компроматов и передела собственности.