О необходимости неотложной реабилитации политических осужденных и заключенных и прекращения преследования за политическую деятельность

Обращение Казахстанского международного фонда защиты политических заключенных к Президенту Республики Казахстан Нурсултану НАЗАРБАЕВУ

Господин Президент!


Как известно, в последней декаде января текущего года должен состояться Ваш визит в Швейцарию. Известно также, что данный визит будет проходить не в формате государственного визита, а будет носить частный характер. Вместе с тем, политический статус Президента суверенного Казахстана все равно будет придавать Вашему визиту если и не государственный, то все равно необходимый официальный политический характер, что должно быть достаточно для избежания любых ненужных и досадных недоразумений во время этого визита.


Ваш предстоящий визит в Швейцарию интересует многих представителей казахстанской и международной общественности по той простой причине, что именно в швейцарских банках оказались арестованными крупные счета некоторых представителей из высшей политической власти Казахстана и членов их семей. В этой связи не только вполне возможно, но и неминуемо Вам придется во время визита столкнуться с необходимостью если не решения, то, по крайней мере, обсуждения ключевых вопросов, непосредственно затрагивающих не только финансовые и юридические интересы указанных выше лиц, но и политические интересы Казахстана. И это вполне естественно, так как при этом автоматически затрагиваются национальные интересы по той причине, что, во-первых, так называемые казахстанские вкладчики занимают высшее государственное положение; во-вторых, потому что эти “вклады” по своему существу являются национальным достоянием, то есть государственными средствами, но только почему-то оформленными на счета частных лиц. Что по существующим швейцарским законам является уголовным преступлением, предусматривающим соответствующее наказание.


Как известно, с легкой руки журналистов, вся эта уголовно-политическая ситуация была названа “Казахгейтом”. Сложившаяся ситуация является уголовной, так как в ней и невооруженным глазом просматривается состав уголовного преступления. Одновременно она является и политической, так как затрагивает не только высший эшелон казахстанской власти, но и казахстанско-швейцарские отношения.


Исходя из того, что уголовная составляющая в рассматриваемом случае неразрывно связана с его политической составляющей, есть определенные основания полагать, что в рамках предстоящих встреч, — которые все равно будут являться своеобразными политическими переговорами, даже если они будут проходить в частном порядке и в неофициальной обстановке, — Вам удастся успешно решить вопросы по обоим аспектам возникшей щекотливой ситуации. Особенно в свете настроения политического милосердия, наблюдаемого нами в последнее время в некоторых западных странах.


В связи с последним уместно вспомнить недавний случай помилования губернатором американского штата Иллинойс Джорджем Райном в свой последний рабочий день всех 156 заключенных штата, осужденных на смертную казнь. Как известно, этот поступок сразу был высоко оценен демократически настроенной общественностью как в юридическом и моральном, так и в политическом отношениях. И хотя, как и в любом деле, здесь и не обошлось без критиков и скептиков, тем не менее проявленный акт великодушного милосердия со стороны губернатора Райна абсолютным большинством американской и мировой общественности в моральном отношении воспринимается как проявление подлинного гуманизма, признания и уважения общечеловеческих ценностей. В политическом отношении данный поступок губернатора Райна выглядит прогрессивным, а с учетом того, что он сам не нуждается в пиар-кампании, то этот его поступок заслуживает еще более высокой политической оценки.


Между событиями в Швейцарии и в США, описанными выше, и событиями из Вашей казахстанской практики, господин Президент, существует если не непосредственная прямая, то хотя бы косвенная аналогия. Или, строго логически говоря, если здесь и нет аналогии предметов, то все же существует аналогия соответствующих отношений. Прежде всего, мы имеем в виду казахстанских политических заключенных – лидеров общественного движения “Демократический выбор Казахстана” Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова, а также ранее политически осужденного лидера РНПК Акежана Кажегельдина. Мы также имеем в виду и Сергея Дуванова, известного казахстанского независимого журналиста, оппозиционного публициста, последовательного и принципиального критика коррупции в высших эшелонах власти и автократизма. Думается, что сегодня никто не сможет отрицать того, что между их сегодняшним положением и Вашим положением, господин Президент, существует необходимая и существенная связь.


Данное письмо – не место, и сегодня – не время вдаваться в исследование того, имелась ли необходимая и существенная связь между вышеперечисленными представителями казахстанской политической оппозиции и Вами, господин Президент, в период, предшествовавший их уголовному преследованию за их политическую деятельность. Вместе с тем, здесь и сегодня чрезвычайно важно отметить, что, подобно двум ранее приведенным примерам из зарубежной жизни, в Казахстане имеют место события, в которых политическая и юридическая составляющие тесно переплетены между собой.


Но диалектика жизни такова, что чем дальше, тем отчетливее видно, что юридическая сторона дела как бы устаревает, в то время как на первый план выдвигается моральная сторона, что имеет громадное политическое значение. Так происходит всегда, в том числе и тогда, когда юридическая сторона тех или иных событий в свое время представлялась “железобетонной”, не говоря уже о тех случаях, когда она выглядела довольно сомнительной или и вовсе ложной, как в тех случаях, когда после исполнения смертного приговора обнаруживалась судебная ошибка. Причиной данного феномена является то, что юридическая составляющая обладает меньшей степенью общности, и поэтому она в большей степени относительна, то есть в большей степени подвержена коррозии времени. Вместе с тем, со временем, по мере развития цивилизации, общечеловеческие моральные ценности имеют свойство к ее дальнейшей абсолютизации.


Сказанное с очевидностью проявилось и на примере помилования 156 американских заключенных, осужденных на смертную казнь. Это очевидно и на швейцарском примере – всего лишь год назад подобный Ваш визит в Швейцарию многим политическим аналитикам, а возможно, и не только им, показался бы невозможным. Подобно этому и в Казахстане в отношении всех политических фигурантов сегодня на первый план выходит моральная составляющая, имеющая громадное политическое значение. И она тем более является очевидной по причине того, что уголовной составляющей и ранее не было. Но раньше казахстанская власть хотя бы могла что-то придумывать на этот счет. А в связи с переводом своих политических оппонентов в положение подсудимых и заключенных она абсолютно лишает себя возможности дальнейших попыток формирования отрицательного отношения к ним со стороны казахстанской общественности. А заказной характер провокаций по отношению к ним со стороны соответствующих служб и администраций уголовно-исправительных учреждений более чем очевиден. Кроме того, сами эти провокации слишком чреваты большими политическими неприятностями для казахстанской власти.


Еще одной существенной особенностью диалектики современной политической жизни является ее небывалое убыстрение. Это в полной мере относится как к вышеописанным событиям в Швейцарии, так и к описываемым казахстанским событиям. В последнем случае имеется в виду то, что уже на стадии судебного разбирательства в глазах казахстанской и мировой общественности произошла реабилитация всех упомянутых выше казахстанских фигурантов как в политическом, так и в юридическом отношениях. Не говоря уже об их полной моральной реабилитации. В этой связи особенно бросается в глаза то, что действия казахстанских властей по отношению к ним чем дальше, тем больше отстают не только от велений времени, но и просто от здравого смысла. Не говоря уже о том, что при этом попираются все демократические нормы и права человека, то есть не выполняются демократические обязательства, добровольно взятые Казахстаном перед ОБСЕ.


В связи с изложенным Казахстанский международный фонд защиты политических заключенных обращается к Вам, господин Президент,


с ТРЕБОВАНИЕМ:


1. В неотложном порядке реабилитировать всех казахстанских политических заключенных и осужденных, прежде всего Мухтара Аблязова, Галымжана Жакиянова и Акежана Кажегельдина.


2. Прекратить уголовное преследование в отношении Сергея Дуванова.


3. Прекратить уголовные и иные преследования за политическую деятельность и инакомыслие.


Казахстанский международный фонд

защиты политических заключенных

г. Алматы,16 декабря 2003 года