Бывший посол РК в Москве Т.Мансуров – антигерой декабрьских событий?! Смешно? Нет, грустно

“Поведение журналистов “Жас алаша” и КТК в данной истории вызывает брезгливость…”

“Кашкан жауга – катын ер” — “На фоне пустившегося наутек врага героизм может изображать и баба”, — так гласит казахская поговорка. Народный писатель Казахстана Мухтар Магауин, человек, отличающийся независимостью суждений, в наше время, творчески развивая заложенную в этой народной мудрости мысль, ввел новый фразеологизм, который звучит следующим образом: “Жау кашкан заманнын батыры”“Герой, который выискался после бегства врага”. Такое определение главный редактор старейшего казахского литературного журнала “Жулдыз” дал Шерхану Муртазе, другому народному писателю, ветерану корпуса казахских элитных литераторов и журналистов, ныне пребывающему в ряду депутатов нижней палаты Парламента РК. Почему именно один аксакал нашей культуры решил характеризовать таким весьма нелестным эпитетом другого такого же аксакала, мы не знаем. Но что сказано – то сказано. Брошенные М.Магауиным однажды со страниц газеты “Казак адебиетi”, казахской “литературки”, слова быстро сделались крылатым выражением. И они так же, как и вышеприведенная народная мудрость, невольно приходят на ум, когда читаешь опубликованную на прошлой неделе в казахской газете “Жас алаш” разгромную статью про бывшего первого секретаря Алма-Атинского обкома Марата Мендыбаева, бывшего идеологического секретаря ЦК Компартии Казахстана Закаша Камалиденова и бывшего посла Республики Казахстан в России Таира Мансурова. Первые двое там выставлены как предатели казахского народа, как антигерои событий декабря 1986 года. А третьему досталось как номенклатурному кадру советских и независимо-государственных времен, которому в свое время протежировал М.Мендыбаев. Итак, республиканская газета “Жас алаш”, чуть ли не через каждую строку представляя эту свою публикацию как образец “беспримерного журналистского мужества”, устроила разгром в отношении названных лиц, а такой же республиканский телеканал КТК в лице еженедельной обзорно-аналитической передачи “Шарайна” (09.02.03г.) своей казахской редакции воспел этот “героизм” коллег. Катэковский штатный автор недельного обзора казахской прессы при этом настолько увлекся, что у него в этот раз ни на что другое просто не осталось времени, хотя обычно он успевает за отведенное время поговорить о дюжине материалов и их авторах из самых разных казахскоязычных периодических изданий…


Лично мы ничего не имеем против такого рода разоблачений, но не покидает ощущение того, что газета “Жас алаш” со своей “геройской” публикацией и телеканал КТК со своим воспеванием этого “подвига” опоздали лет эдак на 10-15. Ибо М.Мендыбаев и З.Камалиденов покинули политическую арену Казахстана еще в конце 80-х гг. XX века. А Т.Мансуров был назначен на пост посла Казахстана в Москве спустя лет 5 после отставки того, кому “Жас алаш” приписывает его протежирование, то есть М.Мендыбаева. Таким образом, в отношении него обвинительный аргумент, который построен главным образом на том, что Т.Мансуров-де являлся в свое время “кадром М.Мендыбаева”, представляется весьма сомнительным. Ведь у руководства независимой Республики Казахстан до того, как назначить его на очень серьезную должность в Москве, времени разобраться в том, кто же он на самом деле — выскочка, всецело обязанный своим возвышением М.Мендыбаеву, или ценный кадр, достойный назначения на сложный и ответственный участок, было более чем достаточно. А раз его тогда все же назначили, то, значит, он испытание тогда выдержал. Такой вывод подтверждается и тем, что Т.Мансуров пробыл на посту посла в России, который среди всех посольских должностей был, бесспорно, самым трудоемким и сложным, целый десяток лет. И был снят год назад. Стал бы его там президент Н.Назарбаев держать так долго, если бы все его достоинство заключалось в давней поддержке, приписываемой М.Мендыбаеву. Казахи в таком случае сказали бы: “Сын М.Мендыбаевка емес, елбасына” — “Спрос тут уже должен быть не с М.Мендыбаева, а с главы государства”. Если, конечно, есть основание для спроса.


Но, еще раз повторяем, мы тут не имеем намерения заступаться ни за М.Мендыбаева и З.Камалиденова, ни за Т.Мансурова. Речь идет лишь о более чем сомнительной актуальности разоблачения давних деяний этих лиц. Да, М.Мендыбаев и З.Камалиденов снискали печальную известность после декабря 1986 года. Но спустя года 2-3 они стали во многом из-за нее политическими пенсионерами. А многие из тех, кто так же, как и они, продемонстрировал недюжинную энергию и рвение при решении судьбы участников декабрьских событий, до сих пор занимают высокие государственные посты. И они известны всем. К примеру, в печати публиковались воспоминания осужденных тогда “декабристов” о том, как Ж.Туякбай участвовал в суде над ними в качестве прокурора и отличился тем, что вновь и вновь настаивал на более суровом наказании. Можно, конечно, в его оправдание сказать, что он выполнял свой служебный долг. Но ведь разве не тем же занимались и М.Мендыбаев с З.Камалиденовым?! Но почему сейчас “Жас алаш” считает, что в отношении этих ушедших лет 15 назад в отставку бывших совершать “героизм” можно, а в отношении продолжающих оставаться “на коне” Ж.Туякбая и множества ему подобных — вроде как нельзя. В последнем случае такой поступок можно было бы назвать героизмом без кавычек.


И потом, раз уж “Жас алаш” решил затеять кампанию по обнаружению антигероев декабря 1986 года и направить прежде свой разоблачительный пыл на дипломатический корпус, пусть бы он занялся сперва не отставными, а действующими послами. И такими, которые непосредственно ломали судьбы “декабристам, а не такими, которые лишь через третьих лиц имеют к ним отношение. О тех, кто в присутствии прибывших (с целью выяснить, насколько далеко можно будет пойти при наказании участников декабрьского выступления) из Москвы высоких чинов с высоких трибун безжалостно громил “декабристов” и тем самым предрешил применение властями самых суровых кар в отношении них, тоже всем известно. В 1994 году “анфан террибль” казахстанской прессы Э.Нуршин опубликовал на страницах газеты “Республика” материал журналистского расследования, посвященного “антидекабристским” деяниям Б.Айтимовой, тогда секретаря центрального комитета комсомола республики. Разоблачение заняло целую большеформатную полосу издания и, казалось, камня на камне не оставило от политического имиджа этой дамы от “комсомольско-коммунистической номенклатуры”. Резонанс в обществе был просто огромный. Тем не менее эта дама до сих пор остается послом РК. И не где-нибудь, а в Италии, в вечном городе Риме. Вот бы кого взяться развенчивать “Жас алашу” или казахской редакции КТК. Ан нет, кишка тонка, видимо, поднимать голос на действующих высокопоставленных чиновников. А героем прослыть ах как хочется!


Поведение журналистов “Жас алаша” и КТК в данной истории вызывает брезгливость. Можно было бы и не обращать внимания на эту публикацию в газете и ее восхваление услужливыми рецензентами с телевидения, если бы не осознание того, что такой стиль журналистского поведения отнюдь не безобиден в целом. Причем не только для журналистского цеха, но и для всего казахстанского общества. Ведь эти, с позволения сказать, “мастера пера” не только специализируются на избиении тех известных лиц, кто уже лишился высокого служебного положения и влияния в обществе, но и явно находят в этом, упиваясь своей совершенной безнаказанностью, какое-то нездоровое, даже садистское удовлетворение. Тот же восторженный рецензент “жасалашевского” материала из КТК долго рассуждал перед камерой о том, какие чувства придется переживать родным и близким М.Мендыбаева и З.Камалиденова после такого, мол, публичного позора на страницах республиканской газеты.


Дело давнее. Отрицательными персонами для казахской общественности эти люди стали уже в конце 80-х, когда их удалили со службы. В начале 90-х их имена казахская пресса склоняла очень часто. Потом все это отошло на задний план, потому что новые времена породили новые проблемы и новых антигероев. Но М.Мендыбаев и З.Камалиденов уже тогда сполна хлебнули меры всеобщей неприязни своих сородичей. С тех прошло 12-13 лет, и вот теперь “Жас алаш” и вслед за ним и КТК вновь обращаются к этим персонам и пытаются представить свое дело так, будто им удалось взорвать “информационную бомбу”. Осознавая, что в действительности нет ничего сенсационного в поднимаемой ими теме, они стремятся подогреть интерес к ней у своих читателей и зрителей через смакование того, каким психологическим шоком должна обернуться публикация в “Жас алаше” для близкого окружения М.Мендыбаева и З.Камалиденова… Сегодня эти маленькие по жизни люди могут позволить себе полоскать имена этих “бывших”, которые были в силе лет 15 назад, только потому, что из всех тех должностных лиц, кто так или иначе оказался в неприглядном виде в связи с декабрьскими событиями, никого, кроме них, за все прошедшее с тех пор время власть предержащие, образно говоря, не дали на растерзание толпе. Поэтому вновь и вновь приходится вспоминать о них, когда хочется удовлетворить тщеславие журналиста, не взирающего на авторитеты. Завтра, когда утратят силу сегодняшние большие люди, они вполне могут проделать и с ними такое. Неужели те, кто сейчас наверху, думают, что при попустительстве к таким низменным страстям у определенных кругов казахских журналистов такая судьба минует их в будущем?!


Ведь ни для кого не секрет, что те, кто представляет нынешний режим, и широкая казахская общественность разошлись в оценке роли власть имущих в событиях декабря 1986 года и в их последствиях при Г.В.Колбине. Это произошло в самом начале 90-х гг. в актовом зале медицинского института, куда пришел один из руководителей специальной комиссии Верховного Совета по расследованию этих событий К.Мурзалиев с тем, чтобы доложить собравшимся заинтересованным людям о результатах ее работы. Тогда и стало ясно, что казахская административная элита решила “отдать” всего несколько персон с тем, чтобы на них “повесить всех собак” и через это спасти все остальные замаранные чины коммунистическо-комсомольской номенклатурной бюрократии. Студенчество и рабочая молодежь, собравшиеся в зале, не удовлетворились выводами комиссии и не согласились с К.Мурзалиевым. Они поняли, что власть их обманула, когда пообещала разобраться и воздать всем должное. Но руководством выбор был сделан. У кого власть, у того и сила. С этим ничего не поделаешь. Но казахская “продекабристская” общественность осталось при своем мнении: власть откупилась от нее несколькими лицами, официально выделенными в качестве козлов отпущения, увела из-под заслуженного наказания или хотя бы публичного порицания большое количество конкретно провинившихся официальных чинов. Их имена ей известны. Она им их грехи не прощала. Теперь уже не простит никогда. Кстати, не только для нее, но также и для всех честных казахских журналистов сделался отрицательной персоной и сам К.Мурзалиев. Они в неформальных разговорах и его называют “предателем казахского народа”, хотя его-то вся вина в том, что он озвучил решение властей. Выбор его на эту роль тоже имел свой глубокий подтекст. Он происходит из Западного Казахстана. То есть является земляком того, кто назван “главным виновником казахской беды” — З.Камалиденова…


Кстати, те, кого принесли в жертву ради всех остальных, на тот момент и без того являлись уже отыгранными политическими фигурами. З.Камалиденов и М.Мендыбаев были главными фигурами фракции, боровшейся за верховную власть в республике с фракцией Н.Назарбаева при Г.В.Колбине. Поскольку они в этой борьбе проиграли, им не было в дальнейшем места в активной политике. Поскольку с тех пор не было смены на властном Олимпе, не было и пересмотра решения, оглашенного тогда, в начале 90-х. Оно сейчас явно устарела и морально, и по всем нормам логики. Да и сами “декабрьские события” сейчас уже кажутся куда менее значительным злом, чем все то, что произошло с абсолютным большинством казахов (мы уже тут не говорим о других казахстанцах) за 10-12 лет так называемых реформ…


На том же КТК 8 февраля, за день до той передачи, о которой у нас тут идет речь, был показан репортаж из городка нефтеразведчиков на Мангыстау, “полуострове сокровищ”. Местный житель, выступавший там, сравнил свой населенный пункт с городом Грозным после войны и бомбежки. Так у нас обстоит дело (и это ни для кого не секрет) теперь везде за пределами считанного количества больших городов. И море людских страданий! Ведь за все это тоже воздастся. Если не от людей, так свыше. Так что на “антигероев нашего времени” З.Камалиденов и М.Мендыбаев, а вкупе с ними и Т.Мансуров, явно не тянут, как бы ни старались “Жас алаш” и КТК выдать их за таковых. Разве это не так?!