О, спорт, ты – мир Политики

О спорте – большом “ребенке” Большой Политики

“В здоровом теле – здоровый дух”


Спешу написать об отношении к спорту. Этот сегмент публицистики соблазняет такой привлекательной “пустотой”, что, воленс-ноленс, задашься вопросом: “А почему, собственно?”.


“Пустота” сия, или, если сказать современным сленгом, “незанятая ниша”, на поверку, увы, как и многое в этом универсальном мире, оказывается миражом. И рассеивается этот мираж, если при соприкосновении со спортивной тематикой отбросить всякого рода клише. Вроде, “футбол – народная игра”, “хоккей – народная игра” и тому подобное. Вышли эти “лукавые” лозунги в своё время из-под пера коммунистов, дабы не искушать жителя одной шестой прелестями буржуазного бытия. Да так и остаются в сознании многих людей, заботливо переходя из поколения в поколение. Впрочем, зачем далеко ходить за примерами? Посмотрите на “Народный Автомобиль”, “Фольксваген” в переводе на язык оригинала. По своей идеологии и рыночной цене они (автомобили данного brand-name) давно ориентированы на “средний класс”. Можем ли мы отождествить классический “средний класс” с большинством нашего общества? Нет. В настоящее время, по крайней мере.


Спортивные соревнования высокого уровня, равно как и побеждавшие на них атлеты, начиная с античной Греции, были пасынками политики и политиков. Достаточно вспомнить саму цель образования Олимпийского движения, призванного “собрать” в целое разрозненные эллинские государства. Дальше — больше. Были Олимпиады в гитлеровской Германии, форумы времен “холодной войны” с двусторонними бойкотами. А последняя зимняя Олимпиада стала притчей во языцех в связи с явным политическим подтекстом спортивных скандалов. А о последнем чемпионате мира по футболу не писал разве только ленивый. Кроме “ленивых о нём не писали также политики. Потому что спорт, в одной роли, показывает “лицо” государства, и, одновременно, в той или иной степени, показывает его не очень благовидные черты. В качестве пояснения вернусь к мировому чемпионату в Южной Корее и Японии. Многие зарубежные комментаторы охарактеризовали его как “азиатский”. Подразумевая под этим политическую подоплеку спортивных успехов сборных хозяев первенства. Если перевести на нормальный язык: это была “взятка”, выданная руками ФИФА правящим кругам этих государств. Отражение подобной точки зрения можно увидеть в статье г-на Тогузбаева, посвященной футбольному ЧМ. Автором этих строк сходная позиция была почерпнута также из уст г-на Масанова, во время встречи уважаемого профессора со студентами в одном из вузов г.Алматы. Здесь надо отметить, что уловить мнение любого казахстанского политика о спорте – удача большего порядка, нежели поимка черного кота в темной комнате.


Что же нас удивляет в спортивных комментариях вышеуказанных персон?


Во-первых, никто из оппонирующих официальной власти персон из “демократического лагеря” не были замечены на каком-либо спортивном мероприятии. То есть мы не можем их связать с такой большой составляющей жизни человека, как спорт и физическая культура. Напротив, их оппоненты, многие официальные лица нашей страны, так или иначе, несут общественную нагрузку в руководстве спортивными федерациями того или иного вида спорта, а также постоянно демонстрируют возможность заниматься различным спектром спортивной деятельности: от шахмат до экзотических восточных единоборств. Не отстают от них и другие политические персоны. Можно припомнить момент, когда лидер “Гражданской партии” символическим ударом мяча открывал футбольный матч. Был свидетелем, когда ребята из молодежной организации “За будущее Казахстана”, участвуя в футбольном турнире, подарили своим соперникам и зрителям сувениры с символикой своей организации. Что мешает лидерам “Демократического выбора Казахстана” также или иначе заявить о себе в спорте? Полагаю, основное препятствие к этому заключается в недостаточной политической зрелости. Ведь современный Спорт – это синтез Большого бизнеса и собственно Общества. К этим категориям у “новых демократов”, по-видимому, однозначного отношения до сих пор не сформировалось.


Далее. Характеризуя ЧМ (чемпионат мира) по футболу как “азиатский”, то есть “коррупционный”, наши “демократы” представляют это обстоятельство в качестве дополнительного довода в пользу необходимости торжества в Казахстане модели “западной демократии”. Пожалуйста, кто отказывается от земных благ? Только хочется напомнить, что ведущая и весомая роль в ФИФА наличествует за европейскими государствами. Посему их доля ответственности за “корейское футбольное чудо” составляет много больше, чем три четверти от общего объёма причиненного Зла. И возникает вопрос: нужны ли нам столь откровенно грубо сработанные “двойные стандарты”?


Странные явления имеют место и на другом конце политического поля. К примеру, декларируя “многовекторность” своей внешней политики, официальные власти страны откровенно пренебрегают успехами казахстанцев в спортивных азиатских форумах. К примеру, недавно завершившаяся АСИАДА – своеобразные Азиатские Олимпийские игры, была освещена средствами информации, мягко говоря, минимально. А ведь, к примеру, наши гандболистки завоевали там серебряные медали. Каким образом они были вознаграждены? Более чем скромно. О моральном ущербе уже упомянуто, а в материальном плане спортсменки получили эквивалент, на который в г.Алматы нельзя приобрести автомобиль “Жигули” – “копейку”, 20-летней эксплуатации.


Или факт из жизни футбольной федерации страны, когда она поменяла “прописку”. То есть из членства в азиатской федерации перешла в европейскую футбольную федерацию. Это, по моему мнению, столь же неразумный шаг, как если бы Казахстан захотел бы стать законодателям моды, скажем, в автомобилестроении. Думается, что данный случай может служить примером, когда политический приоритет превращается в политический авантюризм.


Однако…


В чем основа неустойчивости спортивной политики государства? С одной стороны, возрождаем казахстанские аналоги спортивных нормативов “ГТО”, а с другой – сплошь и рядом факты замалчивания или уменьшения информации о достижениях или участии казахстанского спорта.


Есть ещё один необъяснимый нюанс. Когда достижения в индивидуальных видах спорта руководством спортивных федераций и страны ценятся на несколько порядков выше, нежели положительные результаты участия сборных в командных видах. Соответственно, первые получают большую общественную известность, нежели последние. Между тем на международной арене картина обратная: высшая награда, добытая в командном виде спорта, ценится выше “золота” “индивидуалиста”.


По моему мнению, причина заключается в отсутствии четких принципов кадровой политики. На всех уровнях и координатах. Равно как отсутствует политическая воля, стремление к достижению цели у официальной элиты страны. Тем временем в республике существуют собственные неофициальные решения кадровых вопросов. Один из них хотелось бы осветить подробней.


Хочется вспомнить один из репортажей спортивной редакции казахской версии итогового выпуска “Хабар”, показанный на прошлой неделе. Наверное, излишне говорить внимательным зрителям, что итоговый выпуск телеканала “Хабар”, официального канала республики, это, по сути, торжество “двуликого Януса”. То есть для редакторов обеих редакций стало практикой вольно обращаться с цифрами, хронологией показа и прочими казавшимися незыблемыми вещами. И интрига (и развлечение одновременно) для зрителя состоит в лотерее относительно угадывания: которая из редакций (казахская или русская) в данный момент “халтурит”. Обычно “ловишь” на хронологии показа первый, то есть казахский выпуск. Вероятно, они значительно облегчают себе жизнь, переделывая готовый русский вариант. Возможно, есть другие объяснения.


Однако в тот день сюжет, похоже, был оригинальным. Он освещал ситуацию в женской сборной республики по ватерполо. Не забуду пафос диктора, нахваливающего единственную в составе казашку. И это вместо того чтобы задать в эфир несколько простых вопросов.


Скажем, почему сложилась подобная неестественная ситуация с диспропорцией по национальному составу?


В межсезонье игроки участвуют в чемпионате другой страны, но это не повод для сегрегации.


Почему схожая ситуация наблюдается с участием мизерного количества казахов в других сборных, в командных видах спорта? В том же футболе? Или в хоккее?


Если мне возразят, что, мол, нет казахской молодежи, отвечающей уровню сборной страны, то такой ответ не приму. Не будучи специалистом, но имея зрение, могу сказать следующее. На районном уровне, а это, пожалуй, самый главный для подготовки резервов, участок, вышеизложенных вопросов не возникает. Но по мере продвижения на областной и республиканский уровень количество казахов уменьшается в геометрической прогрессии. Мне представляется, что именно этот фактор, фактор минимального представительства казахов в национальных сборных, препятствует развитию современного казахстанского спорта.


Принцип “стерпится-слюбится” не годится в качестве компромиссного принципа решения этого вопроса. Нужно изменить отношение к вопросу комплектования сборных команд страны. Для этого необходимо поставить четкие и реальные цели. Только после подобных шагов в обществе возникнет интерес к большому спорту. Соответственно, возникнет стимул к развитию такого интересного цеха, как спортивная журналистика.


Резюме.


Спорт – это “дитя” Большой Политики и срез общества. Пример последней зимней Олимпиады, ЧМ по футболу в Корее и Японии, других соревнований показывает, что спортивный результат зачастую приносится на алтарь строительства нового мирового порядка.


Также правомочен вопрос: возможно ли сейчас вести полноценную, а главное – перспективную, политическую жизнь без заявления себя на спортивной арене? Думается, что это невозможно, ибо спортивная составляющая вошла в писаные и неписаные правила поведения политической и экономической элит.


Развитие казахстанского спорта также во многом зависит от того, как быстро общество избавится от атавизмов своей прошлой истории.