Гани Касымов отвечает на вопросы читателей

1. Виктор Сергеевич


Не могла бы редакция передать Касымову статьи, опубликованные в вашей газете по поводу Казахтелекома. С тем, чтобы депутат занялся этим вопросом и сделал депутатский запрос.


Вопрос: Согласны ли Вы, господин Касымов, на парламентском уровне поднять вопрос о бесчинствах Казахтелекома?


— Я внимательно ознакомлюсь с материалами, которые мне сейчас передали в редакции. Если факты, изложенные в этих материалах, будут соответствовать уровню депутатского запроса, я готов вмешаться и поднять эти вопросы в парламенте.


2. Жан


Уважаемый Гани Есенгельдинович! Как депутат парламента, профессиональный дипломат, председатель Партии патриотов, как вы относитесь к тому, что 25% ВВП (алюминиевая, хромовая, угольная отрасли, гидроэнергетика) контролируется группой Шодиева-Машкевича, не имеющих гражданства Казахстана? Не считаете ли вы это прямой угрозой национальной безопасности Республики Казахстан, если да, то какой вы видите выход в этом? Как вы относитесь к возможной деприватизации как форме национализации?


— По уровню и объемам приватизации в нашей республике все параметры разумности были грубо нарушены. Я выступаю за то, чтобы национальные богатства – алюминиевая, угольная отрасли, гидроэнергетика, нефть – принадлежали Казахстану. Должен быть некий разумный порог, который определяет экономическую независимость республики. Я считаю, что это — 70-80%, а оставшаяся часть может принадлежать иностранцам. А мы фактически почти все свои богатства отдали иностранцам. В России этот показатель не превышает 30%. Но сейчас, нам остается только одно – выкупать свои национальные богатства и восстанавливать баланс.


3. Алмаз Естеков


Ассаламу Алейкум, уважаемый Гани Есенгельдинович!


Несколько моих друзей, которые сейчас в Германии, выходцы из Казахстана, но живут в Афганистане с периода войн 1979 по 1989-е годы, были в плену, потом получили образование в Пакистане, владеют языками — урду, фарси и, конечно, русским с казахским. Так вот, сколько я их не отговариваю, рвутся домой — назад в Казахстан. Тогда я им посоветовал обратиться к вам — Гани Касымову, может быть, вступив в Партию патриотов Казахстана, они смогут, оказав содействие из-за рубежа, очистить свою репутацию?!


Сейчас они наши переводчики по делам пленных талибов, доставленных в Германию.


Могут ли ваши люди прислать информацию о вашей партии? О том — могут ли иностранцы-казахи стать членами вашей партии, которые тоскуют по родным, но не могут вернуться из-за боязни, что им и их семьям могут быть притеснения (родные их похоронили уже давно, как без вести пропавших, в восьмидесятых годах)?


Если да, то пусть присылают по адресу нашей почты: JusticeUnitedOrg@JUNO.com


Я руководитель этого проекта, поэтому сейчас они готовят визы для работы у меня в Вашингтоне на несколько месяцев. Через день мы возвращаемся, и я буду рад, если мы с вами сможем помочь нашим соотечественникам вернуться домой!


— По нашему законодательству иностранцы, даже если они – казахи, не могут состоять в партии. В советские времена была объявлена полная амнистия всем гражданам, которые попали в плен. Я считаю, что этот закон мы должны пролонгировать и у нас в республике. На родину каждый человек имеет право вернуться без всяких последствий. Если в плане возвращения возникнут какие-то проблемы, можете полностью на меня рассчитывать. Все издержки афганской войны нам нужно устранять.


4. Гость


Глубокоуважаемый Гани Есенгельдинович!


Прогресс нашего государства во многом зависит от объективности и профессиональных способностей не только членов правительства, но и членов Парламента. Вы один из тех, кто имеет не только профессиональное образование дипломата, но и конкретную практику экономической работы в одной из развитых стран, политическая система которой принята у нас. Вопросы:


1) как у нас поставлено изучение опыта развитых стран и особенно применение этого опыта в практике Казахстана?


2) не считаете ли Вы, что ошибки в экономических решениях в условиях глобализации могут носить характер упущенных (безвозвратных потерь)? Пример — конфликт с ТШО.


3) удовлетворены ли Вы деятельностью корпуса МИД РК по части обогащения (насыщения) парламента системным анализом наиболее актуальных тем в развитых странах?


Я считаю, что наша страна открыта для любых поездок за рубеж и не только для членов правительства и парламентариев, но и вообще для всех. Проблемы перенять какой-либо опыт у нас нет. Проблемы есть с применением этого опыта здесь у нас.


Конфликт с ТШО должен был произойти. И таких конфликтов впереди будет много. Это результат ошибок и перекосов, заложенных в соответствующих контрактах. А теперь мы хотим изменения этих контрактов. И в этом причина конфликтов.


По третьему пункту – никакого системного анализа от МИДа мы не получаем. Члены парламента сами выезжают и устанавливают нужные им контакты.


5. Александр Бык


Гани Касымов, пользуясь случаем, хочу Вас спросить, как Вы относитесь к развитию использования Интернета в политической жизни Казахстана? Ведь он дает возможность участвовать в обсуждении вопросов людям из разных регионов страны, что очень важно при нашей низкой плотности населения.


Если Вы поддерживаете такую форму политической инициативы, не могли бы Вы познакомиться с результатом годичного обсуждения на интернет-форумах Казахстана актуальных вопросов нашей жизни. Это коллективная работа десятков форумщиков, которую я суммировал и опубликовал на \»Навигаторе\» в начале этого года. Это статьи о национальной идее Казахстана, о решении вопроса развития и использования русского и казахского языков, об найме акимов как альтернативе выборам, и о преобразовании КСК.


— Интернет значительно расширяет границы коммуникаций, и я не вижу повода отказываться от такого средства общения. Интернет – это универсальный инструмент, который с успехом может и должен использоваться и в политике. И вообще, задавать мне такой вопрос – это вроде проверки “на вшивость”. Я говорю вам – да. Тем более что Интернет как бы компенсирует нашу очень низкую плотность населения и находится в рамках наших национальных степных традиций – “узун кулак”.


Я считаю, что любые обсуждаемые людьми темы имеют право на существование. И я могу только приветствовать самый широкий спектр мнений по каждой обсуждаемой теме. Меня радует, что в Интернете нет запретных тем.


6. Askar


Здравствуйте, г-н Касымов!


У меня сформулировано 2 вопроса. Они целиком касаются Вас как руководителя Партии патриотов.


1) Как сейчас, по прошествии некоторого времени, Вы оцениваете Закон \»О политических партиях\»? Выполняет ли он свои задачи как регулятор эволюции партийного строительства в КЗ?


2) Оценка блока организаций \»Демократия. Выборы. Казахстан\». Его перспективы.


В контексте реплики, данной вашей партии П.Своиком, где он оценивал Партию патриотов как ангажированную властью организацию.


Между тем осенью прошлого года П.Своик характеризовал Вашу партию как потенциального союзника. Спасибо.


— Я неоднократно заявлял, что этот Закон (\»О политических партиях\») носит репрессивный характер. Он нарушает дух Конституции. Мы не должны принимать законы, ухудшающие положение кого бы то ни было. У нас было 19 партий, а останется их после принятия этого закона очень немного. Много это или мало – 19 партий – я не знаю. Может, их должно было быть 50, а может, всего две. Все, ссылающиеся на наличие всего двух партий в странах с развитой демократией, забывают о том, что эти страны прошли вековой путь развития демократии. Такой закон – это удар не по партиям, это удар по людям, которые добровольно выбрали себе устраивающие их партии, и теперь они прекратят свое существование. Я предлагал в парламенте и на ПДС следовать принципу “закон обратной силы не имеет”, чтобы сохранить имеющиеся партии, а новый закон распространить только на вновь создаваемые партии. Но это мое предложение не прошло. Осталось чувство горечи – мы помним, что и с нами могут так поступить.


По поводу движения \»Демократия. Выборы. Казахстан\». Мне трудно дать оценку, поскольку ни их устава, ни программы я не видел. По поводу заявлений Своика относительно нашей партии – спросите это у самого Своика. По поводу наших союзников – в вопросах, не противоречащих нашим уставным и программным установкам, мы готовы к сотрудничеству с любыми партиями и движениями. По многим позициям мы поддерживали и ДВК, и другие партии.


7. Ерик. 54 года:


Гани Есенгельдинович!


Я коренной алматинец, не намного старше Вас, всю жизнь прожил в Алма-Ате. При встречах мы с Вами обязательно друг друга узнаем. Возможно, и по причине, что родились и выросли в одном районе города, Вы — в так называемом районе \»Бужика\» (по Фурманова, м-н \»Пионер\», аптека, парикмахерская, овощной), я — в районе к-ра \»АлаТау\». Вы помните, каким всегда чистым и опрятным был наш город? Бывшие руководители города заботились о нем и о горожанах (Е.Дуйсенов и др.). К сожалению, об этом приходится говорить в прошедшем времени. Сейчас наш город буквально тонет в грязи, лужах, снежных и ледовых колдобинах. Любой приличный дождь, снегопад для городских властей — стихия, с которой они не могут справиться. Власть говорит, что крупные регионы не могут избирать себе акимов, поскольку не самодостаточны в финансовом отношении, сидят на дотации. Но ведь наш город является донором для бюджета. Я считаю, что надо добиваться для Алма-Аты особого статуса и права избирать для себя акима. Нынешний аким, мне кажется, исчерпал себя, безвольно уступает одну позицию за другой перед центром.


Он опирается не на горожан, а на власть, и верно ей служит. Вместо того чтобы лишний раз пройтись по улицам, он предпочитает находиться в свите главной мамы на мероприятии по случаю её дня рождения или мероприятиях типа \»самопознание\» или \»детка\». Вы согласны со мной?


— Я помню целую плеяду выдающихся людей, которые внесли свой вклад в строительство и развитие нашего города и оставили свой заметный след. Что происходит сегодня с городом, мне непонятно. Очень много нарушений и просто безобразий. Я за то, чтобы аким города Алматы избирался населением. И ничего тут страшного нет. Я считаю, что нужен закон о статусе города. Это уникальный и своеобразный мегаполис, в котором, кроме всего прочего, сосредоточен огромный культурный слой, который нужно поддерживать и сохранять. Наш город самодостаточен и является донором. Я, как алматинец, очень переживаю за свой город и буду добиваться, чтобы городу оставалось достаточно средств, много больше, чем остается сейчас. Сейчас из дохода городу остается всего 20% — это очень мало. А нужно, по-моему, оставлять в пределах 40-50%. Тогда город сможет не только себя поддерживать, но и развиваться. А также сможет увеличить расходы на социальную сферу. Я также сторонник возвращения старого имени городу – Алма-Ата. Но во всех бедах упрекать одного акима тоже будет несправедливо.


8. Халиль


Уважаемый г-н Касымов, не пропало ли у Вас желание и стремление побороться за президентское кресло?


— Когда я был кандидатом в президенты, я был один и все зависело только от меня. Теперь я не один. И нахожусь в партии. Сейчас многое зависит от партийной позиции. Я несу ответственность как председатель партии и как депутат парламента.


Я понимаю подтекст этого вопроса. Меня раньше часто обвиняли в ангажированности. Но ни тогда, ни сейчас я ангажирован не был. Прошло уже четыре года, мне обидно было слушать такие обвинения. И сейчас у меня есть возможность всем вам сказать: не был я у президента, ни о чем он меня не просил и никаких поручений не давал.


Теперь отвечаю на прямой вопрос. Должен быть прежде всего изменен закон о выборах. Главное изменение — это убрать норму о формировании избирательных комиссий по представлению акимата. Избирательные комиссии должны формироваться представительной властью, партиями и общественными движениями. После таких изменений есть смысл участвовать в выборах. Если закон в этом смысле не изменится, то бессмысленно проводить любые выборы. Исполнительная власть “изберет” кого положено и как положено. Я мог бы побороться за кресло президента, а может быть, и акима, но только если влияние исполнительной власти на выборах будет полностью исключено.


9. Андрей


Г-н Гани Касымов, Вы возглавляете Партию патриотов Казахстана — каким все-таки должен быть патриот?


— Я думаю, если Вы прочтете нашу программу, то найдете там ответы на свой вопрос. Могу сказать, что лозунг нашей партии для этого года – “Казахстан для казахстанцев”. Надо стремиться, чтобы наш народ в собственной стране стал не изгоем, а стал хозяином своей жизни, своей судьбы. Ни одна другая партия такого лозунга не выдвинула. Работать над этой идеей – это и есть быть патриотом.


10. Анна С.


Не раз слышала, как Вы поете. У Вас есть и слух, и своеобразный, довольно приятный голос, и внешность. Почему Вы все-таки предпочли политическое поприще эстраде или театральной сцене?


— У каждого человека есть свои привязанности, свое хобби. У меня оно такое – иногда я пою. Раньше я занимался активно спортом – классической борьбой, боксом, в футбол и сейчас играю. То, что я пою теперь, я не считаю это призванием. Но больше всего сейчас мне нравится бессистемное чтение. Накопилась очень большая библиотека, я беру разные книги и читаю. А к своему пению я вообще серьезно не отношусь.


11. Сергей


В связи с грозящей эпидемией СПИДА, как Вы относитесь к легализации наркотиков в Казахстане? Не кажется ли Вам, что надо выбирать меньшее из зол?


— Проблема наркотиков и распространения СПИДа требует огромного внимания государства. Я считаю, что государственная поддержка должна быть только в борьбе против этого зла. Я — против легализации.


12. Александр Босых


Г-н Касымов. Готова ли Партия патриотов, вы лично, поддержать инициативу по разрешению конфликта вокруг заблокированных в Швейцарии средств? Текст расположен в \»Навигаторе\» здесь: http://www.navi.kz/articles/?artid=2637.


Есть сокращённая редакция текста. Слышал, Вы не пользуетесь Интернетом, поэтому могу переслать по факсу.


Необходима поддержка всех конструктивных политических сил в организации слушаний в Мажилисе и на ПДС. С уважением, Александр.


— Я думаю, что здесь прежде всего должно быть решение суда. Если по решению суда будут разблокированы счета, то средства с этих счетов должны поступить только в госбюджет под контролем парламента.


13. Гость


1) Как Вы думаете, сколько еще времени у нашего государства основным внешнеторговым партнером будет оффшорная зона и чем это можно объяснить?


2) Как можно решить проблему с металлоломом, вывозящимся в Китай? По информации СМИ, из 3 вывезенных вагонов 1 возвращается с радиоактивным металлоломом. Пока в парламенте и правительстве будет решаться принимать или не принимать радиоактивные отходы, Китай не завалит нас своими радиоактивными отходами? Может, перерабатывать отправляемый металл у нас в КЗ?


— Я уже третий год ставлю в парламенте вопрос, чтобы правительство приняло нормативный акт, по которому во внешней торговле, особенно в нефтегазовой отрасли, были исключены оффшорные зоны. То, что творится сейчас, я называю преступлением. По этому поводу я сделал уже несколько запросов. Дело в том, что когда-то давно правительство выпустило нормативный акт, в котором было разрешено торговать по заниженным ценам через оффшорные зоны. И этот нормативный акт должен быть отменен.


По второму пункту. Да, такие факты имеют место. Здесь речь должна идти об упорядочении торговли металлами и металлоизделиями. Я за то, чтобы эту функцию вновь вернуть государственным предприятиям. Когда в эту сферу допустили частный бизнес, начался настоящий беспредел. В свое время государство неправильно оценило последствия такого решения.


14. Инок


Как Вы, господин депутат, расцениваете последнюю инициативу четырех президентов — Путина, Назарбаева, Лукашенко и Кучмы — о создании единого экономического пространства?


— Да, президенты проявили политическую волю и приняли это решение. Но здесь есть много “но”. Дело в том, что у нас разный уровень рыночных отношений. И поэтому обольщаться на этот счет ни в коей мере не нужно. Я думал, что на первом этапе у нас произойдет экономическая интеграция только с Россией, поскольку у нас наиболее близки налоговая и таможенная политика. А с другими странами СНГ у нас огромная пропасть. Но даже и с Россией у нас есть довольно значительные расхождения. Так что политическая воля – это одно, а экономические реалии – это совсем другое. Впереди тяжелый и длительный процесс преодоления всех расхождений. Теперь по поводу вступления в ВТО. Никто почему-то не вспоминает, что Китай шел в ВТО 15 лет, отстаивая и отвоевывая свои правила игры. А Кыргызстан вступил в ВТО очень быстро, и посмотрите, что у них с экономикой. Вступление в ВТО — это прежде всего удар по отечественному производителю, по нашим экономическим национальным интересам.


15. Сергеев


Ваше отношение к иракскому кризису? Поддерживаете ли Вы американское военное вторжение в Ирак?


— Я сделал соответствующее заявление в парламенте, я категорически против решения этого вопроса военным путем. Я бы хотел, чтобы наше правительство тоже об этом заявило. Чем же для нас чревата война в Ираке? Наше молчание по этому вопросу – это проигрыш в глазах всех арабских стран. Мы были инициаторами Совещания по мерам доверия в Азии. И эта международная организация молчит, хотя этот вопрос прямо должен входить в ее компетенцию. Она должна была срочно собрать конференцию и выразить свое отношение. Мы должны были дать поручение нашему представителю в ООН внести в резолюцию наше предложение по избежанию войны. Еще один аспект – геополитический. Дело в том, что в центральноазиатском регионе имеются военные базы. Казахстан дал согласие на пролет американских военных самолетов над нашей территорией и их дозаправку. И это все было в рамках антитеррористической операции в Афганистане. Но теперь это все может использоваться для военной операции в Ираке, куда будем втянуты и мы. И это будет иметь огромный резонанс в Азии. Почему бы не начать переговоры с нашими соседями с тем, чтобы запретить использование их баз для агрессии в Ираке? Это позволило бы предотвратить втягивание Центральной Азии в военный конфликт. Существует много методов для того, чтобы обозначить свою позицию по иракскому вопросу. Но этого не делается. Почему? Непонятно.


16. Казбек


Верите ли Вы в Бога?


— Я не знаю, кто как к этому приходит: кто-то коротким путем, кто-то длинным. Я, похоже, нахожусь еще в пути к Богу. Мы жили в другой стране, атеистической, и поэтому, наверное, мне трудно сразу прийти к Богу. Одним словом, для меня это трудный вопрос.


17. Редакция


Можете ли Вы, как эксперт, участвовать активно в политических дискуссиях на нашем сайте? Если не Вы лично, то хотя бы уполномоченный от вашей партии?


— Я готов предоставить вам для политических дискуссий своего уполномоченного.