Государственный язык: механизм продвижения и торможения

Споры вызывает статья 7. П.2 Конституции РК “В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык” в связи с отсутствием дефиниции слова “официально”. Если слово “официально” означает исходящий от государства, тогда русский может считаться вторым государственным. Исполнение Закона “О языке” затягивается по следующим причинам:


— нет уверенности, что исполнение данного закона не приведет к национальной напряженности.


— нет уверенности, что внедрение казахского языка не окажется затруднительным.


— нет уверенности, что это своевременно. У государства сейчас более важные задачи и ресурсов доверия и материальных ресурсов у него недостаточно.


— вероятно, есть определенное “давление” со стороны РФ.


— слабая материальная и образовательная база казахского языка.


— страх людей в связи с изменением их социального и личного статуса в связи с внедрением казахского языка.


— этот закон все-таки принуждение, а не закрепление существующего порядка вещей.


— государство под свою ответственность решает проблему, которую должны в идеале решать сами народы, населяющие Казахстан.


Другие причины торможения продвижения казахского языка:


— русскоязычные казахи не проявляют интереса к данной проблеме настолько, чтобы заинтересоваться изучением родного языка, потому что не знают историю и культуру Казахстана. Поэтому бесполезно взывать их к тому, чего у них нет. Знание истории и культуры определит их сельф-детерминизм по отношению к родному языку. Это сработает как нельзя лучше. Преподавать историю и культуру не столь обременительно для государства.


— Радикально настроенные казахи могут приписать себе внедрение казахского языка как “победу”, тем самым может сложиться впечатление у населения о совпадении идеологических позиций правящей элиты и крайних националистов.


— активность, как националистов, так и “скрытых” шовинистов в СМИ. Если первые в определенной степени маниакальны, то вторые целенаправленно и псевдоаргументированно пытаются протолкнуть идею двуязычия (на самом деле у нас уже существует двуязычие с преобладанием роли русского языка). Но они преследуют другую цель — дискредитировать само государство. И язык тут ни причем. У шовинистов другая глобальная цель.


— дискредитация языковой политики в связи с необоснованным переименованием некоторых улиц, городов и т.д.


— существующие методики изучения языков при их многообразии очень неэффективны, хотя все делают вид, что существуют такие методы. Их нет. Изучить язык быстро можно только карательными методами. Как быть русскому или русскоязычному казаху с коэффициентом интеллекта ниже 90?


— Внедрение казахского языка может ассоциироваться с исламизацией республики.


— отсутствие политической культуры, недостаток правового сознания, недоверие к демократическим институтам и институтам защиты прав человека. В этих условиях внедрение казахского языка расценивается как еще одна нестабильность.


— Манкурты. Это их право быть тем, кем они являются.


— некоторая напряженность в отношениях между русскоязычными казахами и казахами, владеющими родным языком. Почему-то последние иногда берут смелость судить первых.


— делаются попытки оправдать Чингис-хана, возвеличить казахов на его харизматическом фоне. До оправдания Гитлера, наверное, еще не настало время. Гитлер построил автобаны, у него была одна из лучших разведок мира, железная дисциплина, сильное государство. Его боялись многие страны и готовы были отдать ему свои колонии. Все как у Чингис-хана. И убивали одинаково, и на них работали остальные. Только у Чингис-хана не было возможностей содержать концлагеря.


Но имеются и положительные моменты:


— дружелюбие казахов.


— общество в большей ее части готово принять изменения в сфере языка. Это заслуга нашего Президента, потому что — это восстановление справедливости и права. В другом месте такого права у казахов нет.


— чувство братства людей, населяющих Казахстан. Отсюда понимание между людьми. Оно всегда изначально, и относится к духовной сфере.


— окончательно не решен вопрос со статусом русского языка.


— приоритеты в обучении других международных языков.


— дружелюбие и понимание русскими проблем казахов.


— доверие большей части населения политике Президента РК..


Решая вопросы торможения и продвижения казахского языка и укрепляя положительные моменты, можно постепенно улучшить позиции казахского языка. Достигнутый опыт должен стать консолидирующим для народа Казахстана, а не создающим проблемы для потомков.


Пессимистический сценарий: все останется как есть на неопределенное время. Местами казахский язык укрепит свое положение.


Оптимистический прогноз: казахский язык будет развиваться и укрепит свое положение в течение 10-15 лет наряду с русским. Особенного принуждения не будет. Численность казахоговорящих будет увеличиваться, за счет чего облегчится его повсеместное внедрение. Норма Конституции ст.7, п.2. не изменится.


Вероятный прогноз: будет определенное поэтапное принуждение в изучении казахского языка и перевод делопроизводства на казахский язык наряду с русским. Но это не вызовет протеста. Появятся идеи искоренения русского языка. Возможно, в РК будет официально признано двуязычие.


Получено по электронной почте

acadgs1@nursat.kz