“Сегодня трудные дни не только для меня и моей семьи”

Интервью Карлыгаш ЖАКИЯНОВОЙ

\"\"

— Вы недавно были в США. Какова была цель Вашего визита?


Да, в рамках борьбы за судьбу своего безвинно осужденного мужа Галымжана и его соратника Мухтара Аблязова, я в составе делегации женщин-политиков недавно совершила поездку в США. Мы ставили перед собой общую цель – ознакомить авторитетных политиков из правозащитных организаций и государственных органов США с реальной ситуацией в области прав человека и его фундаментальных свобод в Казахстане. В рамках общей цели делегации я преследовала и совершенно конкретную цель – попытаться найти среди американских политиков понимание того, что мой муж – Галымжан Жакиянов является безвинно осужденным, и что если в чем-то и есть его вина, то это в его взглядах на демократизацию – открытость общества.


— Как Вы оцениваете результаты поездки?


Трудно, наверное, говорить о результатах пока Галымжан не на свободе. Что же касается результатов поездки, то думаю, что эта поездка в США является важным этапом в борьбе за его освобождение. Главное, что в ходе состоявшихся встреч, которые могут иметь важное значение для его освобождения, я убедилась в том, что мои американские собеседники в целом хорошо понимают, что мой муж не виновен. Удивило и то, что они очень хорошо информированы о ситуации в Казахстане в области нарушений прав человека и его основных свобод, и что прошедшие в декабре прошлого года довыборы в Мажилис Парламента Казахстана, особенно в Павлодаре, как в капле воды, отразили всю существующую картину отношения казахстанских властей к демократическими ценностям. При этом прежде всего имелось в виду, что только посредством грубейших нарушений выборного законодательства в ходе предвыборной борьбы и последующих фальсификаций результатов выборов казахстанские власти смогли украсть победу у нас. Об этом говорят и результаты экзит-пола.


В ходе состоявшихся встреч американская сторона ясно продемонстрировала свое желание оказать посильную помощь. Поэтому речь больше шла уже о том, каким образом она могла бы ее оказать. То есть речь нередко заходила о необходимых конкретных деталях.


— С кем из американских политиков Вам удалось встретиться и как Вы оцениваете встречи с ними?


Мы имели возможность встретиться со многими конгрессменами и сенаторами, в том числе с такими, как лидер демократической партии Ненси Пилоци, сенатором Барбарой Боксер, которые проявили большой интерес к событиям, происходящим в Казахстане, и меня очень тронуло то, что они, не только как политики, но и как женщины, как матери проявили большое сочувствие к судьбе моей семьи.


Очень содержательной оказалась встреча в Госдепартаменте, а также с госпожой Элизабет Джоунс – помощником Госсекретаря, которая выразила уверенность в том, что Республика Казахстан, как стабильное, многонациональное государство, имеющее хорошие взаимоотношения между самыми крупными этносами в стране – казахами и русскими, страна, которая выступает против исламского фундаментализма, страна, которая первой в мире отказалась от ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, страна, имеющая мощный экономический потенциал, непременно пойдет по пути скорейшего развития демократии.


В Нью-Йорке мы встретились с представителями ряда неправительственных организаций, в их числе Human Rights Watch. Они живо интересовалась формами и методами работы, которые мы, при организации сотрудничества с ними, могли бы использовать для достижения той цели, которая стоит передо мной. Они также сообщили, что в скором времени Human Rights Watch откроет свое представительство в Казахстане.


Кроме названных встреч нами проводились брифинги, давались интервью, в том числе и телевизионные.


В целом, по итогам встреч можно заключить, что наш визит в США вызвал интерес среди членов американского Конгресса и Сената, а идея необходимости оказания активного влияния на казахстанские власти в плане демократизации, особенно с учетом появления в Казахстане политических заключенных, получила понимание среди наиболее влиятельных политиков.


— Мы берем у Вас интервью накануне женского праздника – 8 Марта. Что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты?


Это первый праздник в моей семейной жизни – первый Праздник Весны без Галымжана. Как только утром в этот день я просыпалась, меня встречал его ласковый взгляд и громадный букет моих любимых цветов …


Я поздравляю всех женщин с нашим праздником и от всей души им желаю огромного счастья, счастья материнского, счастья женского. Пусть будут счастливы их семьи, здравствуют родные и близкие. Пусть будут любимыми и любящими, пусть ничто не омрачает их жизнь, пусть беда не коснется их семейного очага.


Март – это священный месяц для мусульман всего мира. Это праздник любви человека к человеку, это месяц всепонимания и всепрощения.


Сегодня трудные дни не только для меня и моей семьи. Трудные они и для всех тех, кто рядом с нами. Я прошу прощения и у них. Я надеюсь, что эти испытания скоро закончатся.


Я надеюсь и верю.