Нет, это невозможно, чтобы в Казахстане власть передавалась преемнику, как пишет автор материала, потому что нельзя сравнивать Назарбаева с Ельциным образца 1999 года. Мы знаем о России многое, она наш близкий сосед, стратегический партнер, мы читаем российские газеты, смотрим московское телевидение, поэтому мы знаем, кто такой Ельцин конца 1999 года — это был очень больной человек, который не только управлять государством, нормально ходить не мог без поддержки охраны. (Сейчас, слава Богу, он поправился).
Но если сравнивать нынешнего Назарбаева с Ельциным того периода, то это совсем два разных человека. Назарбаев здоров, поэтому нельзя говорить о смене власти или о передаче полномочий.
Другое дело, если говорить о реализации того, что сам президент Назарбаев говорит везде: о развитии демократии в стране, о построении гражданского общества, то ему надо только осуществить все сказанное и никто ему на замену не нужен. Правда, такие, как Сарсенбаев, не дают ему претворить в жизнь демократические преобразования. Им это невыгодно.
Да, было время, когда Сарсенбаев оказался близко к президенту, руководил политкомпаниями, особенно в период выборов парламента, однако это не были пиар-технологии по международным стандартам, а были простой фальсификацией итогов голосования. Многим может показаться, что Сарсенбаев — это невидимый гений, серый кардинал, но он, так сказать, фальсификатор азиатско-восточного розлива, не более того. В результате международные наблюдатели дали негативную оценку парламентским выборам в Казахстане, можно сказать, что парламент оказался нелегитимным. Вот вся заслуга Сарсенбаева. Он подвел своего патрона капитально.
Хотя выборы 1999 года можно было провести цивилизованно, без нарушений законов, ну не прошел бы кто-нибудь из правительственного списка, десяток человек, ничего страшного не случилось бы. Парламент был бы не хуже нынешнего. Однако все действия Сарсенбаева были направлены на дискредитацию президента. Потом, когда “провалы” участились и наступила осень 2001 года, все стало ясно президенту и он удалил его, отправив послом в Россию.
Наверное, и в Москве Сарсенбаев ведет подковерные игры, поэтому оставшиеся в Казахстане друзья и соратники распространяют слух, что он будет преемником Назарбаева. Повторяю – это слух, распространяемый самим послом и его окружением. Возможно, после моих слов в подконтрольных Сарсенбаеву изданиях начнется критика в мой адрес, но я не боюсь этого.
В последнее время эти издания стали критиковать бывшего посла Таира Мансурова. Есть простое правило – не бросай камень вслед предшественнику. Даже в этом видна мелочность Сарсенбаева.
Что касается связи Сарсенбаева с партией Ак жол”, то в интервью газете “Время” он открыто говорил, что это будущее нашей страны, это будет партия номер один. Он спит и видит себя будущим президентом страны, это верно, но верно и то, что никто ему не собирается отдавать или передавать власть.
Пока президент Назарбаев в состоянии критически проанализировать действия таких помощников, как Сарсенбаев и Балиева, принять рекомендации международных организаций и строить демократическое общество, проводить политические реформы. Пока у президента такой резерв есть. Но использует ли он его или нет, зависит от самого Назарбаева.