Дж. Гиффен, Дж. Брайан Уильямс… Кто следующий?

Сейчас … происходят такие события, которые могут иметь ключевое значение для дальнейшей судьбы всего Казахстана…

Сейчас, когда внимание всего человечества сосредоточено на войне в Ираке, вдали от района боевых действий, по другую сторону океана происходят такие события, которые могут иметь ключевое значение для дальнейшей судьбы всего Казахстана. 30 марта в Нью-Йорке в международном аэропорту имени Джона Кеннеди был взят под стражу председатель правления компании “Меркатор Корпорейшн” Джеймс Гиффен, собиравшийся вылететь оттуда в поездку. 4 апреля с.г. радиостанции “Свободная Европа/Свобода” в своем материале под названием “Американец, арестованный за возможную причастность к нефтяному скандалу” прокомментировала отношение этого происшествия к нашей республике так: “Бизнесмен Джеймс Гиффен, как полагают, выступал ключевой фигурой в незаконном переводе сотен миллионов долларов в швейцарский банк на счета, которые принадлежать казахстанским официальным лицам”.


Как известно, история эта берет начало не с вышеупомянутого случая в аэропорту Нью-Йорка. Гром грянул почти 3 года тому назад, в самом начале июля 2000 года. Тогда целый ряд крупнейших американских и западноевропейских изданий опубликовали материалы, так или иначе связанные с расследованием, предпринятым Министерством юстиции США. Это ведомство подтвердило, что Гиффен находился под следствием в связи с отмыванием денег в Швейцарии. Таким образом, имя этого человека стало связываться со скандальным случаем, имевшим место годом раньше по эту сторону Атлантики, в Западной Европе. Итак, что же предшествовало расследованию Минюста США. В 1999 году Швейцария заморозила порядка 10 банковских счетов с миллионами долларов, записанных на них. По сообщению швейцарских властей, они принадлежали лицам с казахстанским гражданством. Когда масс-медиа США и Западной Европы уяснили, что эти две информации по содержанию могут быть взаимно связаны, они раздули грандиозный скандал. Правда, несколько позже страсти поутихли. Но тем не менее расследование продолжалось, и за время, прошедшее с тех пор, это дело неоднократно вызывало ажиотаж в печати.


Однако в Казахстане, как это следует из вышеназванного материала радиостанции “Свободная Европа/Свобода”, новостям по этому расследованию в казахстанской официальной прессе уделялось очень мало внимания, тогда как независимые СМИ и политическая оппозиция использовали их для критики правящей власти, и по ходу этой кампании некоторые из этих критиков неожиданно столкнулись с уголовным обвинением, никак не связанным с рассматриваемым скандалом. Видимо, журналисты расквартированного в Праге радио тут имеют в виду случай с Сергеем Дувановым.


В связи с арестом Дж.Гиффена в Нью-Йорке в прессе вновь стали говорить, что он прежде был официально связан с правительством Казахстана и чуть ли не являлся его то ли советником, то ли консультантом. Пресс-служба президента Казахстана, говорится в вышеназванном материале радиостанции “Свободная Европа/Свобода”, преуменьшает роль Гиффена в консультировании казахстанского правительства. Ерлан Байжанов, являющийся одним из ее руководителей, сказал, что Гиффен какого-то определенного поста не занимал. Из его слов следует, что “он практиковал тут (в Казахстане) деятельность в качестве нефтяного консультанта, но не являлся правительственным служащим или кем-то еще в таком роде”. А пресс-секретарь Жанай Омаров при встречах с зарубежными журналистами, обращающимися к нему по вопросу Дж. Гиффена, больше думает, похоже, о том, чтобы отвести тень не от руководства государства и имиджа республики, а от себя лично. Он признается, что знает не так уж много об этом человеке и подразумеваемом скандале. В материале “Свободная Европа/Свобода” цитируются следующий его слова из интервью корреспонденту радио: “Я не слышал об этом. Я видел что-то об этом в Интернете. У меня нет никаких официальных документов, где говорилось что-то по этому поводу. Но я нахожусь на этой должности лишь немногим более одного года”.


И такое поведение демонстрируют работники главной пресс-службы Казахстана в такой момент, когда этому самому Дж.Гиффену предъявлены совершенно конкретные обвинения (по двум статьям Закона США о борьбе против международной коррупции), обнародованные формулировки которых не оставляют места для сомнений в том, что все это так или иначе имеет отношение к нашей стране. Вернее – к государственной власти и государственной политике. А между тем дело Дж.Гиффена продолжается. 31 марта его отпустили под залог в размере 10 млн. долларов, которые он внес в виде наличной суммы в размере 250 тыс. долларов и двух частных домов в пригороде, и подписку о невыезде за пределы Нью-Йорка. Его дело рассматривается судом Южного округа Нью-Йорка. Слушания по нему назначены на 30 апреля с. г.


Пока суд да дело, по информационным каналам прошло сообщение о задержании другого американца. И опять в связи с подозрением в коррупционных связях с официальными кругами Казахстана. Об этом в Казахстане писали, кажется, только в “Навигаторе”. Речь идет о Дж. Брайане Уильямсе, бывшем высокопоставленном должностном лице корпорации “Мобил Ойл”. Его обвинили в том, что, уклонился от налогообложения по взятке в размере 2 млн. долларов, которую он предположительно получил за переговоры по нефтяным сделкам между официальными лицами Казахстана и должностными лицами из США в 1990-е гг. Он сам, разумеется, отметает это обвинения и заявляет о своей невиновности. Дж. Брайан Уильямс предстал перед окружным судом США в Манхэттене, где судья Гарольд Баер назначил залог в размере 250 тыс. долларов и определил в качестве срока слушания дела 23 июня. В случае признания виновным он может быть приговорен к пятилетнему сроку заключения и выплате миллионов долларов в виде денежного штрафа.


Уильямс, который был после этого немедленно отпущен, отказался давать комментарии за пределами суда. Адвокат Дэвид Шелтер сказал, что его клиент вот уже три года в курсе того, что ведется расследование по сделкам между американскими должностными лицами и казахстанскими властями. В тот день он больше ничего не стал говорить. Только на прошлой неделе он внес дополнения для журналистов. Шелтер сказал, что его клиент “верил, что он как служащий “Мобила” действует правильно”. Уильямс ушел в отставку в 1998 году, перед тем, как произошло слияние “Мобила” и “Экссона” и появился “Экссон/Мобил”. Сейчас он живет в пригороде Вашингтона, на севере штата Вирджиния.


Дело Дж.Гиффена и Дж. Брайана Уильямса идут рядышком. На прошлой неделе были объявлены обвинительные акты в отношении их обоих. Обвинения у Гиффена побогаче и разнообразней, чем у Уильямса. Его обвиняют в противозаконных платежах на сумму более 78 млн. долларов двум высокопоставленным казахстанским официальным лицам с целью гарантирования получения нефтяных контрактов, одновременно кинув государство Казахстан на миллионы нефтедолларов. Обвинители говорят, что один из казахстанских официальных лиц потратил полученные в качестве взятки деньги на приобретение ювелирных изделий на сумму более 180 тыс. долларов. А другой – из таких денег оплатил учебу своей дочери в закрытом высшем учебном заведении в Швейцарии. На сумму, которая, по меньшей мере, составляет 45 тыс. долларов.


Кто эти люди – ответ на этот вопрос содержится в неофициальных комментариях в СМИ разных стран. “Евразия-Интернет” еще в прошлом году в материале под названием “Дело “Казахгейт” в развитии” в качестве сообщника Дж.Гиффена называла бывшего премьер-министра, министра и главу “Казахойла” Н.Балгимбаева. Более того, она предположила, что в случае принятия этим делом серьезного оборота он пойдет за “стрелочника”. На которого будет возложена вся ответственность по случаям, рассматриваемым американским правосудием. Но сам Н.Балгимбаев всячески отвергает свою причастность к этому делу. Так же он отметает и подозрения насчет наличия у него банковских счетов за рубежом. По его мнение, все это есть результат происков каких-то загадочных противников производства нефти в Каспийском регионе. Но чем в реальности завершатся эти скандальные случаи – покажет время. Но, согласитесь, уже сейчас есть смысл задуматься о том, что у нас там, в высших эшелонах власти делается в действительности.


Чем же может завершиться история, тянущаяся с конца прошлого столетия? В ответ на этот вопрос можно предложить несколько версий. Во-первых, она вполне может быть использована американцами как предлог для нагнетания атмосферы отношений между США и Казахстаном до таких пределов, когда официальная Астана окажется в положении, схожей с ситуацией некоторых стран из так называемой “оси зла”. Разумеется, такой поворот история может принять лишь в том случае, если нынешний режим власти в Казахстане станет упорствовать до конца, препятствуя ее развитию по американскому сценарию. На каком-то ее этапе вполне может возникнуть открытое противостояние между Астаной и Вашингтоном. Причем в этом случае инициатива на обострение ожидается от казахстанского руководства. Почему?


Потому что хозяин положения — власти США. И они совершенно открыто, образно выражаясь, “копают” под официальную Астану. В этой их акции кроется большая опасность для будущего наших властей. Астана взирает на ее развитие с все возрастающим чувством тревоги, но, однако, пока не предпринимает ничего такого, что противопоставило бы Казахстан могущественной супердержаве. Сколько времени она может оставаться в таком состоянии? Думается, только до тех пор, пока сохраняется возможность урегулирования этой ситуации без ощутимых жертв в виде утраты власти или даже свободы. Но если американцы не дадут гарантий безопасности от такого рода опасностей и будут продолжать дело в таком же ключе, нынешнему нашему властному режиму придется или противопоставить себя, а заодно и страну, против США, или покориться судьбе.


Вторая версия выглядит так. Она излагалась еще в прошлом году “Евразия-Интернет” и газетой “СолДат”, которые, как считается, близки к бывшему премьер-министру А.Кажегельдину. Она предполагает разрядку этого конфликта путем принесения официальной Астаной в жертву бывшего премьер-министра, министра и главу “Казахойла” Н.Балгимбаева. Но для этого необходимо не только его согласие, но и также согласие Дж.Гиффена пойти “стрелочником” на пару с ним и взять всю вину на себя. Летом 2002 года “Евразия-Интернет” и газета “СолДат” распространяли информацию о том, что Н.Балгимбаев не готов на такую роль и может пойти на то, чтобы поднять в свою защиту общественность своей малой родины – Западного Казахстана. “Евразия-Интернет”, в частности, писал так: “Хорошо информированные источники сообщают, что президент опасается, что г-н Балгимбаев, у которого широкие связи в Западном Казахстане, может попытаться консолидировать местную элиту на свою защиту. Общественность на родине экс-премьера открыто выражает недовольство тем, что центральные власти бесконтрольно распоряжаются доходами от нефти и газа. До сих пор там не было такой влиятельной фигуры с достаточными финансовыми ресурсами, чтобы возглавить движение за автономию и даже полную независимость Западного Казахстана” (“Дело “Казахгейт” в развитии”, 05.06.03 г.). Возможно, таким образом близкие к А.Кажегельдину круги пытаются расшатать ситуацию в Казахстане. Но в любом случае ясно, что и без того Н.Балгимбаев вряд ли горит желанием принести себя в жертву в этой истории.


Третья версия предполагает попытку просто договориться с американскими властями по-хорошему. Еще до предъявления обвинения Дж.Гиффену юристы, представляющие интересы Казахстана, стали вновь добиваться от представителей системы юстиции США гарантий того, что никто из высшего руководства нашей страны не будет обвинен по этому делу. В качестве залога таких гарантий называются интересы американо-казахстанских отношений. Но пока не известно, что может получиться из этих попыток.