Еще раз о проекте Земельного кодекса

Стенограмма брифинга депутатов Мажилиса С.Абдрахманова и С.Алибаева

17 апреля, в Доме Парламента состоялся, на котором перед аккредитованными журналистами выступили по проекту Земельного кодекса депутаты Мажилиса Серик Абдрахманов и Серикбай Алибаев.


Пресс-служба Мажилиса представляет стенограмму этого брифинга (за исключением текста на государственном языке):


\»БАЙТЕЛЕСОВ Ж. (руководитель пресс-службы Мажилиса): Добрый день, уважаемые журналисты! Брифинг депутатов Мажилиса Серика Абдрахманова и Серикбая Алибаева. Его тема: проект Земельного кодекса. Пожалуйста.


АБДРАХМАНОВ С. Я и мои коллеги внесли 120 поправок в Земельный кодекс. Некоторые поправки не противоречат постановлению Мажилиса, некоторые предложения не противоречат и концепции Правительства, но ряд поправок в интересах народа, сельчан входят в противоречие с некоторыми действующими законодательными актами, в частности, о местном государственном управлении, с Налоговым кодексом, об оценочной деятельности. Есть положения, которые не вписываются в ныне действующие нормы Конституции. Земля — это есть земля. Земля — это мать, это судьба. В России громко говорят: кому принадлежит земля в России, тому принадлежит и Россия. Поэтому мы тоже должны это сказать. Поэтому внесли такие предложения. Наши настроения исходят из настроения наших избирателей. Я вам напомню по каналу \»Казахстан-1\» в прямом эфире был проведен опрос, поддерживает или не поддерживает население, народ, телезрители данный кодекс. Если вы это смотрели и помните, то 73 процентов звонивших респондентов ответили отрицательно, они не поддерживают данный кодекс.


Теперь я хотел бы сказать о скорости. В понедельник мы внесли предложение. Буквально сейчас, пять минут назад мы получили таблицу, рассмотренную рабочей группой. Мы даже не знаем, какие наши предложения приняты, какие обоснования приведены в подтверждение решения рабочей группы. Вдруг с бухты-барахты сейчас собираются проводить расширенное заседание два комитета по рассмотрению данного кодекса. Авторы кодекса — богатые люди, наверняка представляющие интересы латифундистов, на скорости, в больших темпах просто выдавливают или продавливают данный Земельный кодекс.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Что можно сказать на этот счет? У нас есть особенности выборных процессов в Казахстане. Где-то активно участвуют избиратели, а где-то активно участвуют акимы, поэтому сказать, что Мажилис отражает настроение населения?.. Я прихожу к окончательному выводу, что Мажилис не отражает настроение населения, своих избирателей.


АЛИБАЕВ С.Б. Я бы хотел добавить. Я думаю, что времена шоковой терапии, наверное, уже прошли. Поэтому наша группа депутатов, взвесив, даже… в любом случае, конечно, в первое чтение принято. Вы правильно говорите. Тем не менее, можно смягчать. Можно с учетом интересов населения еще постараться многие вещи приостановить тот беспредел, который приведет, оставит в большей части казахстанцев бедными батраками. Поэтому мы именно с учетом этих хотим до конца еще поработать над этим кодексом. Вот главная задача, главная цель наших поправок.


АБДРАХМАНОВ С. И одно очень интересное. Торговать землей будет один аким села. Как аким торгует землей, я часто в своих выступлениях приводил примеры. Под алматинские заправки официально в бюджет города, в бюджет государства поступает за одну сотку 500-600 долларов. У меня есть официальные данные. Походите по коридорам этих акиматов. Почитайте данные специалистов, которые публикуются в ваших же изданиях. Одна сотка в престижных местах Алматы стоит 10 тысяч долларов. Значит, 8 тысяч долларов за сотку идет государству, 9 тысяч идет в карман государства. Этот механизм заложен и в данном Земельном кодексе. Государство как собственник ограниченно базовой ставкой, утверждаемой Правительством. Плюс еще надуманные коэффициенты по уклонам от расположения от центров сферы обслуживания написано в одном случае, от центра хозяйствования. Там очень большая запутанность. Если много коэффициентов, то авторы законопроекта рекомендуют друг на друга эти коэффициенты перемножать, затем умножить на базовый коэффициент. Цена падает, мизерная цена. Это в руках одного акима. Ясно как он будет продавать. Он будет продавать ее из под полы. Именно вот эту воровскую, за эту воровскую схему распродажи земель сельскохозяйственного назначения борются авторы Земельного кодекса. Таких лазеек для чиновников много.


АЛИБАЕВ С.Б. Здесь очень важно запретить продажу юридическим лицам. Одно лицо, вы знаете, называть фамилии Терещенко и других \»аграриев\», создав десятки, сотни юридических лиц могут прибрать самые лучшие земли Казахстана. Поэтому в нашей поправке вообще, я думаю, только земли можно продавать как исключение тем, кто сегодня трудится, кто работает на этой земле. Как исключение, раз в первом чтении проголосовали. Это было бы последующим, по крайней мере, мягко говоря, приватизация тех земель, которые должны обрабатываться. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы юридические лица покупали. Если юридические лица будут покупать, то миллионы казахстанцев, которые имеют свои земельные паи, у них не мытьем, так катаньем отберут вместе с акимами те олигархи, которые сегодня занимаются, производят продукцию на земле.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Очень большой список, он исследован нашим коллегой Ерасылом Абылкасымовым. Он есть и в пресс-службе, пожалуйста, посмотрите. Я думаю, что недалеко. По-моему, сейчас наши коллеги, латифундисты, проходят. Так что при желании можно и журналистам заняться расследованием, кто прав, кто виноват, по-моему, это можно.


ВОПРОС (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Дальше надо идти к учредителям. Есть имена, есть имя Кулагина, есть имя Терещенко, есть другие имена. Там в основном имена бедных родственников.


АЛИБАЕВ С.Б. Подставные. Здесь надо добавить, вчера, я думаю, резонанс был по выступлению-заявлению коллеги Бисетаева. Он назвал 3-3,5 миллиона гектара именно у тех людей, которые сегодня руководят Аграрной партией. Я думаю, он до деталей точно знает. Я верю этой информации.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. 20 марта рассмотрена концепция, принято постановление. До 20 марта мы выступали совершенно с другой концепцией против института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Но 20 марта мы вынуждены были исходить из того, что Мажилис принял вот такое постановление. После этого 20 марта мы практически создали конструкцию нового Земельного кодекса. Вы сами подумайте, это мало времени или много? Вот в понедельник… А что мы должны были? Когда? Вот в этом вопрос. Комитет по социально-культурному развитию, получив на Закон \»Об обороте лекарственных средств\» тоже 100 поправок, изучил, посмотрел и сказал: нам нужно два месяца заниматься, разбираться с этими замечаниями. Нам надо изучать, это очень большая работа. А здесь за два часа разобрались со 112 замечаниями. Вот и судите.


АЛИБАЕВ С.Б. Я хотел бы добавить, уважаемая пресса, журналисты, в наших поправках, конечно, есть отдельные нормы, которые не совсем доработаны из-за ограниченности времени. Мы с учетом предложений многих наших избирателей, специалистов, которые обрабатывают эти земли, мы их постарались обобщить и включить в таблицу. Поэтому когда наши недоброжелатели стараются, якобы мы с потолка берем какие-то нормы. Да, над нормами, Секе, по-видимому, надо поработать вместе с рабочей группой, экспертами, специалистами. Но это не означает, что они не имеют, в смысле, положительного содержания. Поэтому, думаю, что здесь нам надо учесть, что над этими нормами, над нашими поправками надо еще поработать.


АБДРАХМАНОВ С. Вчера один наш коллега, молодой вчерашний аким, говорит: некоторые поправки в Земельный кодекс вызывают только смех. Что это означает? Он вчерашний аким. В наших нормах заложено, чтобы местные представительные органы утверждали решение местных исполнительных органов о выделении земли. Ему смешно. Как это представительный местный орган, который он не знает, он, возможно, и не знает, что такое вообще представительный орган, потому что ныне маслихаты, это нотариальные конторы акимов. Ему смешно. Я думаю, придет время, когда он будет плакать, когда поймет. Он начинает только свою деятельность в политике.


АЛИБАЕВ С.Б. Еще они смеются, когда только акимы могут переводить землю в другие категории. Допустим, пашню перевести в пастбища или наоборот. Это опять отдали в руки акимов. Представляете, можно любую землю перевести в любую категорию? Это решает только один аким. А когда мы говорим, здесь должны вмешиваться местные депутаты, они должны вместе комиссией решать… Или, допустим, подготовка по торгам. Мы говорим: хорошо, земли отдали тем, кто обрабатывает. В то же время, когда касается тех людей, которые на асфальте, как высказался мой коллега, они должны с аукциона покупать, они же не трудились на этой земле. Если они хотят, если будет введен такой институт, то пусть они покупают с аукциона, как все граждане. А когда уже эти латифундисты будут в паре вместе с акимами проводить закрытые тендера, уже понятно, какая будет цена земли.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Руководитель рабочей группы Аскар Бейсенбаев (можете проверить по стенограмме) сказал, что некоторые поправки вызывают смех. Правда, не назвал, от какой поправки ему смешно.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Нет, они очень формально за полчаса. Если Комитет по социально-культурному развитию рассматривает 100 поправок два месяца, они даже два часа не рассматривали наши поправки, то есть, у них нет “настроя” рассматривать. Мы бы хотели хотя бы процедура… Таблица, которую мы изготовили, это наши предложения, мы бы хотели хоть успеть свои обоснования сформулировать, привести. Вы понимаете? У нас теперь рождаются новые предложения. Мы это подготовили буквально в течение 10-15 дней.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. 112, у нас нет аппарата. Если в Министерстве сельского хозяйства…


АЛИБАЕВ С.Б. Секе, и другие законы есть.


АБДРАХМАНОВ С. Вы имеете в виду и другие законы?


АЛИБАЕВ С.Б. Кроме этого закона, я сам веду пять законов, руководитель рабочей группы.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Я думаю, что наши коллеги-мажилисмены взяли, слишком, очень большой и ответственный груз на себя, который не по плечам — настроение населения за государственную собственность на земли сельхозназначения. Я уже говорил о специфике выборного процесса, что некоторые акимы имеют очень сильное влияние на своих представителей в Мажилисе. Поэтому я считаю, что голосование, решение Мажилиса о передаче земель сельхозназначения в частные руки, в частную собственность, это в общем-то и не отвечает чаяниям народа. Мы же выступили еще и с проведением референдума. Правда, авторов этих предложений в последнее время не показывают, но я тоже выступаю: давайте проведем референдум, но посчитаем не по-казахстански, а цивилизованно. Давайте проведем референдум и определим, кто \»за\», кто \»против\».


АЛИБАЕВ С.Б. Секе, я здесь хотел сказать, Ирина задавала вопрос. Журналисты, есть же такой прием, чтобы читали статью, так преподнести заглавие, чтобы привлечь внимание. В принципе, я думаю, я не исключаю, что именно здесь есть такая цель, чтобы привлечь внимание. На самом деле содержание того закона, который будет принят таким, это отвечает на 100 процентов этому наименованию.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Вас как зовут, Вы кого представляете?


С МЕСТА. \»31 канал\».


АБДРАХМАНОВ С. Что сказать? Вы не имеете шанса, народ не имеет шанса выразить свои чаяния в этом зале, к сожалению, это так.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. А что делать? Прошлый состав Мажилиса, вообще никто не протестовал кроме Землянова, недавно проходило еще два, три человека. Сейчас хоть чуть-чуть количество протестующих больше (и, то, слава Богу).


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АЛИБАЕВ С.Б. Макалкин, Абылкасымов, Косарев, Абдильдин, Тохтасынов. Он подписал?


АБДРАХМАНОВ С. Он обещал подписать, но подпись пока технически.


АЛИБАЕВ С.Б. Но согласие есть.


АБДРАХМАНОВ С. Согласие есть.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Сельское хозяйство нигде в мире не участвует прямо, открыто, непосредственно в рыночных отношениях. Государство поддерживает субсидиями, поэтому нужна целая система мер по защите села, чтобы не было банкротства ложного, неложного и так далее. Это очень серьезный, большой вопрос, на который наш кодекс не отвечает.


ВОПРОС. (НЕ В МИКРОФОН).


АБДРАХМАНОВ С. Я знаю опыт европейского сообщества, когда государство скупает зерно своих производителей произведенное даже в течение нескольких лет по твердым гарантированным ценам только для того, чтобы фермеры в один час не сгорели не зная куда продать свою продукцию. То есть, таким образом, весь цивилизованный мир защищает своих фермеров. Спасибо за внимание.


АЛИБАЕВ С.Б. Я думаю, достаточно, уже заседание. Сейчас сорвали заседание двух комитетов.


БАЙТЕЛЕСОВ Ж.: Брифинг завершен. Спасибо, уважаемые коллеги.\»


Распространено пресс-службой Мажилиса Парламента