Правительство использовало не весь арсенал
“После ряда землетрясений, всколыхнувших земную кору по всему земному шару, в том числе и на территории Казахстана, сейсмотема стала, пожалуй, самой актуальной на сегодняшний день. Трясет не только землю, но и министерства”, — пишет “Комсомольская правда – Казахстан”. Научные лаборатории, сейсмопосты и целый Институт сейсмологии, по мнению издания, показали свою полную несостоятельность, не сумев предупредить население о надвигающейся стихии, а председатель АЧС Заманбек Нуркадилов использует ситуацию для того, чтобы присоединить к своему ведомству республиканский Институт сейсмологии. Положительно отозвавшись о премьере, который поручил “вице-премьеру Кариму Масимову в месячный срок подготовить государственную программу на 2004-2010 годы по вопросам, связанным с предупреждением и ликвидацией последствий возможных землетрясений в областях, попадающих в сейсмическую зону”, “КП-Казахстан” продолжает: “Раз инициатива исходит от самого премьера, то понятно, что и финансирование будет обеспечено надлежащее. А это как раз и есть те солидные деньги, которые могут перепасть и Институту сейсмологии, и его структурным подразделениям. Может быть, здесь суть интереса Заманбека Нуркадилова к чистой науке?”
А вот Вадим Борейко не оценил благой порыв Имангали Тасмагамбетова, более того, от журналиста досталось и его предшественнику Касымжомарту Токаеву, который “незадолго до своей отставки… отстегнул народным избранникам” на премии. “Причем бонусы он взял именно из фонда ликвидации стихийных бедствий”. Теперь у нас не хватает денег, чтобы оказать пострадавшим достойную поддержку. Но куда же уходят деньги? “Прежде всего в Национальный фонд, в который текут уже и сверхприбыли госбюджета и который неизвестно какому из будущих поколений достанется. На Евразийский медиа-форум и прочие псевдодемократические понты, которые у разумных людей ничего, кроме кривой ухмылки, не вызывают. На океанариум, “Байтерек” и другие столичные штучки. На юбилеи, тои, памятники и мемориальные доски неизвестным бойцам невидимого чиновничьего фронта: тут-то деньги находятся всегда. Но вот когда жареный петух клюет землетрясением, паводком или селем – денежек почему-то всегда тю-тю. Сейчас вот все скопом навалились на сейсмологов – не предсказали, мол, тряску в Луговом. Но про то не вспомнили, что Институт сейсмологии уже давно прозябает почти исключительно на зарубежные гранты, которых – в год по чайной ложке”. “За нашу и вашу свободу! От такого правительства”, — заключает автор. На страницах этого же издания за премьера вступился советник президента Ермухамет Ертысбаев, но уже по поводу сомнительной ситуации с вотумом недоверия: “Вот если бы обе палаты решительно выступили против Земельного кодекса, то отставка правительства была бы неминуемой. Конечно, нынешнее правительство, на мой взгляд, обязано было более активно работать с депутатами на предварительной стадии. К сожалению, правительство не использовало весь арсенал методов убеждения, который присутствует в перманентном переговорном процессе с парламентом. Это и есть работа двух ветвей власти в “едином режиме”, о чем всегда говорил президент”. Говоря об арсенале методов убеждения, советник, как всегда, оставил место некоей недосказанности, теперь у оппозиции снова появился повод для выступлений на страницах СМИ, а г-н Ертысбаев, конечно, не замедлит в очередном интервью заявить, что господа из ДВК, РНПК и т.д. извратили смысл его слов.
Даешь малазийский опыт и высокие зарплаты!
“Известия-Казахстан” сообщают, что “предельно откровенные ответы 118 госслужащих различных ведомств, депутатов парламента и правоохранительных органов позволили сделать неутешительный вывод: “У значительной части казахстанских госслужащих отсутствует понимание элементарных норм беспристрастности, честности, неподкупности и недопустимости использования служебного положения в корыстных целях”. Об этом заявили эксперты исследовательского центра “Сандж”, подготовившие по заказу Программы развития ООН отчет “Коррупция в Казахстане глазами депутатов парламента, государственных служащих, предпринимателей и населения”, недавно презентованный в Алма-Ате. По результатам опроса, каждый третий госслужащий центрального звена считает допустимым устройство на работу “по блату” родственников или знакомых, 15 процентов – оказание услуги в обход существующих процедур, 12 процентов – дачу взятки чиновнику. Подавляющее большинство респондентов (84 процента) полагают, что ничего страшного нет в том, чтобы “отблагодарить нужного человека” подарками, оплатить в качестве благодарности его обед в ресторане или выпивку (62 процента), использовать знакомства для продвижения по “служебной лестнице” (17 процентов). В то же время 69 процентов респондентов считают возможным сообщать о случаях коррупции”. Далее издание пишет о причинах коррупции, одной из них, по его мнению, является низкая зарплата. Неудивительно, что интервью с председателем Агентства РК по делам госслужбы Заутбеком Турисбековым озаглавлено: “Дайте нам хорошую зарплату, и мы… перевернем весь мир”. Кстати, недавно г-н Турисбеков предложил в качестве образца для подражания малазийский опыт борьбы со взятками, в своем интервью он расставил все точки над “i”: “Малайзия – государство, которое достигло больших успехов в этой сфере и сейчас является одной из самых динамично развивающихся стран Азии. Говоря об опыте Малайзии, мы имеем в виду, что нужно узаконить взятки. Речь идет о том, что за мелкие взятки (до 100 долларов США) нужно наказывать госслужащих не в уголовном, а в административном порядке. То есть не в тюрьму сажать на несколько лет, а накладывать крупные денежные штрафы и ограничить доступ к государственной службе. Думаю, что такие меры были бы очень эффективны и в Казахстане. С другой стороны, это соответствовало бы мировым принципам гуманизации правовых мер преследования и ответственности гражданина за совершенные проступки… И если мы все-таки решим копировать полезный опыт, нужно будет многократно повысить заработную плату госслужащим. Государственная служба должна быть престижной и высокооплачиваемой, чтобы привлекать самые лучшие кадры”.
Вниманию алмаатинцев!
“АиФ-Казахстан” развернул на своих страницах обсуждение на тему: какое название должна носить южная столица: Алматы или все-таки Алма-Ата? Естественно, в первую очередь было приведено самое весомое в городе мнение. Мэр Виктор Храпунов высказался за прежнее имя: “Сегодня очень многие общественные организации, видные деятели нашего государства говорят о том, что нужно вернуть городу название Алма-Ата. Мое твердое убеждение – я всегда об этом говорил и сейчас говорю, — что никаких негативных эмоций название Алма-Ата ни у кого из алмаатинцев и жителей республики не вызывало и не вызывает. Сегодня соответствующим службам дано поручение рассмотреть вопрос: каким образом можно будет заменить транскрипцию написания названия Алматы на Алма-Ата. Этот вопрос уже рассмотрели юристы и дали принципиальное заключение о том, что такая возможность есть. О том, как пойдут дела дальше, с помощью вашей газеты мы расскажем алмаатинцам. Я за Алма-Ату”. Издание также привело цитату из интервью Касымжомарта Токаева, данного им в бытность премьер-министром РК: “Алматы – город с особым статусом, город республиканского подчинения, южная столица Казахстана. Это центр предпринимательской деятельности, центр культуры. Таковым он останется, его значение никогда не упадет. Кстати, мне больше нравится прежнее написание нашего города”.