Комментарий по поводу прошения об отставке премьер-министра Имангали Тасмагамбетова

То, что премьер Тасмагамбетов после того позора, который он испытал, пытаясь протолкнуть Земельный кодекс единственным оставшимся у него путем — вотумом доверия, уйдет в отставку, было очевидно с самого начала. Сегодня он сам признался, заявив, что его уход связан с Земельным кодексом.


Президент Назарбаев прочно связал свою должность с институтом частной собственности на землю. По ходу продвижения этой идеи в жизнь глава государства постоянно терял союзников, причем терял их в своем собственном окружении. Сначала Земельный кодекс получил обструкцию в Мажилисе, при голосовании по вотуму доверия выяснилось, что премьеру Тасмагамбетову не доверяют даже отановцы, самая большая провластная фракция Мажилиса. Можно констатировать, что Мажилис вышел из-под контроля администрации президента. Если раньше президент имел в союзниках правительство, парламент и Конституционный совет, то теперь остался один Конституционный совет, так как правительство Тасмагамбетова, можно сказать, отвалилось. Поддержку президенту оказал орган, имеющий наименьшее влияние в государстве, и еще Сенат, который в глаза не видел Земельный кодекс и его поддержку нельзя считать обоснованной.


Перед президентом стоит ответственный выбор. Если он подписывает закон о земле, то он берет всю ответственность на себя, я думаю, он очень хорошо это понимает. Скорее всего, премьер не сам придумал свою отставку, уход правительства дает повод президенту воздержаться от подписи под законопроектом. Таким образом хоть так восторжествует здравый смысл. Я очень надеюсь, что “сработает” именно этот вариант. Хотя возможно, что решение об отставке принял лично сам премьер, который не выдержал напряжения и пожелал “спрыгнуть”. Тогда это очень печальный вариант – это расползание той системы власти выстроенной президентом, которая начала сама себя разрушать с момента принятия решения о политических репрессиях против ДВК.


Сейчас я бы воздержался от прогнозов — кто будет следующим премьер-министром. Меня интересуют тенденции. Очень хотелось бы, чтобы фигура будущего премьера символизировала прогресс, движение в сторону демократизации. К сожалению, процесс может пойти по другому сценарию, и к власти может прийти человек консервативных взглядов, что может представлять опасность не только для госсистемы, но и для страны.


Имангали Тасмагамбетов сообщил, что прошение об отставке он подал еще 19 мая. Отсюда следует, что наконец президент разрешил объявить об этом и разрешил уйти в отставку.


В своем заявлении премьер сообщает, что якобы результаты голосования в Мажилисе были грубо сфальсифицированы. Но всем известно, что абсолютное большинство в Мажилисе составляют представители провластной партии “Отан”, которые в свою очередь попали в парламент в результате фальсификаций в ходе выборов. Теперь правительство, которое всегда опиралось на “отановцев” и ради них закрывало глаза на нарушение избирательного законодательства, ныне само обвиняет “отановцев” в фальсификациях.


Премьер заявляет, что Мажилис показал полную свою несостоятельность и неспособность к дальнейшему углублению экономических реформ. Это говорит еще действующий премьер – это признание конституционного, политического кризиса в стране. Премьер обвиняет законодательную власть в недееспособности и в тоже время сам уходит вместе с кабинетом в отставку. Выходит, что в Республике Казахстан недееспособны все ветви власти. Это же катастрофа.


Материал подготовлен на основе телефонного опроса