В Казахстане осталось нефти на 25 лет
“При нынешнем уровне добычи и разведки в Казахстане осталось нефти на 25 лет, а темпы потребления энергии в мире будет задавать Китай”, — сообщает “Страна и мир”. – Такие оценки содержатся в ежегодном исследовании состояния нефтяного рынка, опубликованном компанией British Petroleum”.
По данным о добыче, потреблении и разведанных запасах во всех нефтедобывающих странах мира, дольше всего “черное золото” будет у Ирака, ОАЭ, Кувейта – более 100 лет. США будут добывать еще 11 лет, Россия 22 года, Казахстан – 25 лет. “Всего в мире осталось 1047 млрд. баррелей, которых хватит на 41 год”.
“Впрочем, — тут же успокаивает газета, — это лишь одна из многих существующих ныне оценок. Во многих странах данные о запасах нефти засекречены. Кроме того, разведка новых месторождений продолжается и ее стоимость постоянно снижается. За минувшие несколько лет до полудюжины стран пересматривали оценки своих запасов в сторону повышения. /…/ Так что, сколь бы ни был безрадостным для Казахстана отмеренный BR срок ее нефтяной индустрии, не следует забывать, что развитие технологий, государственная политика в области природных ресурсов и динамика цен могут внести свои радикальные изменения”.
Видимо, правы говорящие: мы живем в такое время, когда пессимисты и оптимисты расходятся только в дате конца света.
В то же время газета “Начнем с понедельника” провела опрос, “почему нет инвестиций в перерабатывающие отрасли на организацию высокотехнологичных производств в Казахстане?”.
“На заре независимости наш Президент всегда говорил, что мы будем инвестировать новые технологии. Но это осталось на словах. Никто не нес ответственности за то, чтобы сохранить хоть что-то оставшееся от огромной перерабатывающей промышленности страны. По большом счету, никакая развитая страна не заинтересована поднимать развивающиеся сырьевые страны. Это создает конкуренцию, и они это понимают. /…/ А правительство дурачит народ. Говорят, что есть такая программа, сякая программа, мы новые технологии вводим, энергосберегающие меры применяются. Это – пустые слова, потому что здесь отсутствует заинтересованность властей”, – ответил депутат Серикболсын Абдильдин.
“Сказать, что нет инвестиций в перерабатывающую отрасль, мы не можем. Они есть. Можно определить это даже через призму налоговых поступлений. Сейчас значительный объем налогов идет от предпринимательских структур, которые заняты в несырьевой сфере”, — сказал мажилисмен Галым Байназаров.
Пополнения ждали?
“Казахстан может столкнуться с нарастающей неконтролируемой миграцией из соседних стран”, — пишет “Панорама”. К такому выводу пришли участники дискуссии в клубе “Политон”.
“…Казахстан с более высоким уровнем жизни становится все более привлекательным для граждан соседних среднеазиатских стран. Пока это явно проявляется лишь на уровне присутствия сезонных рабочих из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Но, как подчеркнули участники дискуссии, постепенно Казахстан может столкнуться с неконтролируемой нарастающей миграцией из этих стран, особенно в случае ухудшения там одновременно и политической ситуации. И это может стать очень большим дестабилизирующим фактором и для республики, и для всего региона”.
Между тем наши соседи демонстрируют невиданные “успехи” сотрудничества. На днях Узбекистан и Кыргызстан обменялись нотами протеста.
“15 июля Министерство иностранных дел Узбекистана выступило со специальным заявлением о том, что вице-премьер правительства Кыргызстана Базарбай Мамбетов “допустил несколько грубых искажений”, комментируя кыргызским СМИ итоги завершившегося в конце прошлой недели в Ташкенте очередного заседания Межправительственной узбекско-кыргызской комиссии по двустороннему сотрудничеству”, — сообщает “Панораме” журналист из Кыргызстана.
Б.Мамбетов, отвечающий за сотрудничество Кыргызстана с другими странами СНГ, “заявил о том, что Узбекистан готов передать кыргызской стороне несколько месторождений нефти и газа, расположенных на кыргызской территории. В советское время эти месторождения были переданы Узбекистану в аренду, и в последние годы Бишкек тщетно пытается заполучить их обратно. Узбекская сторона считала, что они расположены на спорной территории и настаивала на решении вопроса после делимитации границы”.
Кроме этого, вице-премьер КР заявил, что “кыргызской делегации “удалось добиться” применения внутриузбекских железнодорожных тарифов на следующие транзитом в Кыргызстан грузы, которые в несколько раз меньше ныне применяемых. Как о свершившемся факте было заявлено и об открытии автобусного сообщения между странами (в настоящее время автобусы из Кыргызстана следуют только до границы с Узбекистаном). В общем, “узбекские власти не разделили оптимизма кыргызского вице-премьера” и вручили послу Кыргызстана в Узбекистане протест “в связи с недостоверной информацией, прозвучавшей из уст высокопоставленного кыргызского чиновника”.
Официального ответа пока не последовало, “но, по имеющейся информации, кыргызские власти настаивают на том, что представители Узбекистана неправильно интерпретировали слова г-на Мамбетова, который высказал лишь собственные предположения по спорным в отношениях между Узбекистаном и Кыргызстаном вопросам”.
Как пить дать – повысят
СМИ продолжают освещать проблемы энергетики Казахстана.
“…Сейчас энергетика носит малорентабельный характер, а нынешняя тарифная политика… не предусматривает требуемой инвестиционной составляющей”, — пишут “Известия-Казахстан”. – “…В частности, энергетики заявили, что для борьбы с инфляцией искусственно занижается рост тарифов, что приводит к отсутствию “финансовых инструментов, которые бы способствовали проведению технического перевооружения. В результате ремонт и модернизация основных фондов проводятся по остаточному принципу финансирования”. (Хотелось бы узнать, на какие цели используются средства, поступающие от населения?)
В интервью “Новому поколению” эксперт в сфере энергетики Евгений Спасов сказал: “Прежде всего, региональная энергетическая отрасль попадает под понятие монопольная деятельность, и, естественно, подпадает под регулирование антимонопольным законодательством. И тарифы, которые сегодня существуют, не давали возможности направлять средства для обновления существующих активов. /…/ Кроме того, тарифы сегодня регулируются индикативными планами, которые жестко расписывают их уровень на среднесрочный период. И происходит, скажем, некое административное субсидирование других отраслей экономики за счет энергетической. Что, разумеется, не отвечает рыночным механизмам и в определенной мере нарушает баланс между отраслями, формируя перекосы в развитии. …Я говорил, в ближайшие пять лет в отрасль необходимо вложить порядка полутора миллиардов долларов. В переводе на тарифы это означает их ежегодное повышение на двенадцать-тринадцать процентов”. То есть, заметил корреспондент “НП”, на 60% за пять лет. “Абсолютно верно – шестьдесят – семьдесят процентов. – уточнил эксперт — Эти расчеты производят целый ряд специалистов, но цифры итоговые примерно одни и те же”.
Судя по активности энергетиков и СМИ в освещении этой темы, в скором будущем в Казахстане возможно повышение тарифов на теплоэнергию. Если правительство прислушается, а антимонопольщики не приведут контраргументов, как пить дать – повысят.
Какая же это “Эпоха”?
Партийной газете “Эпоха” исполнился год.
“Эпоха” — во многом уникальная газета, потому что, по сути, это первый опыт создания партийной прессы в Казахстане”, — пишет о себе издание. И как всем первопроходцам, нам было нелегко пробиваться через мощную конкуренцию раскрученных и тиражных изданий. Но мы выжили. Выжили, потому что за нами стоит, пожалуй, самая популярная сейчас партия “Ак жол”, цели и задачи которой созвучны чаяниям десятков тысяч людей”.
Вместе с тем писатель Герольд Бельгер, успевший за это время высказать в газете “свои взгляды на мир, положение вещей за минувший год”, метко заметил: “Эпохе” исполнился год? Какая же это “Эпоха”? “Эпоха предполагает более длительный срок. Не так ли? /…/ Мне по душе аналитизм газеты, стремление вычленять главные приметы гражданского общества. А вот излишняя умеренность настораживает. В творческом деле мне по душе пионерское кредо: “Бей в барабан – и не бойся!”.