Придется ли г-ну Казкенову отвечать за козла?
В Северо-Казахстанской области до сих пор разбирается беспрецедентный случай – “начальник отдела акимата Джамбул Бектасов вышел из партии “Отан” и вступил в партию “Ак жол”. Две недели Бектасова потихоньку уговаривали одуматься, а потом руководство акимата, не выдержав такого разгула демократии, вызвало его на ковер – кто не с нами, тот против нас. Джамбулу Бектасову предъявили ультиматум – или партия, или работа”. О том, как стращали и совестили ранее ответственного и “правильного” работника акимата, он рассказал журналистам газеты “Время”: “3 июля меня вызывает к себе в кабинет замакима района Аманжол Нуртаев, а у него в кабинете еще трое – секретарь маслихата Василий Целуйко, замакима Тулеген Омаров и Владимир Артимович, руководитель аппарата акима района. Что ты делаешь, говорят, “Ак жол” — это же антипрезидентская, антиправительственная партия. Ты знаешь, их американцы финансируют, ты вообще свою карьеру сломал. Если не одумаешься, мы тебе ее сломаем. Так что выбирай – или работа, или “Ак жол”. Я говорю: давайте увольняйте меня, но только по рабочим мотивам. У меня за девять с половиной лет ни одного взыскания нет”. В общем, коллеги дали Бектасову сутки “на размышление”. Обо всем случившемся чиновник написал служебную записку на имя акима. Позже пришел ответ, “правда, ответил ему не аким района, а исполняющий его обязанности, тот же самый А.Нуртаев, который, по словам Бектасова, и устраивал ему разнос. Содержание следующее: “Ваша служебная записка в адрес акима района рассмотрена. Беседа, проведенная с Вами 3 июля т.г., была вызвана прежде всего Вашим выходом из партии “Отан”. Руководство интересовали мотивы перехода в другую партию лишь из того, что Вы, как начальник отдела социально-культурной сферы, ведете вопросы внутренней политики. Других намерений в этой беседе не было. Беседа носила ровный характер, и вопрос об исполнении Вами должностных обязанностей в связи с членством в партии “Ак жол” не ставился”…
Между тем, в среде партийных функционеров кипят предвыборные страсти. Отвечая на вопрос “Времени” “Возможно ли, что выборы депутатов маслихатов 20 сентября пройдут честно и открыто?” (недавнее уверение З.Балиевой), депутат Мажилиса Серикбай Алибаев заявил: “Недавно вернулся из Екибастуза. Везде чувствуется давление со стороны властей. Некоторым желающим зарегистрироваться кандидатом в депутаты прямо заявляют: мол, ты не выдвигайся, это бесполезно! Я абсолютно убежден: списки тех, кто должен по замыслу властей получить депутатские мандаты, заранее определены и лежат под сукном у акимов”. Помощник председателя партии “Отан” Казбек Казкенов так прокомментировал слова мажилисмена: “Знаете, когда я слушаю рассуждения людей вроде г-на Алибаева, вспоминаю, как студентом в Караганде ходил на мясокомбинат. Так вот, там специально используют “козла-провокатора”, которого лелеют и кормят вволю. Все стадо идет за ним, затем он резко уходит в сторону, а стадо попадает под электрошок – и вперед: на мясо, на колбасу…” Азат Перуашев заявил, что “если г-н Алибаев считает, что по действующему закону не может быть честных выборов, то, по идее, непонятно, как он сам оказался в парламенте. Г-н Алибаев избирался в депутаты от нашей партии, и я считаю, что он был избран честно. Это было в Екибастузе, и я имел возможность за этим наблюдать”. Недоверие нашей избирательной системе выразил лишь Булат Абилов, как известно, имеющий за плечами негативный опыт предвыборной борьбы. Между тем, сообщает издание, “госдепартамент США признал Казахстан государством, “соответствующим требованиям американского конгресса “в сфере демократизации и прав человека”. Об этом же сообщила и “Казахстанская правда”, присовокупив, что оказание помощи Соединенными Штатами Казахстану продолжится. Кстати, издание опубликовало признание Ивана Щеголихина, народного писателя Казахстана в любви к “КП”: “Читаю, выписываю и другим советую читать и выписывать “Казахстанскую правду”. Прежде всего потому, что это единственная в стране газета, которая не освобождает себя от ответственности за свою информацию, а также не стремится “вышибить” из читателя рейтинг новостями о том, что “людоеды в джунглях Америки делают бутерброды из вегетарианцев (или наоборот)”. “Казахстанская правда” не нуждается в дешевых сенсациях. Ее задача в другом – взвешенный анализ, объективность, точность. Этого ждут от нее читатели”, — рассуждает бывший сенатор. Это что же, получается, все остальные газеты в стране разом объявили, что освобождают себя от ответственности за содержимое публикуемой информации и пустились во все тяжкие в погоне за сенсациями? И куда только смотрит МКИОС?
Бизнесмены и домохозяйки признают коррупцию полезной
“Известия-Казахстан” уделили проблеме коррупции целую полосу. Явление это, как показали соцопросы компании “Комкон-2 Евразия”, “не только безусловное зло, но и благо. Такой точки зрения придерживаются 86 процентов опрошенных. В то же время 33 процента бизнесменов и частных предпринимателей, а также каждая четвертая домохозяйка считают, что коррупция полезна в условиях реформ, поскольку позволяет возникать новой экономике”. О коррупции как основе новой экономики, конечно, до настоящего времени никто не заявлял, хотя, пожалуй, к тому и шло. Сначала поступило предложение освобождать от уголовной ответственности за взятку, не превышающую сто долларов, теперь, оказывается, и в коррупции нашли положительные стороны. И все это происходит на фоне стыдливого “условного” осуждения крупных коррупционеров. Такое ощущение, что судьи не решаются наказывать виновных более строго, памятуя о библейском выражении “Кто без греха, пусть первым бросит камень”.
Издание приводит несколько таблиц исследовательской компании. “55,4 процента домохозяек склоняются к мнению, что искоренение коррупции возможно, в то время как бизнес-круги Казахстана единогласно в эту возможность не верят”. Правда, не совсем понятно, почему издание приводит мнение только этих прослоек казахстанского общества, может быть, потому, что их взгляды радикально отличаются друг от друга?
В школах вводят рукоприкладство…
“Время” сообщает, что прокуроры Южно-Казахстанской области на днях провели акцию “Подросток”, по результатам которой возбуждено несколько уголовных дел в отношении учителей. “Прокуратура Мойынкумского района, например, возбудила уголовное дело в отношении учительницы поселка Мирный Калкабаевой, избившей прямо на уроке шестиклассницу. А в школе имени Гагарина Жамбылского района, по мнению прокуроров, рукоприкладство уже входит в практику. Однако все рекорды по “экстремальному” воспитанию побила гимназия № 1 Жуалынского района, где были телесно наказаны аж шестеро детей”. “МК в Казахстане” пишет о завуче одной из средних школ г. Балхаш, которая постоянными издевательствами довела ученика – 11-летнего Вильжана Рахимбаева — до суицида. На суде выступали одноклассники мальчика, бывшие свидетелями того, как педагог унижала ребенка. Сама Маргарита Ивановна Бурбель “так и не признала себя виновной, утверждая, что свидетелям верить нельзя, поскольку “дети склонны фантазировать”. Суд вынес приговор – “признать М. И. Бурбель виновной и назначить ей наказание в виде двух лет лишения свободы условно”. В пользу завуча показания давали, в основном, педагоги. Причем “дети давали показания наперекор школе, учителям, а подчас и родителям. Педагоги приходили в суд по устному указанию ГорОО…”. Очень симптоматично то, что мать погибшего ученика видит одну из причин трагедии в том, что воспитала сына слишком нежным, ранимым, не способным ответить грубостью на грубость. Видимо, в большинстве наших школ тревогу начинают бить лишь тогда, когда ученики попадают в больницы с сотрясением мозга и многочисленными травмами, а психологическое давление, издевательство над учениками давно считается нормой. “Маргариту Ивановну, само собой, отстранили от педагогической работы. Но не сразу. Некоторое время после того, как против нее возбудили уголовное дело, Бурбель работала… школьным библиотекарем”.