\»Предложение, от которого невозможно отказаться\»

В Алматы уже больше месяца муссируется слух, что у медиа-холдинга “31 канал” может поменяться хозяин…

Приближение парламентских и особенно президентских выборов в Казахстане можно безошибочно установить по верным признакам – за год-два в стране начинается передел масс-медийного рынка, точнее, СМИ берутся под негласный контроль верных власти группировок. В Алматы уже больше месяца муссируется слух, что у медиа-холдинга “31 канал” может поменяться хозяин. Нынешний владелец холдинга — известный правительственный чиновник – при всей его влиятельности не сможет удержать собственность. Потому как медиа-структуру возжелал никто иной, как представитель Семьи. Новым владельцем готовится стать младшая дочь президента, уже владеющая компаниями по производству питьевой столовой воды и строительству элитного жилья. Некоторые знатоки закулисной политической жизни называют и новое название будущего холдинга “Алаш”.


Можно, конечно, сказать, что смена хозяина — обычное дело, особенно в стране с рыночной экономикой. Однако в Казахстане смена владельца СМИ происходит по очень интересным схемам и в очень определенные моменты истории страны.


90-ые годы теперь уже прошлого столетия — время становления не только молодой казахстанской государственности, но и время бурного развития независимых СМИ.


Разноголосица политических взглядов и мнений – без этого не может обойтись демократия –становится характерной чертой нашего общества, писали тогда казахстанские газеты.


Однако приближающиеся парламентские 1998 и президентские 1999 годов выборы внесли свои коррективы. В 1997 году вследствие тендера на радио- и телечастоты без эфира остались радио “Макс”, ТРК “Семейный канал”, “Тотем”, ТВ “М”. Среди них наиболее политически активными были руководимый Сергеем Дувановым ТВ “М” и возглавляемый Розланой Таукиной “Тотем”.


Наиболее крупной победой власти на тот период стала перекупка самой массовой газеты страны “Караван” и телеканала КТК, также еженедельника “Новое поколение”.


Вот как рассказывает об этом событии “Вашингтон Пост” (25.01.01.) В 1995 году в Казахстане основывалась издательская компания \»Франклин Принтинг Ко\» (Franklin Printing Co.), в которую было вложено 3 миллиона долларов американских налогоплательщиков. Должностные лица США уверяли, что компания будет способствовать развитию свободы печати в Казахстане, этой богатой нефтью центрально-азиатской стране, которую Государственный департамент всячески превозносил как \»вставшую на демократический путь развития\». Однако потом, российскому бизнесмену поступило \»предложение, от которого невозможно отказаться\».


Эта компания была основана как совместное предприятие американского фонда и ведущей независимой газеты Казахстана \»Караван\», принадлежавшей российскому предпринимателю Борису Гиллеру. Вкладом Америки в это предприятие стало приобретение 50 процентов акций этой компании за 1 миллион долларов, а также ссуда на 2 миллиона долларов более чем на пять лет.


Поначалу \»Караван\» был популярной и приносящей доход газетой. В ней время от времени печатались статьи бывшего премьер-министра страны Акежана Кажегельдина, ставшего одним из главных критиков Назарбаева и его соперником на президентских выборах.


Гиллер говорит, что по мере приближения выборов 1999 года власти начали оказывать на него все более и более сильное давление. Они хотели, чтобы он продал свой бизнес и вернулся в Россию. Гиллер не говорит, кто конкретно заставлял его продать \»Караван\» и каким образом это делалось, но сравнивает ситуацию, в которой он оказался, со сценой из фильма о мафии \»Крестный отец\».


\»Я понимал, что когда серьезные люди делают серьезное предложение, надо ответить да\», — говорит он. К тому времени, когда Гиллер уехал из страны в марте 1998 г., он выкупил всю американскую долю \»Франклина\» за исключением одной акции, оставив ее как часть американской программы перевода основных фондов в руки местных предпринимателей. Но все еще оставался крупный заем. Как сказал в интервью Президент Американского Фонда поддержки предпринимательства Джон Оуэнс, их \»мало интересовала\» личность новых владельцев, раз заем выплачивался по графику. Что и произошло в мае 2000 г.


При новых владельцах \»Караван\» стал рупором Назарбаева. В то же время типография \»Франклина\» отказывалась печатать любые материалы, противоречащие генеральной линии. Хотя структура собственности в отношении \»Каравана\» и \»Франклина\» остается не совсем ясной, западные дипломаты в Алма-Ате говорят, что Издательский дом в настоящее время контролируется компанией, которую возглавляет дочь Президента Дарига. Она уже сосредоточила в своих руках несколько крупных медиа-холдингов в Казахстане”, так описывал историю тех лет “Вашингтон пост” в январе 2001 года.


В тоже время различным гонениям подвергались такие издания, как “Дат” и “XXI век”.


Зачистив информационное поле, в январе 1999 года президент Казахстана проводит досрочные выборы и выигрывает их. Теперь он глава государства на 7 лет и за него проголосовало 79,78 процента избирателей. Кстати, с каждым разом проценты голосов, поданных за президента, все уменьшаются.


В Казахстане приближаются парламентские выборы, которые состоятся осенью 2004 года, а в начале 2006 года пройдут президентские выборы. Вот уже на подступах к выборам власти берут под контроль все СМИ. Просто переход медиа-холдинга “31 канал” из одних рук в другие — самая крупная сделка в этой сфере на этот период.


Другие оппозиционные издания уже, как и перед теми выборами, подвергаются прессингу. Это можно наблюдать на примерах газет “Ассанди таймс” и “Соз”, “СолДат” уже канул в Лету. История повторяется, однако есть опасность, что однажды она может повториться в виде фарса.


По другим слухам, которые озвучил ИАЦ “Евразия”, под Госсекретаря Тасмагамбетова создается целое ведомство, которое будет заниматься некими “политическими вопросами”. Под этим расплывчатым понятием скрывается подготовка и проведение предстоящих очередных и внеочередных выборов.


Тасмагамбетова ориентируют на президентские выборы. Для этого ему придается достаточно многочисленный аппарат: целые структуры, которые будут заниматься “пиаром”. Под эти проекты уже выделяются достаточно большие суммы. Кроме того, Госсеку будут даны широкие полномочия по координации деятельности других министерств, СМИ и акиматов, пишет ИАЦ “Евразия”.