Дураками закон писан

Складывается впечатление, что законотворчество большей частью осуществляется наглыми дилетантами, которые без оглядки на Конституцию стремятся закрепить свои интересы на уровне права, заставив всех играть по своим правилам…

Идеал и конечная цель текущего развития Казахстана – правовое государство. Цель расписана ярко и красочно практически во всех пафосных госпрограммах глобального уровня – закон превыше всего, все живут только по закону. Увы, последние цифры, названные различными ведомствами, свидетельствуют, что с законом в стране серьезные проблемы.


К старой истине \»закон — что дышло…\» впору добавлять новую “Закон без ошибки – не закон”. Цифры показывают, что законотворческий процесс в республике неэффективен. Не надо вспоминать борьбу вокруг Земельного кодекса и чудесное разрешение всех споров вокруг него, не нужно говорить о лоббировании чьих-то интересов в процессе создания нормативно-правовых актов. Достаточно обратиться к цифрам, чтобы увидеть, что значительная часть всех законов, регулирующих жизнь общества, несостоятельны.


Итак, начнем с начала. Любой закон, прежде чем стать таковым, проходит оценку и последующую регистрацию в органах юстиции. Министерство юстиции на сей счет имеет интересную статистику: за первые шесть месяцев текущего года на регистрацию в органы юстиции поступило 6 699 нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, из которых зарегистрировано 4 407 актов, отказано в регистрации 1 009 актов. Грубо говоря, каждый шестой документ несостоятелен – и в то же время за каждым таким несостоявшимся законам стоят люди, которым он нужен. Нормальная ситуация – попытка реализовать свои интересы и фильтр, отделяющий зерна законотворческого процесса от плевел.


Но достаточная ли это преграда? Похоже, что нет – по сведениям, представленным 25 июля Ильясом Бахтыбаевым, первым заместителем генерального прокурора, за 6 месяцев текущего года мерами прокурорского надзора отменено и изменено более 20 тысяч незаконных правовых актов.


Каково соотношение? Законопроизводители за полгода создают без малого семь тысяч нормативных актов, а прокуратура за то же время успевает отменить и исправить втрое больше! Складывается впечатление, что законотворчество большей частью осуществляется наглыми дилетантами, которые без оглядки на Конституцию стремятся закрепить свои интересы на уровне права, заставив всех играть по своим правилам. Или того хуже – писать нормативно-правовые акты берутся попросту дурни, не понимающие, что делают. Как иначе можно объяснить такую разницу в цифрах?


После этого логично спросить, кто же именно занимается законотворчеством, производя такую массу некачественного продукта? В общем, – все органы власти. Конкретнее – президент, правительство, парламент, ведомства, акимы, маслихаты… Увы, статистика не уточняет, какие звенья в этой цепи дают наибольший процент брака – значит, надо распределить цифру равномерно и восхищаться профессиональным уровнем госслужащих. За державу не обидно?


Логично предположить, что за таким валом ошибок, просчетов и откровенной наглости идет не меньшая волна нарушений уже существующих законов – тот же Минюст добавляет новые цифры в пользу этого утверждения: за тот же полугодовой период органами юстиции выявлено 805 нормативно-правовых актов, применяемых неправомерно. А из того же доклада Ильяса Бахтыбаева можно почерпнуть и другие доказательства: по результатам прокурорских проверок за первое полугодие 2003 года удовлетворено около 8 тысяч протестов, с принятием мер по устранению нарушений законности рассмотрено 9 100 представлений, пресечено более 34 тыс. фактов нарушения законности. По итогам полугодия в доход государства взыскано свыше 5 миллиардов тенге, прокурорами защищены конституционные права более чем 50 тысяч граждан, возбуждены уголовные дела по фактам хищения 290 миллионов тенге, в результате проверок соблюдения закона о госзакупках выявлено, что с нарушением проведено более 50% всех тендеров… Хотя о последнем было известно и ранее – Каирбек Сулейменов как-то заявил, что по результатам каждого второго тендера можно сажать.


Когда система дает количество сбоев, превышающее норму или близкое к таковой, — пришло время кардинальных изменений. Увы, ни прокуратура, ни Минюст не ставят вопрос в таком ракурсе – очевидно, что работа над ошибками устраивает и первых, и вторых. И еще больше тех, кто, создавая всю эту массу несостоятельных проектов, пытается продавить удобные для себя и противоречащие уже действующим законам нормы. Не вышло с первого раза – выйдет со второго: в этом бесконечном потоке невозможно выловить абсолютно все ошибки, и, значит, шанс на победу есть, нужно лишь работать не покладая рук, и успех придет.