У казахского языка проблем нет, проблемы у нас с вами

Наши читатели о том, почему “государственный язык не получается”

Так получается, что самый щепетильный вопрос государственной политики – национальный, а проблемы языка нации, этноса, народа – самая тонкая струна в этом вопросе. Стоит задеть – запоет, вернее – заболит и закричит. Поэтому неудивительно, что статья Тельмана Медеу-Улы “Проблемы языка в том, что у элиты разошлись интересы с народом” оказалась в числе самых читаемых в августе. Кроме того, к этому материалу больше всего читательских отзывов. И, несмотря на то, что некоторым не нравится наша практика обозревать комментарии к материалам, мы делаем это вновь. На то она и обратная связь.


Все прочитанные комментарии (131) я разделила на условные группы. В первую попали отклики, авторы которых, как бы мирясь с тем, что имеем (“государственный язык не получается”), предлагают альтернативу обустройства языкового пространства. Озаглавлена эта группа мнений длинно, но в соответствии с комментариями:


***


Латиница – “гениальная идея”, русский – “невыносимое наследие”, супротив китайского не попрешь


Smart: mailto:


узбекам, азерам, туркменам, татарам завидую, латиницу ввели, а мы? У нас в почете стоять в позе рака перед “просветителями”.


Карабек: Гениальная идея по поводу перехода на латиницу (правда, первые реплики по этому поводу звучали уже с десяток лет назад). Перейдя на латиницу, мы сможем сделать качественный скачок вперед, результаты которого можно будет оценить уже в ближайшем будущем. Особенно это важно в свете интеграции в мировое сообщество. Думаю, что эту идею поддержали бы большинство представителей молодого и, наверно, зрелого поколений. Понятно, что это нельзя сделать за пару лет, чего, в самом деле, не требуется, но лет через десять-пятнадцать можно было бы увидеть реальный эффект.


Саха: /…/ Какой скачок?!! перейдите хоть тыщу раз на латинский алфавит, пока не будет здоров климат (социальный, политический…) внутри страны, никакого скачка не будет. Казахский язык, как и якутский, обрел письменность впервые в виде кириллицы. /…/ Но чем вам кириллица-то не нравится? Вот, например, в Болгарии, Греции, Хорватии пишут тоже кириллицей, и ничо! живут же как-то, процветают, а Казахстан, если быстро не вступит в союз с нашими общими братьями и союзниками США, Европой (НАТО), может сильно пожалеть в будущем… т.к. в любом случае вас захватит Китай или Иран с Пакистаном (север аннексирует Расея,. и будете тада писать на китайском или арабском каракуле. /…/


Balikmailto:


: Можно и нужно заимствовать с турецкого и татарского, НО не с русского, а то какие-то идиотски-смешанные слова получаются типа “творчестволык”. Русизм – тяжелое, порой невыносимое наследие для казахов.


8 пост: Для латиницы необходим напряг, политический, административный и т.д. Но когда у нас такая элита, то понятно, что напряга никто не осилит. С другой стороны, казахский язык, точнее, казахское образование — это швах, это с хода записывай себя во второй сорт. С самого начала не надо было казахскую школу делать. /…/ Надо было не разделять школы, а усилить в них преподавание казахского языка. /…/


19 пост: Что за споры? Уже через 20, а не через 50 лет, южные области, включая южную столицу, будут говорить на китайском языке. Подумайте об этом, и казахи, и русские, и… все другие, живущие на этой земле. Эх, вы…


“Битва титанов”, но конструктивизма мало


Большая часть дискуссии (регулярно переходящей в сленговую перебранку) застопорилась, образно говоря, на “битве титанов” — праве и бесправии казахского и русского языков и их носителей; что будет с Казахстаном и нами, когда (если) “язык межнационального общения” станет государственным. Поочередно русские и казахи оказывались то в роли униженных и оскорбленных, то шовинистов и оккупантов. Причем, в эту “мясорубку” попали даже представители семитской языковой группы. Честно говоря, читать некоторые комментарии из этого раздела неприятно. В данном случае получилось, что проблемы у казахского языка в том, что проблемы у авторов комментов.


Ваня: Ой, ну, боже мой, ну в чем проблема-то, хотят казахи учить казахский язык, ну и пусть себе учат, никто им в этом и при советской власти не мешал, а теперь и подавно никто мешать не станет. А русским-то он зачем? Это если же казахи не желают учить русского, вот тогда это действительно проблема, для них самих, естественно, и ни для кого более. Ибо незнание русского языка для любого казахстанца чревато самыми негативными последствиями, но в этом никто, кроме них самих, не виноват. /…/ Научитесь говорить по-русски, и все это к вашим услугам, весь российский Интернет, все российские библиотеки и вся мировая литература. /…/ Заметьте, что даже здесь мы общаемся исключительно по-русски. Потому что ни у кого нет ни шрифтов, ни драйверов казахского языка. А если кто-то найдется такой умный и напишет сообщение на казахском, то ему просто-напросто никто не ответит. Так как без шрифтов никто не поймет его абракадабру. Вот и получается, что даже самым заядлым поклонникам казахского языка приходится пользоваться русским, даже для того чтобы доказывать всем преимущество казахского языка.


Йорик: mailto:


Запомните, что я вам скажу: режим примет русский язык в качестве второго государственного языка. Объяснять вам не буду — почему. Это дело ближайшего будущего. Альтернатива — тутси хутовский вариант, казахи уже с подачи интеллектуалов и подстрекателей 4-го жуза прощупывают друг друга на предмет открытой политической конфронтации по родовому признаку. Если они, наверху, еще захотят кайфовать безнаказанно и спокойно, они это сделают инстинктивно. Игра с языком все это время имела корыстный подлый характер. /…/


Жан: /…/ Возможно, и НАН на каком-то этапе захочет сделать это, особенно если его будет подстегивать его же окружение, не имеющее желания говорить на родном языке. Но именно это решение будет роковым для языка и последним для НАНа. Потому что после этого ни о каком возрождении языка не может быть и речи. Через 50 лет, если демографические тенденции сохранятся, то русских здесь будет не более 10-15%. Так для чего нужен второй государственный язык? Сегодняшний статус языка межнацобщения вполне соответствует положению. И вообще в комментах мало конструктивизма. Кроме шовинистических лозунгов, есть ли у вас конкретные идеи по развитию казахского языка? Было бы интересно услышать их, а не оскорбления и обвинения в неспособности казахским выполнять роль государственного языка.


55: /…/ Разве мы мешаем казахам использовать казахский язык? Я помню времена, когда казахи переходили на русский, когда с ними вместе оказывались русские. Считалось неприличным. Сейчас же, когда разговор между ними не касается нас, присутствующих, они спокойно говорят на казахском, мы же не считаем это оскорбительным. Наверное, потому что привыкли доверять друг другу и знаем, что пользоваться нашим незнанием они не будут.


Жан:mailto:


Евреи у нас правят уже в открытую Премьером, завуалированно — Президентом, при этом в Южном Казахстане за десяток листков на арабском сажают в тюрьму молодых ребят за якобы пропаганду ваххабизма. Вот такое отношение евреев ко всему остальному миру: мы будем рулить, а вы выполняйте роль колхозников. Более 25% экономики Казахстана работает на мировой сионизм. Это ли не оскорбление для страны, где ведущая религия ислам? /…/


Алия: /…/ У нас в республике исторически так сложилось, что живут разные этносы, функционируют разные языки. За судьбу русского языка бояться нечего — он присутствует, он используется повсюду. Другое дело — язык казахский. Давайте преумножать одно наше богатство, сохраняя другое! И мы укрепим стабильность в нашей необъятной стране, постепенно придем к двуязычию. Казахский и русский языки для нас для всех будут родными. Это единственный выход. Другого нет и быть не может. /…/


“Если вы хотите возродить казахский, возродите казахскую совесть”


С основной мыслью материала, заключенной в заголовке — “проблема языка в том, что у элиты разошлись пути с народом”, — большинство комментаторов спорить не стало. Однако, например, Йорик убежден, что не все так печально. Он считает, что на смену нынешней элите придет другая — совестливые государственники, “настоящие джигиты”. Правда, говорить обновленная элита, возможно, будет не на казахском языке: “скоро вырастут настоящие джигиты… Эти джигиты будут говорить на госязыке. …Это будут государственники. И пусть они хоть на чукотском говорили бы, лишь бы имели совесть. Если вы хотите возродить казахский, возродите казахскую совесть. Только у моральной нации может быть патриотизм. /…/


Читатели предлагают, как сделать так, чтобы дорожки, по которым ходят народ и элита, сошлись. Жан за применение принципа “кнута и пряника”: “Заявил бы Президент во всеуслышание, что министрами могут быть казахи, владеющие родным языком, то дети элиты стали бы как миленькие учить язык и соответственно вкладывать деньги”. По мнению автора 11 поста, начинать нужно с просвещения: “…начинать надо не оттуда. С культуры, с искусства, с образования. И, во-первых, с того, чтобы элитой называть не большие кошельки, наворованные у народа. Есть в нашей стране настоящая элита. Только она не кричит, а вкалывает. Вот ее надо объединять”. Ведь, как пишет Newman: “Еще только 5 лет назад на \»Хабаре\» работали достаточно сильные казахские дикторы. Но протекционизм и клановость привела к тому, что дикторы из аулов уступили место алматинцам”.


В заключение обзора этой группы откликов приведу один из них:


Бурундук резюмирует:mailto:


Ну не получается. Не несет он нагрузку. Прав автор, казахский — не является языком элиты. …Почему не несет и почему не является, кто его знает. Еще долго можно спорить и разбираться. Выводы:


1. Скорее всего, еще пару десятков лет, пока процент русских кардинально не упадет (до 1-5), казахский будет оставаться на бытовом и разговорном уровне.


2. Казахский всё равно придёт. Это уже данность в ЮКО, Мангистауской и Кзылординской областях, где уже многие (особенно молодежь) не знают и не понимают по-русски.


3. Русскоязычные просто при одном давлении на них учить его не будут. Скорее выучат английский, найдут другую работу или уедут. Это видно по госслужбе. До сих пор НЕТ нормальной методики (кроме разве что частично разработанной Камзебаевыми) обучения казахскому как 2-му языку. Надо быть очень большим энтузиастом, чтобы выучить язык, который практически не нужен в повседневной жизни. С таким же успехом можно взяться за монгольский или малайский — толку столько же.


4. Переход на латиницу похоронит 90-летний пласт культурной и технической литературы. Это скорее вопрос политической целесообразности (причина узбеков). Самому языку от этого ни холодно, ни жарко. Только путаницы прибавит.


5. Согласен с №8 насчет школ. Знакомая забрала оттуда дочку, сравнив её математические знания и соседской Динары, которая в русскоязычную ходит: “Язык уже знает и ладно, а знания пусть здесь получает, а то потом не поступит никуда”.


Казахстан не имеет права на многонациональность?


Один взгляд вперед сделали наши комментаторы. По мнению некоторых читателей, в такой ситуации “мы не имеем права на многонациональность”. В связи с этим выделяются комментарии, лейтмотив которых – нужна “одна нация”, а многонациональное государство – это “нонсенс, оксюморон”. По убеждению автора 130 поста, “все граждане РК — казахи”, иначе наша страна “…уже не Казахстан”. Меж тем, например, Казахстанец считает, что “полиэтническое общество — это неоспоримое преимущество. Разность менталитетов, языков, мировосприятия создают многоликость и многообразие нашего общества”.


ZORG: mailto:


/… / Казахстан окружен куда более мощными геополитическими силами. Идет передел мира. Победителя предсказать нельзя. По меньшей мере, потому что это вечная война. Передел идет всегда. В такой ситуации мы не имеем права на многонациональность. Динамично развивающееся — это не значит многонациональное. Мифы. Многонациональное государство — это нонсенс, оксюморон. Какое имя, такая и судьба.


130: Я вам говорю о том, что в одном государстве не может быть нескольких наций. Ибо нация — это и есть государство. Говоря “многонациональность”, мы отрицаем государство. …Многонациональных государств нет. Есть мультикультуризм, многоэтничность. /…/ Все граждане РК являются казахами. В любом случае, как я сказал, объективные процессы идут. Полагаю, что они необратимы. Вопрос лишь в том, что мы можем консолидировать общество. Именно на казахской основе. Казакшылык. Иначе быть не может. Казахстанцы — это казактандыктар? Не смешите. Казахстанцы — это переходная идея для этнических русских. Конечно, такой подход вас может не устраивать. Памятую о московской внутренней политике. Я не предлагаю, я говорю, что к этому есть объективные предпосылки или даже что объективные процессы налицо. Другое — это вопрос времени. Пятая колонна — это идентификация людей с Россией. Как можно идентифицировать себя с Казахстаном, не идентифицируя себя с казахами? Это уже не Казахстан.


Newman: mailto:


 Я думал, что слово нация уже выходит из обращения, в свете теории этногенеза… Но видать кому-то очень хочется… Зачем открывать университет имени Гумилева, если потом перечеркивают все его доводы. По Большой Советской Энциклопедии: “Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которую характеризуют следующие признаки: общность языка, общность территории, общность экономической жизни и общность психического склада, проявляющегося в общности культуры”. Поэтому давайте говорить об этносах — казахах и русских, представителях казахского и российского суперэтносов. Но, если мы не готовы сегодня доказать несостоятельности теории этногенеза, то давайте, во-первых, признаемся, сколько нам лет. Приблизительно одинаково — 600 лет, но русские, наверное, лет на 100- 250 старше, если идти от Куликова поля. Хотя начало, наверное, нужно вести от Монгольского нашествия. Почитайте “От Руси к России” и скажите — может ли у такого этноса остаться аппетит на то, чтобы захватить Казахстан. Думаю, что аппетита у них не осталось, возможно, и зубов тоже. /…/ Я за одну нацию. Нам нужно единство. Родина может быть только одна.


Казахстанец: /…/ Полиэтническое общество — это неоспоримое преимущество. Разность менталитетов, языков, мировосприятия создают многоликость и многообразие нашего общества. Необходимо культивировать национальное согласие, дружбу, вечные ценности и не орать, почем зря, на каждом углу о языковом притеснении. Господа — пусть каждый говорит на том языке, который ему близок! Не надо раздувать этот вопрос. Давайте идти по эволюционному, а не по революционному пути. /…/ Из Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и Туркменистана съехали почти все русские. Некоторые скажут: \»Да пусть валят! Бог им судья и нищенский уровень жизни впридачу! Давайте созидать и заниматься своим делом!\» Хватит трепологии. Дай вам бог всем здоровья и благоразумия!


***


Пока читала комментарии, вспомнила об открытии британца Дэвида Кристла. Он подсчитал, что в среднем каждые две недели на земле умирает какой-то язык. Так нужно ли осложнять ситуацию лингвистическими баталиями? Потому что говорить о проблемах национальных языков, не обижая друг друга, мы пока не научились. Что касается казахского языка, думаю, казахстанцам нужно стараться его выучить, но армейский принцип “не можешь – научим, не хочешь – заставим” здесь не годится. “Для изучения языка, — считал Аврелий, — гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость”. И еще время и терпение. Нельзя заставить ходить новорожденного, придет время — он встанет и пойдет. А у казахского языка проблем нет, проблемы у нас с вами.