Президенты соглашение подписали, чтобы сохранить лицо

Московский “Континент” пишет, что ни власти, ни оппозиция Казахстана не заинтересованы в том, чтобы к управлению страной были допущены широкие слои населения.


Назначенные в Казахстане на 20 сентября текущего года выборы депутатов представительных органов власти (маслихатов) в очередной, уже который, раз неопровержимо подтверждают, что население этой когда-то благополучной многонациональной республики поделено на две несопоставимые по численности части.


К первой можно условно отнести подавляющую часть ограбленных властями и из последних сил спасающихся от реформ простых людей, или электорат, как любят их называть вторые. В число этих вторых входят 7549 зарегистрированных от власти и оппозиции на депутатские места кандидатов со своими малочисленными, но высокооплачиваемыми командами и стоящими во главе всей кампании избиркомами.


Несмотря на то что и те, и другие живут в одном суверенном государстве и даже иногда на одной улице, их интересы независимы друг от друга и нигде не пересекаются. Глухой, неприступный социально-политический рубеж надежно отгородил авторов экономических новшеств от тех, за счет кого они внедряются. Поэтому казахстанский электорат нисколько не волнуют предстоящие выборы и кто персонально придет к власти. Рядовые жители республики уже давно разуверились как в правителях с их многолетними пустыми обещаниями скорого улучшения жизни, так и в возможностях оппозиции (как правило — выходцев из властных структур, обиженных отстранением от должностей) с их аналогичными посулами, такой вывод делает автор материла Сергей Бритвин из Усть-Каменогорска.


“Ведомости” сообщают, что в делах, связанных с расследованием возможных фактов взяток иностранных нефтяных компаний правительству Казахстана, появились первые жертвы. На прошлой неделе окружной суд Манхэттена вынес приговор Брайану Уильямсу, бывшему топ-менеджеру Mobil Oil — компании, участвующей в проекте по разработке Тенгизского нефтяного месторождения. Уильямс приговорен к трем годам и 10 месяцам тюремного заключения и обязан компенсировать налоговым органам $3,5 млн за неуплату налогов c $7 млн.


Уильямс был обвинен в получении незаконного вознаграждения в апреле, а в мае признался в участии в преступном сговоре и неуплате налогов. Теперь следователи утверждают, что денежная \»благодарность\» Уильямсу была частью схемы, по которой глава американского банка Mercator Джеймс Гиффен перечислил правительству Казахстана, которое он консультировал, $78 млн. В результате ряда сделок доли в нескольких казахских проектах получили четыре компании.


В самом правительстве Казахстана отрицают, что Гиффен был его советником по сделкам, и заявляют, что при заключении договоров с западными нефтяниками любые случаи коррупции были исключены, отмечает издание.


Мы работаем в режиме прозрачности, в соответствии с международным законодательством, и делаем все для защиты интересов нашей страны\», — заявил в пятницу журналистам министр энергетики и природных ресурсов Казахстана В.Школьник, комментируя ход следствия в США. Любопытно, что приговор Уильямсу был вынесен буквально за день до того, как правительство Казахстана и консорциум западных компаний подписали заключительное соглашение по проекту Tengizchevroil.


Расследование казахстанского дела в США продолжается. В нем фигурирует и ChevronTexaco — главный участник проекта. У компании есть также 20%-ная доля в нефтегазоконденсатном месторождении Караганчак, которое тоже стало объектом внимания американских властей. В этом расследовании также упоминается имя Гиффена.


Аналитики отказываются считать приговор, вынесенный Уильямсу, сколько-нибудь серьезной угрозой для отрасли. \»Его осудили за неуплату налогов [а не за дачу взятки], — сказал один аналитик по нефтяному рынку. — Это единичный случай, никто не устраивает охоты на ведьм\», — пишут “Ведомости”.


“Строительная газета” нахваливает систему ипотечного кредитования в Казахстане.


Изначально модель ипотеки формировалась \»по образу и подобию\» аналогичных, действующих в США, Индонезии, странах Европейского союза и в России. Из этого коллективного опыта в РК постарались перенять все лучшее. В результате возникла система, основанная как на иностранных вариантах, так и на собственных разработках, отмечает газета.


Основной прорыв был осуществлен, когда в стране была создана совершенно новая, не имеющая аналогов в республике, Казахстанская ипотечная компания. У истоков зарождения этого закрытого акционерного общества, 100 процентов акций которого принадлежит государству, стоял Национальный банк РК. В своих действиях он руководствовался разработанной в Казахстане концепцией долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития ипотечного кредитования.


Интерес российской прессы к проблематике не случаен. Россия сейчас также пытается внедрить ипотечное кредитование. Несмотря на все недоработки, похоже, другого пути решить квартирный вопрос, который испортил не одно поколение советских людей, — нет.


“Новые известия”, подводя итоги саммита СНГ в Ялте, пишут, что он был окутан невероятной завесой секретности. Журналистам показывали глав государств и правительств только издалека и только во время протокольных мероприятий. Можно было подумать, что они делают что-то нехорошее.


Позиция Украины была предельно ясна — получить зону свободной торговли, а также отменить НДС на импортируемые из России энергоносители. То есть процесс формирования ЕЭП Украина свела к банальным торговым льготам — украинские товары после ратификации соглашения парламентами четырех стран будут поступать на российский рынок без ограничений, а нефть и газ из России — по ценам более низким, чем сейчас.


Судя по всему, Украине и другим странам будущего содружества удалось обойти Россию и в другом вопросе. Вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко до подписания соглашения заявлял, что каждая страна в содружестве \»четырех\» получит количество голосов, равное объему ее внутреннего валового продукта (так называемое взвешенное голосование). В этом случае Россия смогла бы играть в ЕЭП роль \»первой скрипки\». Однако радость российского вице-премьера оказалась недолгой. Уже на следующий день после начала саммита президенты четырех государств подписали соглашение, в котором не было ни слова про \»взвешенное\» голосование. Зато в тексте документа было зафиксировано, что количество голосов в ЕЭП распределяется из принципа \»одно государство — один голос\», а все важные решения принимаются консенсусным голосованием. И получается, что Беларусь, чья экономика составляет три процента от ВВП России, будет иметь голос наравне с другими, более экономически развитыми государствами. При этом опыт Европейского союза, в котором голоса распределяются именно по принципу \»взвешенного\» голосования, был полностью проигнорирован, отмечают “Новые известия”.


По-восточному хитро вела себя в Ялте казахская делегация. За все время саммита премьер-министр единственной азиатской страны в ЕЭП Даниал Ахметов был окружен такой толпой \»секьюрити\», что к нему не смогли прорваться даже журналисты казахского телевидения. А представители правительственной делегации вели себя подчеркнуто осторожно и дипломатично. Так, на вопрос \»НИ\», выгодно ли Казахстану создание ЕЭП, один из членов казахской делегации ответил, как врач умирающему больному: \»Не волнуйтесь. Всем будет скоро хорошо!\» Впрочем, за всю делегацию, судя по всему, ответил президент страны Нурсултан Назарбаев. \»Наконец, приняты конкретные документы, которые создадут пространство настоящего общего рынка и обеспечат условия для того, чтобы товары, капитал и люди могли свободно передвигаться\», — резюмировал он.


Но такой \»общий рынок\», в котором одним странам СНГ место находится, а другим нет, не нравится руководителям других государств содружества. Поэтому те, кто оказался чужим на этом празднике жизни, предпочитали держаться от \»счастливой четверки\» особняком. Владимир Путин постоянно находился только рядом с Леонидом Кучмой и Александром Лукашенко. Никто толком не видел, подходил ли он вообще к главам других государств, отмечает издание.


Похоже, очередная игра в интеграцию закончилась вничью. Как отметил один из членов российской делегации в беседе с корреспондентом \»НИ\»: \»ЕЭП — это простая формальность. В феврале этого года Нурсултан Назарбаев выдвинул идею \»торговли без границ\», и четыре президента с определенными оговорками ее поддержали. Тогда же они решили подписать соглашение по ЕЭП к сентябрю. Но во время переговоров стало ясно, что претензий друг другу накопилось много и быстро разрешить их не удастся. Поэтому, чтобы сохранить лицо, президенты соглашение подписали, но парламенты четырех государств его могут и не ратифицировать\».


При составлении обзора использованы материалы дайджеста \»Центральноазиатские новости\» от ИА Фергана.Ру