17 сентября в пять часов вечера в Астане группа из шести женщин, активисток движения многодетных матерей Южного Казахстана из Байдибекского района, тайно, избежав слежки, приехав в столицу, попыталась произвести акт самосожжения прямо возле стен Казахстанского Парламента. Женские организации Байдибека и Кентау уже многие годы борются за выплату многодетным матерям задолженности по детским пособиям. Одна из них, Асанова Нарипа, в этот сентябрьский день успела облить себя бензином и поднести к одежде зажженную спичку. Однако, изначально, за этой группой смутьянок велась слежка со стороны правоохранительных органов, чьи сотрудники сразу же накинулись на протестующих и повалили их на землю.
Одно это уже шокирует. Но непостижимо, что к самосожжению несчастную женщину активно подталкивали те, кто должен по долгу службы служить народу. В этот день им удалось случайно встретить депутата Парламента, прошедшего по их району. Но тот слишком спешил на обед, чтобы остановиться и выслушать женщин. Сотрудник канцелярии Парламента, куда байдибекские матери пытались передать заявление для президента страны, парламента и сенаторов прямым текстом предложила выйти им на площадь и там себя поджигать, но не досаждать своими глупыми просьбами здесь. И последней каплей стали требования сотрудников полиции у стен парламента либо поджигать себя (!), либо быть упрятанными за решетку за организацию несанкционированного митинга.
Затем выяснилось, что для усмирения многодетных матерей прибыло два автобуса с ОМОНом (Отряд Милиции Особого Назначения), которые учинили избиение с применением спецсредств, т. е. дубинок, а Нарипу Асанову и Айслу Избасарову под патронажем сотрудников КНБ увезли в психиатрическую лечебницу, где в течение двух дней провели принудительные инъекции психотропных средств. Представители правоохранительных органов пообещали упечь всех за попытку самосожжения на шесть месяцев в тюрьму. Правда, суд отделался пока только предупреждением. Не указав, впрочем, в решении, за что же их судили. После суда всех женщин насильно, постоянно подвергая избиениям, посадили в специальный вагон и отправили за счет государства назад в Шымкент, где их уже встретил наряд полиции, который сопроводил их до места жительства.
Кроме этого, 17 сентября, в тот же день, когда проходила акция протеста в Астане, на квартиру к Нарипе Асановой в совхозе Бурулдай нагрянула полиция в составе одиннадцати сотрудников Байдибекского РОВД и произвела, по их словам, обыск, а на самом деле — настоящий погром. Только угроза мужа Нарипы покончить с собой прямо при полицейских охладила пыл правоохранителей. По словам жандармов, они искали на квартире Асановой объявленную в розыск Ульмекен Саидову — лидера движения “Адилет” и защитника интересов многодетных матерей Байдибекского района Южно-Казахстанской области.
56-летняя Ульмекен Саидова, приехавшая в 2001 году в этот регион по приглашению женщин Байдибека, смогла через судебные процессы и акции протеста добиться выплаты детских пособий за несколько лет более чем двум тысячам многодетным матерям, восстановить на работе несколько десятков незаконно уволенных медицинских работников в различных лечебных учреждениях, помогла получить компенсации и регрессные суммы инвалидам — бывшим работникам Шымкентского завода ОАО “Фосфор”. Это вызвало “праведный” гнев местных властей, организовавших в отношении ее кровавые преследования. Вот уже два года она не могла выехать за пределы Байдибекского района, хотя является жительницей Акмолинской области, так как находилась под подпиской о невыезде в связи с возбужденным на нее уголовным делом в конце 2001 года. Ульмекен, арестованная и брошенная на несколько месяцев в следственный изолятор, от изуверских пыток стала инвалидом. Избитую и окровавленную, ее кидали в карцер, посыпанный хлоркой, явно рассчитывая окончательно подорвать ее здоровье. Отпущенной на свободу в результате протестов общественности, ей все равно не позволили вернуться домой, постоянно угрожая повторно посадить. И действительно, опасаясь вновь оказаться в тюрьме в сентябре, Саидова вынуждена была скрываться у своих активисток. Силовые органы в ответ разместили объявления о розыске опасной преступницы в местных изданиях.
Несмотря на протесты депутатов Мажилиса Парламента Казахстана Валерьяна Землянова и Серика Абдрахманова, требовавших прекратить уголовное дело в отношении Ульмекен Саидовой и прекратить преследования байдибекских женщин, дальнейшие розыскные мероприятия и давление на активисток были продолжены. Не повлияло на следователей даже то обстоятельство, что потерпевшая письменно отказалась от своих показаний в отношении Ульмекен, признавшись многим, что ее принудили дать против нее заявление в правоохранительные органы.
Корме фабрикации уголовных дел, существует угроза убийства помощниц и соратниц Саидовой. Так, группе байдибекских матерей удалось встретиться 30 июня с премьер-министром Даниалом Ахметовым, который в категорической форме заверил, что оставшимся без детских пособий двум тысячам женщинам будут выделены средства в течение двух месяцев. Но после того как активистки вернулись к своим семьям, в отношении них сразу были применены физические методы давления. В течение нескольких дней Нарипа Асанова и Айслу Избасарова были сбиты в разных местах районного центра неизвестными машинами и попали в больницу. Надо отметить, что в казахстанской глубинке появление транспорта на улицах — вообще явление довольно редкостное. Никаких действий для розыска покушавшихся на женщин, естественно, со стороны местной полиции произведено не было.
Сами же исполнительные власти, сославшись на то, что средства, заложенные в бюджете района, уже потрачены на другие цели, даже и не собирались выплачивать долги по детским пособиям для двух тысяч матерей, которые составили за один год всего сорок три миллиона тенге (148 тнг. за 1$). Это не такая уж большая сумма, но, видимо, не выплачивается целенаправленно, чтобы не создать прецедента по всей области.
Если совершить экскурс год назад, можно отчетливо проследить картину бесчеловечной травли районными властями мужественных женщин. 2 октября 2002 года группа полицейских в гражданской форме вывезла мужа Асановой на кладбище и там под дулом пистолета пыталась заставить его написать заявление о том, что его жена сумасшедшая, а Айсулу Избасарова заставляет его участвовать в неких махинациях. Он категорически отверг предложение преступников от власти, и тогда все четверо принялись за его избиение, отбив при этом почки. После нападения муж Асановой полгода пролежал в больнице. В те же дни был избит и сын Асановой. Стоит ли говорить о том, что местные органы власти никак не отреагировали на происшедшее? И так в течение всего года — обыски, угрозы со стороны полиции и акиматов стали постоянным спутником многодетных матерей и их близких.
Итак, несмотря на акции протеста, несмотря на лживые заверения членов правительства, вопрос, подвигший женщин на крайние меры, никак не решается. Пособия практически не выплачиваются, так как разворовываются подчистую на местном уровне, на активистов движения многодетных матерей оказывается беспрецедентное давление, мужья и старшие дети сидят без работы или нанимаются на самые грязные приработки к новым баям, а дети Южного Казахстана продолжают умирать от недоедания, болезней и холода. Так, только у Айслу Избасаровой умерло за последнее время шесть детей! И это в стране, где рапортуют о профиците бюджета, о больших доходах с продажи нефти и газа. Куда же, в таком случае, идут богатства страны?
Тотальное беззаконие в районных центрах страны и отсутствие каких-либо моральных устоев у представителей местных властей, обещания премьер-министра, который так и не сдержал своего слова, — все это вынудило активисток “Адилета” вновь приехать в середине сентября в Астану и продолжить акции протеста, одна из которых — попытка самосожжения возле стен Парламента. И женщины Байдибекского района не остановятся, они давно готовы пойти на крайние меры. Потому что мы живем в таком государстве.
3 октября 2003г.
Источник: КМБПЧиСЗ

