Ноль Второй, покажи личико!

Письмо “оттуда”

Самая большая головная боль любого авторитарного правителя – кому передать власть. Проблема в том, что сама природа авторитаризма предполагает отторжение из его окружения наиболее достойных на его место. Напротив, приближаются люди с психологией “шестерок” – уродливо покорных, готовых на всё, чтобы стать ближе к кормушке власти. Для власти это равносильно самоубийству: сдадут, непременно сдадут.


В Казахстане власть, как того и требует авторитарная форма правления, имеет одного лидера, других в ее лагере нет. Зато такие лидеры есть в оппозиции. Случись что-нибудь с Ноль Первым, реальными претендентами на его власть останутся (а) лидеры из оппозиции и (б) наиболее влиятельные люди из ближайшего окружения президента. В этом случае, независимо от того, кто из них окажется сильнее, Назарбаевы как клан оказываются не у дел. Надо ли объяснять, к чему это может привести как с точки зрения преемственности власти, так и с точки зрения передела собственности.


В этой связи можно предположить, что Назарбаевы задумались о завтрашнем дне. По крайней мере, последние инициативы старшей дочери президента дают право предполагать, что Назарбаевы решили изменить ситуацию и предпринять определенные меры, исключающие риск участия посторонних в претензиях на их власть.


В нашей ситуации, если президент хочет, чтобы власть осталась в Семье, а он этого наверняка хочет, у него есть только один путь – передать власть по наследству одному из ближайших своих родственников. Понятно, что времена нынче иные, поэтому сделать это можно только “демократическим” способом, как это сделал коллега по авторитарному цеху, президент Азербайджана Гейдар Алиев. Могу согласиться с тем, что передача власти в Азербайджане подтолкнула Назарбаевых на мысль повторить то же самое в Казахстане.


Думаю, что Назарбаевы просчитали этот вариант уже в середине девяностых годов прошлого столетия. Более того, определились с кандидатурой и начали ее готовить. Простая логика подсказывает, что кандидатом на пост могла быть только Дарига Назарбаева. Неспроста ее держали вне государственных должностей, что ей не дали сделать карьеру государственного чиновника и держали вдали от реальной власти и денежных потоков. Напрашивается версия, что это делалось сознательно, из желания дистанцировать Даригу от власти, которая марает человека в общественном мнении, уверенном в том, что “все они там воры”. В результате сегодня Д.Назарбаева, с точки зрения указанного стереотипа общественного сознания, – вне критики.


И это притом, что она является одной из влиятельных фигур властной пирамиды. В качестве руководителя “Хабар” она занимает достаточно нейтральную позицию относительно противостояния государства и общества. Не исключено, что “Хабар” был сознательно выбран в качестве инструмента позиционирования Дариги Назарбаевой в образе человека, не причастного к грехам власти. Дистанцирование от власти способствовало и ее вовлеченности в общественную деятельность, в частности, в деятельность СМИ. Это и проведение медиа-форумов, и поддержка журналистских организаций, и участие в различных квазидемократических правозащитных мероприятиях, включая создание собственной правозащитной организации, – всё это работало на создание образа общественного деятеля как бы демократического толка. Одновременно это позволяло ей быть всегда на виду.


Всё привело к тому, что Дарига Назарбаева – одна из самых “раскрученных” фигур казахстанского истеблишмента. Чем не подходящая кандидатура для преемника? Правда, в общественном мнении она воспринимается не как самостоятельный политик, а только как Дочь президента. Но впереди у нее два года – срок вполне достаточный для того, чтобы, сбросив вуаль “Хабара”, превратиться из дочки президента в самодостаточного политика со своим политическим лицом. Партия “Асар”, скорее всего – это тот самый инструмент, при помощи которого должно состояться политическое рождение Дариги Нурсултановны.


Далее возможны различные варианты. Либо на предстоящих выборах она попадает в парламент и уже в нем продолжает набирать политический вес, и в таком качестве находится в постоянном резерве, чтобы в нужный момент занять место отца. Либо с помощью “Асара” она выдвигает свою кандидатуру на президентских выборах, где заменяет отца отчасти по азербайджанскому сценарию.


В связи с этим есть подозрение, что Назарбаевы постараются провести выборы (независимо от того, будет ли власть передана дочери или отец останется на следующий срок) как можно более честно. Это им необходимо, чтобы лишить возможности оппозицию обвинить их в нелегитимности. В принципе, такая “демократия” вполне возможна в условиях недопуска к выборам лидеров оппозиции и при ангажированности подставных соперников. Тогда за результаты выборов можно не опасаться. Избирателя просто поставят перед выбором: либо выбирай кого-то из Назарбаевых (дочь или отца), либо кого-то заведомо непроходимого “а ля Энгельс Габбасов”.


Во власти началась работа по превращению Дариги Назарбаевой из дочери президента в кандидата в президенты. Будет ли осуществлена передача власти на предстоящих выборах или это произойдет позже – сказать сложно: не исключено, что Назарбаевы сами еще не решили этот вопрос. Очевидно, что президенту Назарбаеву нужен политически “раскрученный” либерал от власти, которому он безусловно доверял бы и который в качестве дублера мог бы его заменить в любое время. А это время может наступить в любой момент.