Разделим и повластвуем

Региональные элиты начинают определяться с политическими ориентирами

Создание партии “Асар” не сыграло той роли, какой изначально для нее предполагалось. Напротив, подтвердились даже самые худшие опасения: открытый выход Дариги Назарбаевой на политическую арену вызвал смятение в рядах региональных элит.


Ведь создание дочерью президента собственной партии сегодня может означать несколько вещей. Первая – “Отан”, как политический компромисс между региональными элитами, поддерживающими Нурсултана Назарбаева, уходит на задний план. Вторая: “Асар” может быть занят исключительно защитой интересов Семьи, а также аффилированных ею финансово-промышленных групп. Учитывая то, что в новейшей истории Казахстана сейчас идет сращивание региональных элит с финансово-промышленными группами, может очутиться много недовольных. Всем памятны события осени 2001 года, когда начавшая борьба за влияние на местные рынки между группами “Сахарный центр” (к ней относят Р.Алиева) и “Казахстанский инвестор” (М.Аблязов и Г.Жакиянов) позже переросла в жесткую политическую борьбу между крупнейшими финансово-промышленными группами страны.


Естественно, что никому не хочется повторения событий. Мало кого радует перспектива оказаться на месте того же Г.Жакиянова или, как Рахат Алиев, пребывать в политической ссылке где-нибудь послом в Австрии. Кстати, последний демонстрирует желание вернуться в Казахстан. Буквально на днях, в преддверии визита Н.Назарбаева в Вену, Р.Алиев привез в республику группу австрийских журналистов, дабы показать местные достижения. В кулуарах поговаривают, что это было сделано в угоду президенту, а также для успокоения австрийской общественности. С другой стороны, банки Австрии сегодня ничем не уступают банкам Швейцарии, а кое-где в вопросах конфиденциальности их даже превосходят.


В региональных элитах отлично понимают, что “Асар” для них сегодня опасен хотя бы тем, что его возглавляет Д.Назарбаева, которая так или иначе имеет влияние на отца. Отсюда возникают опасения, что приоритеты в стране могут быть отданы на откуп узкого круга лиц и финансово-промышленных групп. И начинается тихий бунт, что показал недавний съезд партии “Ак жол”, отличающейся оппозиционными взглядами. На нем в партию вступил ряд известных в стране личностей, особенно хотелось бы отметить Торегельды Шарманова и депутата мажилиса Амалбека Тшана. Ведь их нахождение в “Ак жоле” показало, что эта партия теперь смело может опираться по крайней мере на две южные региональные элиты. Причем это звонок достаточно тревожный. Ведь как раз-таки юг всегда отличался особой лояльностью к президенту Назарбаеву. Недаром туда каждый год из бюджета направляются наибольшие дотации на развитие социальной сферы.


Теперь “Ак жол” трудно назвать партией обиженных центральноказахстанских элит. Более того, она заручилась поддержкой на западе республики. В партию вступил посол Казахстана в Иране Толеген Жукеев, один из ярких представителей западноказахстанских элит.


О том, что региональные элиты начинают громче заявлять о себе, говорят несколько фактов. К примеру, в Шиелийском районе Кызыл-Ординской области наибольшее число мест в местном маслихате завоевали представители “Ак жола”. Кто знаком со спецификой этого региона, знает, что все там зависит от так называемых “агашек”. Так вот, если бы уважаемые люди были бы против, то вряд ли “Ак жол” получил бы победу.


Та же ситуация в Жезказганском регионе Карагандинской области, там конфронтация пошла открыто, где региональные элиты выступили против корпорации “Казахмыс”, по некоторым данным спонсирующей партию “Отан”.


Возможно, в преддверии парламентских выборов мы еще не раз увидим борьбу между центрами и региональными элитами. Возможно, последуют ответные шаги со стороны “Отана” и недавно зарегистрированной партии “Руханият”, за которой, по слухам, стоит одна влиятельная западноказахстанская региональная группировка.


Такое отношение региональных элит понятно, ведь теперь они находятся в некоторой растерянности, потому как после создания “Асара” не знают, к кому примкнуть — к дочери или отцу.