“Светлый путь” для… экс-посла

Алтынбек САРСЕНБАЕВ готов помочь отправить правительство АХМЕТОВА в отставку

Итак, прошел третий съезд ДПК “Ак жол”. Не будем повторяться, перечисляя его решения, в том числе по кадровым вопросам. Поговорим лучше о подоплеке последних внутриполитических событий.         


Что обращает на себя внимание?     


Во-первых, то, что мероприятие состоялось вскоре после того, как свой учредительный съезд провел “Асар”.     


Во-вторых, широкое участие в его работе высокопоставленных государственных служащих, таких как Ораз ЖАНДОСОВ, его заместитель по антимонопольному ведомству Жаннат ЕРТЛЕСОВА, вице-премьер Сауат МЫНБАЕВ, заместитель секретаря Совета безопасности Берик ИМАШЕВ и т.д. Кроме них “засветились” несколько депутатов Мажилиса из числа “старой гвардии”, много предпринимателей и представителей научной и творческой интеллигенции.     


В-третьих, “Ак жол” занял жесткую позицию по отношению к правительству, в частности, пообещав потребовать его отставки, если до конца этого года оно не передаст Мажилису пакет поправок в законодательство о выборах.     


В-четвертых, партия продемонстрировала свою уверенность в будущем, предложив увеличить партийную квоту в Мажилисе до половины общего количества мест.     


В-пятых, “Ак жол” позиционировал себя как защитника отечественного бизнеса и государственных интересов, потребовав, в частности, раскрытия контрактов с иностранными инвесторами.     


В-шестых, лидеры партии подчеркнули, что во властных структурах наблюдается размежевание между сторонниками консервации существующей политической ситуации и ее либерализации.     


В-седьмых, “Ак жол” возложил ответственность за торпедирование политических реформ на некоторых лиц и групп в самих властных структурах, освободив от нее главу государства.     


В-восьмых, ДПК выступила в качестве инициатора объединения политических партий и общественных движений, в частности, с требованием проведения честных выборов.


“Ак жол” против “Асара”


Лично у меня создалось впечатление, что съезд “Ак жола” стал ответом одной части казахстанской элиты на вызов другой ее части, объединившейся в партию “Асар”. Обратите внимание на сходство расстановки политических сил этой осенью и осенью 2001 года. Разница только в том, что в нынешнем руководстве ДПК нет нескольких знаковых фигур из первоначального состава учредителей ДВК. В частности, Галымжана ЖАКИЯНОВА, Мухтара АБЛЯЗОВА, Кайрата КЕЛИМБЕТОВА и ряда других, а также руководителей крупных банковских групп Нуржана СУБХАНБЕРДИНА и Ержана ТАТИШЕВА. Зато вместо них появился Алтынбек САРСЕНБАЕВ, сыгравший немаловажную роль в событиях двухгодичной давности.    


Им противостоит политическая партия во главе с Даригой НАЗАРБАЕВОЙ, за спиной которой нависает фигура ее супруга Рахата АЛИЕВА. Доказательством тому состав руководящих органов “Асара”, представляющий на паритетных началах дочь президента и его зятя.     


То есть политический кризис октября 2001 года, об отсутствии которого так твердили нам пропрезидентские политики, вышел на новый этап. Снова на политическом ристалище встретились две группы, одну из них можно назвать семейной, вторую — олигархической. Если кого-то из читателей не устраивает подобная классификация, группу Рахата — Дариги можно назвать авторитарно-силовой, а политические силы, объединившиеся вокруг “Ак жола”, — умеренно-реформаторскими.    


Таким образом, за год до проведения парламентских выборов и за три года до президентских выборов политические противники выстроили свои ряды и продемонстрировали свои флаги.     


Кстати, политическая мимикрия, которой вынуждена заниматься ДПК “Ак жол”, вряд ли кого-нибудь обманет и вряд ли кем-то будет осуждена. Действительно, в условиях сверхконцентрации власти в руках одного человека и уязвимости отечественного бизнеса невозможно быть правее президента. Поэтому умеренно-реформаторское крыло вынуждено заниматься тем же, чем его политический противник, — защищать идеи и политическую систему Нурсултана НАЗАРБАЕВА.    


Но если Дарига Назарбаева и ее супруг собираются делать это под лозунгом защиты первого президента от происков врагов, то “Ак жол” хочет добиться того же путем отстранения от власти лиц, которые дают главе государства неправильные советы. Надо сказать, что это противостояние ничем не отличается от придворной борьбы, только ее участники используют в качестве прикрытия и инструмента политические партии. И все же это лучше, поскольку содержит в себе зародыш перехода к нормальной политической системе, в которой борьба интересов осуществляется не на личностном уровне, и не в интересах нескольких человек.        


Маятник качнулся вправо


После вступления в партию Алтынбека Сарсенбаева и демонстрации поддержки партии частью элиты политическая линейка в Казахстане приобрела законченный вид. В ее центре находится ДПК “Ак жол”, которая, с одной стороны, умеренней демократической и коммунистической оппозиции, с другой стороны, предлагает провести политические реформы, и самое главное — нашла эффективный инструмент их “продавливания” через систему.     


С учетом профессиональных качеств многих членов этой партии, президент просто не может отказаться от их использования на государственной службе. Тем самым “Ак жол” нашел оптимальный в нынешних условиях вариант достижения своей цели: прийти к власти не путем борьбы за нее, а с помощью проникновения в нее, захвата всех ее уровней и ячеек. Прошу извинения, если обижу не совсем корректным (но, согласитесь, точным!) сравнением членов “Ак жола”, но это — тактика раковых клеток. Как известно, борьба с ними малоэффективна, если болезнь запущена или поразила основные органы.     


Тактика же “Асара” вынужденно будет сводиться к “выжиганию” противников Назарбаева, чтобы потом, когда встанет вопрос о власти, никто не мог на нее претендовать. Поэтому лично я вижу перспективу у этой партии. Ведь помимо двух мощных медиа-групп, личного влияния членов Семьи и гарантированного финансирования, она предоставит возможность карьерного роста для тысяч молодых казахстанцев, опоздавших к “раздаче” в силу своего возраста. И именно по этой причине “Асар” будет находиться не в центре политической линейки, а правее центра и даже правее президента.    


Далее на этом фланге теснятся три пропрезидентские партии: “Отан”, Гражданская и Аграрная. Левее ДПК “Ак жол” находится Коммунистическая партия, в первую очередь благодаря тому, что она действует в правовом поле. А крайне левую позицию из-за репрессий и отказов в регистрации занимает демократическая оппозиция, объединенная под флагом ДВК.     


Именно в таком порядке политические партии и пойдут на выборы 2004 и 2006 годов. Существующая расстановка сил сложилась стихийно, но, тем не менее, она вполне объективна и позволяет решить вопрос о проведении политических реформ положительно.    


Как ни странно, будущее Казахстана будет зависеть не столько от “Асара” и “Ак жола” — эти две силы уравновесят друг друга, сколько от Компартии и Демократического выбора Казахстана. По закону политической механики, чтобы уравновесить “Отан”, Аграрную и Гражданскую партии, левым силам нужно резко активизироваться, чтобы, во-первых, своей критикой действий власти не дать той возможности подкупить обездоленные слои населения. Во-вторых, создать поле для маневра реформаторскому крылу элиты и государственного аппарата. В-третьих, привлечь внимание мировой общественности к нарушениям гражданских прав и свобод и тем самым лишить Нурсултана Назарбаева политической поддержки Запада.     


И, наконец, чтобы использовать фактор “Казахгейта” для ослабления монополии на политическую власть, на что “Ак жол”, к сожалению, не способна.        


Кризис набирает обороты


Так или иначе, политический кризис осени 2001 года не закончился после того, как были отправлены в отставку учредители ДВК и посажены два его наиболее радикальных лидера. Он просто приобрел латентную форму. И этой осенью вновь набирает обороты и опять по вине членов президентской семьи. Те, кто не только помнит события осени 2001 года, но и знает их подноготную, может легко понять логику и смысл происходящего сегодня. Отставка Алтынбека Сарсенбаева и его появление в рядах “Ак жола” означает, что противостояние в элите нарастает, а противоборствующие группы начинают укреплять свои ряды. Возвращение в страну Рахата Алиева этот процесс еще больше подхлестнет.     


Я же, наблюдая нынешний кризис, тешу себя надеждой: вдруг Нурсултану Назарбаеву во второй раз не удастся предотвратить открытое противостояние двух групп элит? Может, тогда, наконец, они обратятся за поддержкой к народу…    


«Экономика. Финансы. Рынки.», 14.11.03г.