У нас не демократия, а “патология демократии”. Так почему же “старая оппозиция уже принадлежит истории”?

Летят перелетные птицы…


Газета “Мегаполис”, опираясь на слухи, продолжает делать политические прогнозы. Коллектив, довольный тем, что один из них — о том, что послом РК в России будет назначен Крымбек Кушербаев – подтвердился, пишет о других возможных кадровых изменениях в правительстве.


“В прошлом номере мы сообщали, что ходят слухи об отставке первого вице-премьера А.Павлова. У нас есть информация, что он вернется в корпорацию “Казахмыс”, где работал после своей прошлой отставки. На его должность прочат Кайрата Келимбетова, министра экономики и бюджетного планирования. Обсуждается в этой связи также и кандидатура Умирзака Шукеева, акима Кустанайской области”.


Издание обещает, что в следующем номере нам дадут “…знать, о каких переменах в высшем эшелоне власти говорят в Астане”. Остается только порадоваться за осведомленность своих коллег.


“Правый хук” от президентского советника, или Что не заметили “вчерашние соратники”


Нынешние ротации начались с отставки Алтынбека Сарсенбаева, которая как бумеранг отозвалась в душах и умах некоторых членов президентской команды и заставила заговорить “еще раз о демократии”. В “Казахстанской правде” советник президента Ермухамет Ертысбаев дает политическую оценку последним событиям, по сути, это ответ руководству партии “Ак жол”.


“Думаю, что объективный анализ необходим прежде всего самим акжоловцам”. – считает Ертысбаев и пытается нанести своим оппонентам “апперкот, или правый хук”. Фактически же опровергает их высказывания, “выводит на чистую воду” в защиту: президента, политического курса, правительства и себя.


По словам советника, сейчас “в сущности, идет борьба за власть на дальних подступах к парламентской и президентской кампаниям”. И “все знают, какой банк стоит за партией “Ак жол” и какие финансовые группы финансируют оппозиционные газеты. Поэтому за всем этим словесно-оппозиционным фасадом надо видеть реальный механизм таких политических проектов, как ДВК или “Ак жол”.


Например, “Алихан Байменов уже два года постоянно напоминает: “Наш народ готов к демократии!” Он не заметил только, что демократия давно уже стала реальностью. Булат Абилов с пафосом произносит: “Мы принимаем вызов времени!”. Он не заметил того, что вызов времени был принят Президентом и казахстанским народом на рубеже 80-90-х годов и однозначный выбор в сторону демократии давно уже сделан. Просто у Президента демократизация никогда не была техническим проектом, который можно быстро и немедленно внедрить в жизнь. Это от демократии к коммунизму можно перейти за месяц. А от коммунизма к демократии, как выясняется, путь долгий, нелегкий и тернистый”. При этом немыслимо поверить, что Е.Ертысбаев забыл: до коммунизма Казахстан, как и весь СССР, так и не добрался.


Еще один выпад в сторону сопредседателей ДПК: “Лидеры “Ак жола” требуют, чтобы Правительство до Нового года внесло проект закона о выборах в Парламент. Иначе они будут требовать отставки Правительства. Но при чем тут Правительство? У нас в стране законы принимает Парламент, который, если пожелает, может рассмотреть какой угодно закон и без инициативы Правительства, а Президент, если сочтет нужным, может подписать такой закон. Лидеры “Ак жола” прекрасно осведомлены об этом, но они также знают, что требовать роспуска Парламента нельзя, а на Правительство у нас модно нападать и требовать его отставки”.


Что касается А.Сарсенбаева, “в рассуждениях нового сопредседателя “Ак жола” присутствует странная логика”. Например, он говорит, что Жакиянов “стремился к революционным изменениям”. — Разумеется, власть не могла допустить хаоса и разрушений, которые всегда сопутствуют любым революциям. Народ во все времена уважал сильную власть и презирал слабую. Это доказано историей. Власть проявила принципиальную жесткость, чтобы митинги в цирках не стали повсеместными и масштабными”. Между тем, упрекая экс-посла в “странной логике”, советник противоречит своей логике. С одной стороны, он демонстрирует, что отношение Жакиянова к власти было специфически политическим, с другой, пишет: “уже много раз было сказано, что уголовное наказание экс-акима не имеет никакого прямого отношения к политике”.


Блок в собственную защиту: “Сарсенбаев в интервью газете “Время” сказал, что моя обязанность – советовать Президенту, а не обществу. Другими словами, пиши записки Президенту, а публично не высказывайся. Но, как говорится, не могу молчать. Особенно, когда ушаты околополитической грязи вываливают на страну, реформы и те очевидные достижения и успехи, которые никто не может отрицать. И не могу молчать вдвойне, когда это делают наши вчерашние соратники в достижении тяжелейшей исторической цели – строительстве независимого Казахстана, демократического государства с рыночной экономикой”.


Кстати, пополнение рядов “Ак жола” бывшим и нынешним сотрудником МИДа, ослабил “некогда монолитный дипломатический корпус страны”, пишет во “Времени” Сапа Мекебаев.


“Говорят, вслед за бывшим послом в России Алтынбеком Сарсенбаевым подал в отставку руководитель нашей дипломатической миссии в Иране Тулеген Жукеев… Такая ситуация, конечно же, не может не беспокоить министра иностранных дел Касымжомарта Токаева… Злые языки с нескрываемым сочувствием к главе МИДа рассказывают, что он стал приходить на работу чуть свет. Видимо, действует по принципу: раньше сядешь – больше выйдет”. Наверное, не предполагал экс-премьер, что “киндер-сюпризы” будут размножаться, как яйца у курицы-несушки.


“Старая оппозиция” умерла, да здравствует новая?


“Стремительное расширение “Ак жола” и его серьезное позиционирование в качестве новой оппозиции (“с человеческим лицом”, как говорили раньше) вообще отодвинуло ДВК за кулисы политической жизни, откуда доносятся еще какие-то невнятные речи, да не до них уже. Это вчерашний день. Это теперь история”, — считает заместитель редактора “Мегаполиса”. Евгений Рахимжанов, можно сказать, отправил на преждевременную пенсию “старую оппозицию” в лице РНПК, ФДС и упомянутого ДВК и поставил на ее место новую в лице “Ак жол”: “Свято место пусто не бывает. “Ак жол” заявил о своей оппозиционности. Средний класс, который при существующем к нему отношении чиновничества, разложенного коррупцией и склонностью к вымогательствам, всегда будет оппозиционен исполнительной ветви власти, вошел в местные представительные органы, а завтра захочет и в Мажилис. Студенчество, рабочие, крестьяне – да мало ли общественных групп, которые желают изменений в своей жизни. Это естественный процесс, который, хочешь или нет, будет продолжаться. Но уже без старой оппозиционной гвардии”.


Возможно, автор прав. ДВК, объединившая, пожалуй, “цвет казахстанской оппозиции”, сейчас не в лучшем боевом виде. Но вот в чем вопрос: почему же тогда ее представителей, даже официально бывших, до сих пор не оставят в покое? “Экспресс К” публикует (полагаем, это и ответ на статью А.Омаровой “Зачем раздувать пожар”) интересный материал. Интересный в том плане, что оберткой послужил как бы рассказ о сложностях экономической интеграции между государствами СНГ (в частности, в электро-энергетической отрасли), а начинкой – действия экс-министра энергетики, индустрии и торговли Мухтара Аблязова при создании СП с РАО “ЕЭС” на базе Экибастузской ГРЭС. Кстати, что-то подобное было изложено в книге Касымжомарта Токаева.


Резюме публикации показывает, ради чего надо было повторять версию главы МИДа: “…Когда Аблязов вышел на свободу после помилования, он заявил, что уходит из политики целиком и посвятит себя бизнесу. Надо же – как будто раньше он был НЕ целиком в бизнесе. Но как бы то ни было, калькулятор ему в руки! А его потенциальным партнерам – сертификат точности этого калькулятора. И кстати, когда нынче говорят: “Бедный Аблязов!” — не верьте этому!”.