Как выдавливать деньги: инструкция к применению

В Узбекистане государственные органы могут пополнять свой бюджет за счет взыскивания средств с “виновных”

Именно так можно понять Постановление правительства, которое гласит, что с 1 января 2004 года установлены унифицированные и обновленные размеры отдельных отчислений государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных и финансовых санкций, направляемых во внебюджетные фонды министерств и ведомств.


Следует сказать, что такой “общак” существовал в ряде органов государственной власти и ранее, за счет которых обеспечивалось т.н. “укрепление материально-технической базы, внедрение информационно-коммуникационных технологий, социальное стимулирование работников”. Однако правительство было вынуждено признать отсутствие действенного механизма контроля за формированием и использованием этих средств. Можно только предположить, на что тратились “бабки”, которые выуживались с граждан и предприятий.


Правительство решило внести “ясность” и “прозрачность” в этот процесс. Определено, что регистрация смет доходов и расходов фондов министерств и ведомств, финансируемых из госбюджета, осуществляется министерством финансов. Установлены следующие размеры отчислений бюджетных средств во внебюджетные фонды:


Министерство иностранных дел – 15% сборы за оформление въездных-выездных документов и иные консульские услуги;


Министерство внутренних дел – 10% за оплату перерегистрации автомототранспортных средств, а также 10% — за госпошлины от выдачи въездных и выездных виз, их продление, временную прописку, оформление документов на постоянное место жительство, 10% — за реализацию имущества, обращенного в доход государства в установленных законом случаях, 10% — штрафы за нарушения правил дорожного движения.


Государственный таможенный комитет имеет право направлять во внебюджетный фонд 65% суммы от поступления в виде таможенных сборов и платежей от оказания услуг, 10% — от реализации имущества, изъятого таможенными органами и обращенного в доход государства.


Объем отчисления Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции составляет 6% от суммы штрафов за нарушения антимонопольного законодательства, законов о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе — таков, а 4% полагаются министерству экономики за выявленные нарушения в вышеуказанной области. 10% от реализации имущества, изъятого налоговыми органами и обращенного в доход государства, а также 20% — от суммы финансовых санкций за нарушение налогового законодательства и штрафов – это размер отчислений для Государственного налогового комитета.


Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе вправе оставлять в своем распоряжении 10% от суммы налагаемых экономических санкций за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.


Прокуратуре, Государственному комитету по архитектуре и строительству, Государственному патентному ведомству, Пробирной палате, Министерству труда и социальной защиты и Министерству финансов позволяется направлять в фонды по 10% средств за выявленные определенные правонарушения и выполнения услуг. По 100% сумм от реализации имущества и штрафов остается в распоряжении Агентства по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному делу, Национального информационно-аналитического центра по контролю за наркотиками и Фонда охраны природы. От 10% до 100% средств передается в распоряжение Фонда развития судов и органов юстиции за штрафы, санкции, пошлины, взыскания, реализации имущества и прочего, отраженного в законодательстве.


Для внебюджетного фонда Госкомимущества полагается 2% от всех средств, поступающих от разгосударствления и приватизации.


Нетрудно догадаться, как теперь будут работать сотрудники данных учреждений: чем больше “выявишь” нарушений, тем больше денег поступит во внебюджетный фонд, а там и премии светят за “добросовестный” труд во благо… нет, не государства, а корпорации (то бишь, министерств и ведомств). Активность ожидается высокая. Не думаю, что предпринимателей или простых граждан это обрадует. И не стоит, наверное, ожидать прозрачности в использовании этих фондов. Безусловно, какая-то часть денег пойдет на заграничные поездки, ремонт кабинетов (сплит-система, тонированные стекла, кожаные кресла), приобретение шикарных автомашин и прочие штучки-дрючки.


Следует заметить, что ранее либерализации подверглось уголовное законодательство: нанесший экономический урон государству не мог подлежать наказанию в виде лишения свободы, если компенсирует сумму ущерба. Это привело к тому, что “нарушителям” навешивались фантастические и несоизмеримые с реальными потерями суммы, после чего человек оставался “на бобах”. Хотя нет, трусы им оставляли – не пускать же голым по городу…