“Казахи заснули” и “счастливы в своем безмолвии”…
Политики и журналисты часто обращаются к “народу” как к последней инстанции (за исключением, конечно, главы государства), собеседнику, опоре. Причем делается это вне зависимости от политических пристрастий.
В газете “Соз” Ербол Курманбаев задается вопросами о том, почему “казахи заснули”, “где честь и достоинство казахов”, “что они, граждане независимой страны, делают над собой?” и “неужели кази счастливы в своем безмолвии?”
По мнению автора, народ спит, “инертен, как бегемот, засыпает на ходу, равнодушен, как корова”. Равнодушна и “выродившаяся” интеллигенция, “потому что улетучился ее былой дух”, а ведь интеллигенция — “чисто нравственная категория”. В то же время “пока спит народ, чиновник жаждет власти и денег”: “чиновники начинают думать, что если народ молчит, когда его гоняют, как барана, значит он, народ, недостоин власти, недостоин демократии”.
Автор проводит параллель между Казахстаном 2004 года и “1984” Оруэлла, “Мы” Замятина. По его мнению, если страх, укоренившийся “как болезнь на генном уровне”, сохранится, “в конце концом, мы получим подобие того, что сотворил Сталин. Ничего нового власть, задумавшая для себя вечность, изобрести не может”. Чтобы избежать этой “дурной цикличности”, “надо только вернуться в начало. Поднять знамя – Ар, Намыс. И убить в себе раба, чтобы изгнать страх, гнездящийся в тоталитарном человеке”.
С точки зрения обозревателя “Нави”, на самом деле казахский народ не спит. Он думает. Просто разным народам, как сельскохозяйственным культурам, нужно разное время для созревания. Помню, недавно случилось встретиться с бывшими одноклассниками. Посидели, выпили, разговорились. Один из однокашников учился с нами, в русской школе, совсем недолго. Потом родители отправили его в аул к старикам. Окончил юридический факультет, работал судебным исполнителем, судьей того же района был его старший брат. Когда начались антикоррупицонные движения, одноклассник, дабы опередить события, уволился. Теперь работает в фирме отца, читает “Ассанди-таймс”, “Соз” и настроен очень оппозиционно. Вспоминает, как в здание суда стопками завозили тиражи “СолДАТа” и с каким интересом ее читали служащие. Я спросил: “Только честно! Представь, ты вернулся на службу, поднимаешься по служебной лестнице, разве хотел бы революции, разве пошел бы на “баррикады”? На что он с пылом ответил: “Конечно!”
Посторонним входа нет
Правоохранительные органы Казахстана прессуют не только представителей непризнанной четвертой власти, но “посылают” людей, абсолютно далеких от политики. Видимо, причины обращения граждан в суд им кажутся смехотворными…
О передрягах журналистской работы и СМИ пишет “Соз”. В заметке, название которой совпадает с названием известного журналистского фонда, редактор сообщает о неприятной для нее новости. Журналист Сергей Козлов намерен обратиться в суд на Г.Ергалиеву, которая поясняет: “присланная мне претензия адвоката В.Воронова (известен своим публичным отречением от Кажегельдина), которая написана в строгом и непримиримом тоне, предупреждает меня, что я оскорбила в своей статье честь, достоинство и т.д. журналиста С.Козлова. Далее от меня требуют опровержения в нашей газете, а также милостиво предупреждают, что если я напишу такое опровержение, то сумму финансового иска они, возможно, скостят”.
По словам Г.Ергалиевой, она не знает, за что ей надо извиняться: “неужели за то, что я ответила на статью Козлова в “Мегаполисе”, где он восхищался партией “Асар” и ее лидером, которая, оказывается, открывает новую эру для Казахстана, а чтобы еще больше оттенить свое восхищение, автор сильно возмущался “Демократическим выбором Казахстана” и старой “оппозицией”, назвав целую организацию в 30 тысяч человек “оборотнями”, “Беспринципными”, “продажными” и т.д”. По мнению шеф-редактора, коллега пожелал “помешать газете “Соз”: “это, надо понимать, помощь прокуратуре, Мининформации и прочим, которые делали разные заходы в суды и привлекали нашу газету к ответственности”.
Жаль, что проблемы у СМИ возникают не только по инициативе госструктур, но и своих коллег. Выходит, паны дерутся, и холопы вслед за ними. В такой ситуации слова о том, что “журналисты – последняя надежда народа на справедливость”, как пишет “Соз”, выглядят нелепо.
“Экспресс К” повествует о том, как жительница Павлодара “…не смогла доказать в суде, что имеет право на посещение… туалета”. Что ж, туалет и газета вполне совместимы…
В городской суд женщина пришла по одному поводу, но после долгого ожидания судьи нашелся и второй: “вполне естественно, что за время ожидания она начала выискивать глазами заветную дверь. Но не нашла. Попыталась поинтересоваться у судебных приставов, где здесь места общего пользования. Но получила ответ: туалет в здании суда служебный, и посторонним туда хода нет…” Гражданка подала иск на горсуд, но из-за того, что “не представила надлежащих доказательств права использования гражданскими служебных туалетов суда, ее заявление осталось без движения”…
Между тем, отмечает автор, на Западе “право европейца отправить естественные надобности именно там, где ему хочется в данный момент, не считается чем-то постыдным. И вправду, не зря же эти желания называются естественными!” Журналист смущен: “Вот почему больше всего меня смущает то, что в родном отечестве в большинстве присутственных мест, где нам вольно-невольно приходится часами обивать пороги, до этих естественных проблем чиновникам нет никакого дела”. Как говорится в таких случаях, без комментариев…
У каждого свои странности, или Развлечения нашего городка и бомонда…
Каждый отдыхает в меру своей испорченности. Газеты пишут о развлечениях (веселых и не совсем) простых алматинцев и “олигархов”. Так, “Комсомольская правда” сообщает, что “алмаатинцы сводят друг с другом счеты” при помощи… телефонов доверия ГУВД”.
Как пишет газета, “в прошлом году полицейские южной столицы выделили два телефонных номера, чтобы добропорядочные граждане могли инкогнито “сливать” людям в погонах “секретную” информацию, которая бы способствовала увеличению числа раскрываемых преступлений. Как нам сообщили в Алма-Атинском ГУВД, за весь срок действия “горячей линии” от горожан поступило 574 звонка. Однако ни один (!) из доброжелателей так и не вывел сыщиков на след преступников. Как показывает практика, за счет телефона доверия алмаатинцы пытаются решить собственные проблемы”. Поводами для обращения к стражам правопорядка становятся стремление угомонить распоясавшегося соседа, назвать номер водителя-лихача, обрызгавшего с головы до ног, “слить” конкурента. “Хитом” всех донесений стал звонок от сотрудника полиции, который пожаловался, что ему не выдают зарплату. Оказалось, сам виноват – не принес какую-то справку…
О том, “как развлекаются олигархи”, поведала газета “Курсив”. Всего историй три: как депутаты перевоплотились в таксистов, чтобы узнать о себе мнение представителей из народа; как банкиры на настоящих танках играли в войнушку, а их супруги, последовав за мужьями, создали два женских экипажа; как респектабельные господа увидели своих жен в новом образе. Такое чувство, что истории реальные. Но если это всего лишь фантазия автора, все равно очень похоже на правду.
Действие сюжета — в одном из элитных стрип-клубов: “сидят за столиками, беседуют и вдруг видят на сцене у шеста своих полуобнаженных жен. Сначала глазам своим не поверили, некоторые онемели от шока. Другие восприняли все с юмором, третьи – негодовали”. А для жен самым сложным и самым страшным было “преодолеть свой респект, имидж благородной леди, ведь в зале сидели их знакомые, сплошной бомонд”.