Заманбек Нуркадилов: Я не хочу быть козлом отпущения

Интервью председателя АЧС РК Заманбека Нуркадилова “Хабару”

ВЕДУЩИЙ:


ВЫ СМОТРИТЕ ПРОГРАММУ “ЖЕТИ КУН”, МЫ ГОВОРИМ О САМЫХ ЗАМЕТНЫХ СОБЫТИЯХ УХОДЯЩЕЙ НЕДЕЛИ. ТРЕВОЖНЫЕ ВЕСТИ ПРОДОЛЖАЮТ ПОСТУПАТЬ ИЗ КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ГДЕ СОТРУДНИКИ ОБЛАСТНОГО ЧС В СПЕШНОМ ПОРЯДКЕ ЭВАКУИРОВАЛИ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗАТОПЛЕННЫХ ДАЧНЫХ ПОСЕЛКОВ. ЧТОБЫ СПАСТИ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ, ПРИШЛОСЬ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЕННУЮ ТЕХНИКУ ПОГРАНОТРЯДА. ЛЮДЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ ОТРЕЗАННЫМИ ОТ БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ, ВЫВОЗИЛИ НА ВЕРТОЛЕТЕ И ВЕЗДЕХОДАХ. ПОДЪЁМ ВОДЫ В РЕКЕ СЫРДАРЬЯ УГРОЖАЕТ ЗАТОПИТЬ ТРАССУ САМАРА-ШЫМКЕНТ И НЕСКОЛЬКО АУЛОВ НА ЛЕВБЕРЕЖЬЕ. НАПОМНЮ, ЧТО УГРОЗА МАСШТАБНОГО НАВОДНЕНИЯ В ЮЖНЫХ РЕГИОНАХ КАЗАХСТАНА ВОЗНИКАЕТ КАЖДЫЙ ГОД ИЗ-ЗА СЕРЬЁЗНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ ШАРДАРИНСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА. НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ КАЗАХСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДСТАВИЛ ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ АМЕРИКАНСКИМ НАУЧНЫМ СПУТНИКОМ “ТЕРРА”, КОТОРЫЙ КАЖДЫЕ ТРИ ДНЯ ПРОЛЕТАЕТ НАД ШАРДАРИНСКОМ ВОДОЕМОМ. АНАЛИЗ ФОТОГРАФИЙ ОТЧЁТЛИВО ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ПЛОЩАДЬ ВОДОХРАНИЛИЩА УВЕЛИЧИЛАСЬ С ОКТЯБРЯ ПРОШЛОГО ГОДА ПОЧТИ В ТРИ РАЗА. НА ФОТОГРАФИЯХ ТАКЖЕ ОТЧЁТЛИВО ВИДЕН ПРОРЫВ ВОДЫ В АРНАСАЙСКУЮ ВПАДИНУ И НА ТЕРРИТОРИЮ МАКТАРАЛЬСКОГО РАЙОНА В ЮЖНОМ КАЗАХСТАНЕ. ПОКА ВЛАСТЯМ ЭТИХ РЕГИОНОВ УДАЁТСЯ ДЕРЖАТЬ СИТУАЦИЮ ПОД КОНТРОЛЕМ, НО ЕСЛИ ПЛОЩАДЬ ЗАТОПЛЕНИЯ НАЧНЁТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ, ПОНАДОБИТСЯ СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. ГОТОВЫ ЛИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЮГЕ КАЗАХСТАНА ОТРЯДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЧС? ОБ ЭТОМ МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ АГЕНТСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ЗАМАНБЕКОМ НУРКАДИЛОВЫМ. ЕГО СОБЕСЕДНИК В СТУДИИ ПРОГРАММЫ “ЖЕТИ КУН” ЖУРНАЛИСТ ИННА СОВА.


— Заманбек Калабаевич, к сожалению, прогнозы специалистов водного хозяйства Казахстана начали сбываться: Сырдарья выходит из берегов. В каком объеме сейчас агентство по ЧС оказывает помощь Кызылординской области?


— Шардаринская проблема стояла на повестке дня каждый год, но особенно обострилась в этом году. Один из аварийных способов предусматривал пропуск воды в Арнасайское ущелье или водохранилище. Но, к великому сожалению, когда я прошлой весной посещал во время бедствия Южный Казахстан, на вертолете летели, было видно – узбеки строят дамбу на Арнасайском водохранилище, на своей территории. Тогда я обратил внимание премьер-министра Тасмагамбетова и первого вице-премьера Павлова на то, что они там неправильно строят. Они нарушают совместное использование водных ресурсов. Мне пообещали, что они будут вести переговоры с узбекской стороной и с Киргизией – с Токтагульской ГЭС сбрасывают воду в Шардаринское водохранилище. Но, к великому сожалению, мы сейчас стоим перед этой бедой одни.


-Какой выход вы видите?


— Нет, вы выслушайте меня. Понимаете, вести сейчас надо переговоры с узбеками и постараться их уговорить сбрасывать туда воду, но исключить дальнейший быстрый пропуск воды, чтобы уменьшить угрозу смыва дамбы, плотины Шардары нельзя. Все проблемы созданы только беспечностью министерства сельского хозяйства. Каким министром – другой разговор. Я в данном не министра обвиняю, а в целом службу, которая не предусмотрела варианты. И они должны сегодня уже посмотреть, какую воду собираются спускать и какую воду Сырдарья сможет принять. Людей тех поселков, которые там окажутся, конечно, надо вывозить.


— Сейчас эвакуация уже идет. На какую помощь могут рассчитывать люди, предусмотрена какая-то компенсация?


-Помощь, в первую очередь, должен предусмотреть акимат. Он должен сказать, у него должна быть программа.


— А по линии ЧС какая-то помощь предусмотрена?


— По линии ЧС мы собирались перед новым годом, был небольшой скандал, конечно, искали виновников. Перед новым годом проблема Шардары стояла. Ну выделяли деньги – меньше 200, больше 200 миллионов тенге, и сам акимат там организовал всю работу, технику. И мы собрали здесь моим приказом специальный отряд с техникой – старой, новой, какая есть, со всех регионов. Только собирались туда отправлять, аким говорит – зачем, паника среди населения начнется. Пришлось отменить этот приказ.


— Сейчас укрепляют берега Сырдарьи и плотины, насколько определенно можно сказать, что увеличившийся поток воды не смоет их снова?


— Я вам должен сказать, эту переписку я вам могу предоставить, 2 года назад я направлял, между прочим, не только одному акиму Кызылординской области, а всем акимам, которые не имеют у себя водоселезащитную службу. Нам правительство просто не дало штатную численность. Надо оценить сейчас – компьютер есть, слава богу, не надо ничего выдумывать, космический мониторинг у нас в Казахстане есть, уровень воды, его сегодняшнее русло, старое русло и возможное. С Шардаринского водохранилища до Арала, где населенные пункты имеются. То ли это будет делать министерство сельского хозяйства, за его деньги должно делаться, сейчас бесплатно никто не делает, или акимат, или нам поручить, тогда мы поручим Казсельзащите. Как пойдет вода, на каком месте, в каком русле, что может потопить? Это надо определить. Компьютер это может сразу выдать.


— Вернемся к Шардаре. Насколько там сейчас опасная ситуация?


— Опасная ситуация, я вам должен сказать. Последнюю информацию я буквально в четверг получил, и вчера еще раз связался вечером. Через тело плотины начала просачиваться вода. Я опять говорю, это очень опасно. Видите, в 3-4 раза объем увеличился, давление на тело плотины увеличилось.


— Если, не дай бог, конечно, поток воды увеличится и хлынет на Кызылорду? Ваше агентство готово к такой ситуации? Какие действия вы будете принимать?

— Вопрос поставлен неправильно. Такой вопрос, чтобы вы профессионально поняли – сперва надо оценить. В первую очередь министерство сельского хозяйства должно сесть, если захотят, с нашими специалистами и акиматом, и рассчитать, как быстро надо спускать Шардаринское водохранилище. Сколько суток надо. Виртуально, я еще раз говорю, компьютером пропустить. По компьютеру – сколько населенных пунктов и Кызылорду может охватить эта вода? Куда она может течь? Если возможно, сейчас быстренько какие-то русла расчистить, взрывом или другим способом. Если там лед внизу, то надо минировать и взрывать, нечего бояться. Вот когда эта теоретическая работа будет выполнена, после этого эвакуировать надо быстро людей, ценности, скот, чтобы все стало безлюдно и потом пропустить эту воду.


— Так почему же до сих пор этот мониторинг не сделан?


— Это вы спросите у министерства сельского хозяйства, у акима. Через Шардаринское водохранилище в целом надо посмотреть, что делается. Вот мне перед вами задают вопрос журналисты, вы такой герой – я оказывается герой, в хорошем смысле – везде дрались, а здесь нет. А с кем я должен драться? Совету безопасности президента каждый месяц по 2 раза пишу. Трем премьер- министрам говорил — без толку. Полтора миллиона человек проживает только в Алматы. Полтора миллионов долларов я прошу, чтобы обеспечить гарантированное сообщение. Я прошу, дайте мне их, перечислим в Москву, войдем в мониторинг МЧС России, и они нам скажут за неделю вперед – будет землетрясение или нет, каждую неделю сообщения будут давать. Не дают, на праздники, юбилеи деньги выделяют, а на это дело деньги не хотят выделить. Я не хочу быть козлом отпущения. В мире существует, имейте в виду, только два козла: один козел-провокатор, другой — отпущения. И козлом отпущения меня никто не сможет сделать.

— Что вы можете людям сейчас посоветовать?


— Паниковать не надо. До паники пока далеко.


Я благодарю вас за беседу, большое спасибо.


— Вы извините меня за эмоции.


Источник: Хабар – “Жети кун” от 08.02.04г.